Беспрецедентное решение Конституционного суда узаконивает коррупцию и подвешивает дамоклов меч над всеми неугодными.
Еще на прошлой неделе в нашей стране жили-были коррупционеры. Жили открыто, не стесняясь. Журналисты ежедневно писали об их состояниях: часы, особняки, компании. Все, конечно, было записано на жен либо волшебным образом возникло из небольших официальных доходов чиновника.
Но на прошлой неделе Конституционный суд принял решение, которое обязало в первую очередь журналистов не совать свой нос в благосостояние находящихся на государственной службе людей. По сути КС разрешил чиновникам не разглашать информацию о своем имущественном и финансовом положении - на основании гарантированного Конституцией права гражданина на личную жизнь. КС определил, что любые сведения о человеке, в том числе имущественного и неимущественного характера, являются информацией о личной и семейной жизни. А такая информация является конфиденциальной. Соответственно, сбор таких сведений, их хранение и распространение является вмешательством в личную жизнь человека.
Это, к примеру, означает, что журналистский интерес к частной жизни лиц, подозреваемых в масштабных хищениях бюджетных и прочих народных денег, незаконен. Даже если он вызван явным несоответствием скромных официальных доходов должностных лиц и очевидных признаков их состояния.
Это решение суда наверняка будет интересно как юристам, так и любителям фэнтези. Потому что, оградив чиновников железным занавесом личной жизни, суд открыл в борьбе с коррупцией в Украине новую, эпическую главу.
Запрет даже на сбор информации де-юре делает коррупционеров мифическими персонажами, которые существуют вне информационного поля. И теперь журналистские расследования Корреспондента можно будет проводить разве что под прикрытием публикации об архитектурных особенностях объектов недвижимости депутатов, губернаторов и мэров городов.
Сбылась мечта коррупционера. Как говориться в популярном тосте, чтобы у вас все было, и вам за это ничего не было! С такими законами побороть коррупцию сможет разве что Гарри Поттер, владеющий волшебными навыками.
Для примера: если милиционер на улице подозревает, что вон тот пьяный персонаж - нарушитель порядка, он может подойти, проверить документы. Но у человека, который потенциально крадет у государства миллионы, теперь нельзя будет даже попытаться спросить, а на какие, так сказать, шиши. Ну в самом деле, не распивает же человек спиртные напитки в общественных местах, культурно пилит себе в кабинете.
Вы никогда не замечали, что у чиновников, как правило, невероятно успешные жены и прочие родственники? Так вот – можете об этом забыть. С таким решением новый судья Зварич не станет рассказывать басни про колядование, а просто беззаботно улыбнется. И пока журналисты не найдут способ обойти этот запрет, о возможных коррупционерах вы не прочитаете в журналах и на сайтах. О сказочных масштабах воровства придется слагать легенды, а информацию о благосостоянии коррупционеров можно будет, как былины, передавать исключительно из уст в уста.
После этого в стране останутся два-три реальных коррупционера. Луценко, Диденко и Тимошенко. Остальные будут существовать исключительно в вашем воображении - и в воображении компетентных органов.
Дело в том, что КС оставил возможность избранным заходить в сумрак коррупции. Эту возможность можно увидеть в оговорке, которая содержится в принятом решении КС: «Вмешательство в личную жизнь разрешается только в установленных законом случаях и исключительно в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека».
Можно себе представить, что значит вмешиваться в личную жизнь исключительно в интересах экономического благосостояния. Особенно когда КС не дает четкой трактовки, о чьем благосостоянии идет речь – гражданина, подозреваемого в совершении коррупционных деяний или страны?
Очевидно, что такая расплывчатая формулировка оставляет вовсе не мифические возможности для тех, кто может ее применять. И любой коррупционер, комфортно спрятавшийся за формулировкой «личная жизнь», может быть взят за жабры компетентными органами, если будут затронуты указанные в оговорке интересы.
А значит, при всей мистичности последнее решение Конституционного суда оставляет вполне эффективный инструмент влияния на любого коррупционера в этой стране, который, к примеру, вдруг откажется мухлевать с избирательными бюллетенями, захочет уйти в оппозицию или неуместно решит баллотироваться на выборах.
Но для большинства послушных работников системы «информация о личной и семейной жизни» будет чем-то вроде правового офшора, с помощью которого проворовавшиеся чиновники могут прятать свое несоразмерное официальным доходам благосостояние точно так же, как сейчас они прячут капиталы на Виргинских островах. Отныне личная жизнь чиновника – это черная дыра, Сумрак, который поглотит от глаз общественности все свидетельства коррупции - недвижимость, счета и регулярно побеждающие в тендерах компании родственников.
А победить коррупцию можно будет только заклинанием, святой водой и, вероятно, осиновым колом.
***
Эта колонка опубликована в №4 журнала Корреспондент от 3 февраля 2012 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.