Стабильность или реформы?
Ушедший год стал во многих аспектах знаковым для Украины. Тренд политический стабильности как основной императив работы президента, кабинета министров и парламента был выдержан. Ставка на сбалансированную кадровую политику, сделанная при формировании органов центральной исполнительной власти, также дала позитивные результаты: отсутствие значимой кадровой чехарды позволило сосредоточиться на экономических процессах. Одновременно следует отметить и обратную сторону стабильности. Исключительная ставка на кадровые балансы привела к закупориванию каналов здоровой конкуренции. А ведь конкуренция в условиях курса на реформы могла бы способствовать более высокому уровню профессиональной проработки тех или иных реформаторских векторов.
2011 год дал старт нескольким давно назревшим реформам, таким как пенсионная, земельная, коммунальная, реформа социального обеспечения. Но к концу года скорость на большей части реформаторских направлений снизилась, а на отдельных и вовсе затормозились. Реформы в наиболее чувствительных сегментах социальной политики во второй половине прошлого года вызвали общественное недовольство и вылились в многочисленные протесты в Киеве и регионах. Оказалось, что недостаточно разработать эффективный план реформ, и даже просчитать все необходимые риски, необходимо также и социально-психологическая подготовка целевых групп к изменениям. Менять психологию людей очень трудно. Для этого мало проводить лишь разъяснительную работу, как весь год призывал премьер-министр Николай Азаров, необходимо, чтобы тренд изменений стал всеобщим. Пока что, призывая к переменам народ, элита слабо демонстрировала заинтересованность в реформах и стремление к переменам «в верхах». Отсюда весь прошлый год страницы СМИ и особенно Интернета были полны разоблачений роскошной жизни, которую продолжали вести чиновники, министры, депутаты. И хуже всего, когда их действия носили коррупционный, а иногда и криминальный характер, при этом благодаря своему привилегированному статусу они могли избежать наказания, положенного по закону.
К концу года стало очевидно, что реформы требуют второго дыхания. Несколько попыток кадрово обновить кабинет министров не были успешными. Тем не менее, без кадровой перезагрузки и идейного апгрейда реформы не смогут получить нового драйва. Слабым звеном реформ также можно считать отсутствие четкого курса, стратегии. Постсоветские сырьевые ресурсы уже не могут быть топливом для высокотехнологической экономики XXI века. Поэтому, чем раньше Украина откажется от балансировки на истощающихся ресурсах, не приносящих добавленную стоимость, уйдет от устаревшей технологической и индустриальной базы, тем быстрее сможет начать переход на более современные технологические платформы, принятые в развитых странах. В этом отношении модернизация экономики должна начаться с проведение полного технологического аудита и на его основе запуска механизма «технологической перезагрузки» всего промышленного комплекса Украины. Параллельно необходимо реформирование, а точнее создание новых современных правовых и налоговых институтов, функциональная нагрузка которых, прежде всего, должна быть стимулирующей к развитию и экономическому росту. Дать украинской экономике – курс, технологии, стимулы – в этом и должна состоять экономическая миссия на нынешний 2012 год.
Выбор выбора
2011 год можно смело назвать годом выбора для Украины. Страна определилась с геополитическим вектором, а значит и вектором развития. Отсутствие парафирования соглашения об ассоциации с ЕС на Саммите в Киеве в декабре нельзя рассматривать только в негативных тонах. 15-й юбилейный Саммит Украина-ЕС состоялся, а значит европейский интеграционный вектор закреплен формально и политически. Между представителями большинства политических сил (за исключением разве что коммунистов и некоторых маргинальных внепарламентских партий) сложился консенсус о необходимости интеграции в Европу. Как показывают данные социологов, большинство украинских граждан также поддерживает евроинтеграционный курс. В то же время, усилия власти на этом направлении оцениваются как недостаточные. И поэтому украинское государство в целом оказалось неготовым начать интеграцию. Претензии европейцев касались как состоянии демократии, так и вопроса независимости судебной системы, преследования оппозиции, политически мотивированного судебного процесса над лидером оппозиции Юлией Тимошенко. Не подтвердились оценки того, что Европа не ставит в прямую зависимость процесс европейской интеграции и преследование оппозиции. Такая зависимость есть. Но, это также означает, что Европа заинтересована в полноценной интеграции Украины, и поэтому основополагающее значение имеет именно политическая составляющая соглашения. Таким образом, процесс евроинтеграции по итогам прошлого года значительно замедлился. Горизонт украинских европейских перспектив стал более размытым. Хотя с другой стороны, украинская власть получила возможность доказать свою целеустремленность и уважение к европейским демократическим ценностям.
