Откуда взялась и какие будут последствия этой волны откровений политиков о взятках.
Я очень люблю мультфильм про Губку Боба. Подкупает непосредственность главного персонажа. Но будьте осторожны - долгий просмотр этого мультика может вызвать необратимые последствия в психике у человека, чья деятельность сопряжена с большим нервным напряжением. Например, у народного депутата.
На прошлой неделе появились первые признаки патологической непосредственности: депутат Забзалюк сообщил, что ему дали взятку - $ 450 штук зелени. Депутат Рыбаков признался, что деньги давал. Депутат Ехануров сообщил, что ему предлагали. В БЮТ заявили, что такие, как он, и даром не нужны. Видимо, за деньги нужны другие. Короче, неделя напомнила ту серию мультика, где Губка понял, как классно по секрету рассказывать секреты, которые тебе по секрету рассказали.
Я всегда верил, что скоро все изменится в лучшую сторону. И вот первая ласточка - о взятках начали говорить совершенно открыто. А ведь не прошло и недели после того, как Конституционным судом (КС) было принято решение, которое, казалось, навсегда перекрыло общественности доступ к информации о доходах чиновников и депутатов. И тут их прорвало.
Назовем этот феномен синдромом squarepants (квадратных штанов). Возможно, то решение КС вызвало когнитивный диссонанс в сознании народных избранников, как это часто случается у Губки Боба, когда он ощущает вседозволенность. Только Губка в таких случаях идет к Сквидварду, а депутаты — к прессе.
Можно только предположить, что может произойти дальше. Ведь на бытовом уровне взятка - это всего лишь смазка для заржавевшего механизма государственной машины. Но на уровне самой государственной машины - это понятный эквивалент политического веса и инструмент политических торгов. Наверняка кому-то захочется легализовать сложившуюся практику.
Берут взятки в судах? Было бы неплохо, если бы завтра там вывесили прейскуранты. Содействие в победе - $ 20.000. Лояльность прокурора - $ 30.000. Утеря вещдоков - $ 5.000. В парламенте на экране системы Рада будут транслировать курс стоимости одного депутата фракций ПР, БЮТ, коммунистов. Ну а сколько стоят члены фракции Реформы ради будущего, мы и так знаем.
При легализации взяток передачи Шустера из надоевших полемических оргий превратятся в увлекательные реалити-шоу. Министр не будет отнекиваться от участия в схемах покупки буровых установок втридорога у левых компаний, а в прямом эфире расскажет, как умно пилить. Так, чтобы и государству, и себе, и детям. "Сегодня мы будем говорить о том, сколько и как украл мэр города на продаже земли общины. Встречайте - коррупционер недели…". И теперь уже не дотошные журналисты со скудным набором фактов будут делать предположения. Влиятельные коррупционеры вместо бла-бла-бла насчет интересов народа обстоятельно расскажут, как можно выгодно снимать бабки с региональных таможен, торбить бизнес под прикрытием экологии и просто без напряга разводить на деньги небольших предпринимателей.
- Говорят, что на ремонте дорог можно легко снимать 1 млн на километре. Так ли это? - спросит у гостя шоу ведущий.
- Нет, это раньше можно было так пилить. Сейчас максимум 200 тыс. можно заработать, - со знанием дела ответит почетный коррупционер. Хотя постойте, почему коррупционер?
Судя по заявлениям депутатов, коррупция - это реальный рынок со сложившимися ценами на услуги, факторами влияния. И особенно - с рисками. Не такое легкое дело, как может показаться. Коррупционеры зарабатывают свои деньги потом и - иногда - кровью. За последнюю неделю об этом много рассказали первые жертвы синдрома squarepants. Оказывается, даже таким уважаемым людям, как народные депутаты, надо мотаться по регионам, чтобы шантажировать казнокрадов на местах и выбивать из них деньги. Этой грязной работой приходиться лично заниматься даже руководителям парламентских фракций.
Рядовым депутатам тоже нелегко, потому что сейчас ценообразование на рынке коррупции непрозрачно - никогда нельзя точно знать, достаточно ли ты взял. Вот хотя бы фракционный рынок депутатов в ВР. Еще пару лет назад за переход можно было получить миллион-два и больше. Сейчас - меньше полумиллиона. Цены упали в два раза! А по сравнению с 2007-м падение составило десять раз!
Как правильно предупреждал Губка Боб, "то, что не убивает нас, может убить со второй попытки". А кто будет нести ответственность за эти риски? Кто будет их компенсировать?
До сих пор это исправно делали налогоплательщики. В тот момент, когда ставили галочку в своем избирательном бюллетене. Судя по всему, будут и дальше. Потому что они тоже наверняка видели назидательный момент из Губки Боба: "Ты что, спятил?! Ты хоть знаешь, как поступают с такими парнями, как мы?! Мы же не какие-нибудь там дурацкие банкноты подделали и не запустили руку в казну, мы шарик украли! За это нас упекут!".
Поэтому я не удивлюсь, если самое интересное начнется на выборах. Уже вижу лозунги весенних промокампаний кандидатов в депутаты: Крал для себя - украду и для вас!, Украдем для блага Луганска!, Буровые не предел! Голосуйте за нас.
Тогда я точно проголосую за Губку Боба. По крайней мере это будет честный выбор.
***
Эта колонка опубликована в №6 журнала Корреспондент от 17 февраля 2012 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.