Торможение процесса украинской евроинтеграции играет на руку другому геополитическому игроку - России. РФ в рамках нового проекта «Евразийского Союза» наряду с уже традиционными инструментами ЕЭП, СНГ, ТС будет продолжать пытаться завлечь Украину в зону своего влияния. Переговоры о «цене на газ» уже традиционно выходят за рамки вопроса самой «цены» на газ. Появляются требования по денонсации уже подписанных соглашений с ЕС(!), создание газотранспортного консорциума в двухстороннем формате (без участия ЕС), перехода на расчеты за газ в российских рублях. Таким образом, 2011 год для Украины стал годом не до конца реализованного внешнеполитического выбора. В этом году все усилия должны быть направлены на активизацию диалога с ЕС, лоббирование подписания соглашения об ассоциации, иначе может сложиться ситуация, когда у Украины не останется возможностей для выбора.
2012 - год выборов
2012 – год парламентских выборов. В условиях экономического спада, протестных настроений, низкого уровня поддержки «партии власти» выборы 2012 года станут для всех политических сил тестом на идейное и организационное обновление. В политическом смысле выборы представляют собой в первую очередь выбор определенной модели развития государства и общества. Поэтому парламентские выборы – это еще и тест на демократизацию и модернизацию страны.
Ключевым признаком будущего избирательного процесса должна стать его конкурентность. Конкуренция может быть обеспечена только при условии допуска к выборам оппозиционных партий и кандидатов. В рамках же правящей партии – Партии регионов – конкуренция необходима в виде праймериз или другого рода инструментов для выдвижения действительно достойных и популярных кандидатов. Выборы выиграет тот, кто не будет бояться конкуренции. Если условная «партия власти» пойдет по пути ограничения конкуренции, то общественную поддержку может потерять как сама партия, так и парламент. Можно привести пример недавних выборов в российскую Государственную Думу. Вопрос недоверия к результатам «Единой России» возник как раз по причине ограничения и даже отказа в представительстве другим политическим силам. В результате общественное недоверие к «Единой России» переходит на Госдуму, и в итоге вырастает до вотума недоверия всему политическому режиму.
Конкурентные и честные выборы – это залог легитимности будущей законодательной власти. Вопрос легитимности весьма важен для продуктивной и стабильной работы как законодательной, так и исполнительной ветвей власти. Это означает, что каждая политическая партия, получившая более 5% и каждый кандидат, получивший относительное большинство голосов в своем округе, в праве рассчитывать на конвертацию своей избирательной поддержки во влияние на политическую повестку, на участие в принятии политических решений. Если в новом составе парламента голос каждой партии или голос мажоритарщика будет снова лишь предметом купли-продажи для голосования, а ВРУ продолжит уже ставшую непопулярной постсоветскую традицию парламента как «не места для дискуссий», то срок работы нового состава может оказаться меньше его конституционной каденции.
Украина закончила год также с падением рейтинга демократии. В рейтинге Democracy Index-2011 британского журнала The Economist Украина ухудшила свои показатели практически по всем позициям в сравнении с 2010 годом и скатилась на 79 место среди 167 государств. Среди качественных характеристик политических режимов Украина перешла из разряда «ущербных демократий» в категорию «гибридных режимов». Репутационные потери, которые несет Украина, будут сказываться как на внутриполитической реформаторской повестке, так и в целом на месте Украины в региональном и глобальном мировом порядке.
***
2011 год был для Украины, с одной стороны, недо-определенным – стартовавшие реформы не смогли выдержать заданного темпа, в курсе на европейскую интеграцию была взята пауза. Но с другой - определенно можно сказать одно – страна не стоит на месте, пусть медленно, но продолжает меняться. В этой ситуации важно сохранить тренд изменений, максимально использовать все возможности для проведения институциональных реформ, экономической модернизации страны. В 2012 году Украина должна до-определится в реформах и векторе своего развития на ближайшие годы.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.