Украинские депутаты и чиновники - самые честные в мире. Ловкость рук - и нет никакого антикоррупционного законодательства. И отчитываться про свои расходы тоже не надо
Украинские депутаты и чиновники - самые честные в мире. Правда, в этом им придется поверить на слово. Ведь проверить всё равно нет возможности. За считаные дни до 1 апреля по представлению народных депутатов Конституционный суд отменил самую «горячую» норму антикоррупционного закона, которая обязывала «государевых людей» отчитываться о своих расходах.
А не подоспей вовремя Конституционный суд, украинцы могли бы узнать много интересного о людях, которые ими управляют. Не будь решения КС, начиная с 1 апреля депутаты и чиновники (а в целом - вообще все лица, деятельность которых финансируется за счёт государственного бюджета) должны были бы сдавать декларацию не только о доходах, но и о расходах. Правда, не о всех расходах, а только тех тратах, которые превышают 150 тысяч гривен. И не за весь прошлый год, а лишь за второе полугодие 2011-го - ведь закон вступил в силу с 1 июля. Теперь же украинские депутаты и политики, министры и губернаторы снова понесут сдавать смешные декларации со смешными доходами, а вот декларировать свои траты они пока не обязаны.
Проверить нормы на предмет конституционности в КС обратились 53 народных депутата, представляющих провластные фракции. На самом же деле первыми заволновались депутаты Жашковского районного совета, которых крайне обеспокоили требования отчитываться о расходах. Далее к делу подключились парламентарии, продемонстрировав трогательный пример единения и заботы о братьях своих меньших вместе с наглядной картинкой взаимопонимания и сотрудничества между местным самоуправлением и Верховной Радой как законодательной властью.
Итак, своим свежим решением Конституционный суд частично удовлетворил просьбу депутатов Верховной Рады признать противоречащими украинской Конституции две нормы закона «Об основах предупреждения и противодействия коррупции».
В первую очередь, депутатов озаботил запрет для госслужащих принимать участие в работе предприятий, имеющих своей целью получение прибыли. Здесь КС частично удовлетворил, а частично отказал в притязаниях. К примеру, если народный депутат входит в состав органа управления (то есть занимает должность в правлении/дирекции, если компанией управляет коллегиальный орган управления, или работает на посту директора/гендиректора, если речь о единоличном органе) или наблюдательного совета акционерного общества, или общества с ограниченной ответственностью - это нарушение закона. А вот принимать участие в общих собраниях (например, общие сборы акционеров АО), напротив, разрешается - установленный в законе запрет КС признал противоречащим ряду статей Конституции.
Во-вторых, народных депутатов взволновал пункт о декларировании расходов. По мнению субъектов представления (имена которых скрывают так, как в своё время не скрывали и Рихарда Зорге), закон содержит коллизию. А именно: статья 12 «Финансовый контроль» содержит требование до 1 апреля подать по месту работы или службы декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год. В то же время статьи 11 и 12, в отличие от остальных норм закона, вводятся в действие не с 1 июля, а с 1 января 2012 года. И вот здесь Конституционный суд постановил: раз статья 12 вступила в силу с 1 января 2012-го, то декларировать свои доходы и расходы вместе с остальными сведениями депутаты и чиновники обязаны, начиная с первого дня нынешнего года, а совсем не с 1 июля 2011-го.
Оппозиция, как и полагается, критикует. «Сегодня был разрушен закон про основы предотвращения коррупции, - утверждает в комментарии «5 каналу» Геннадий Москаль (заместитель главы парламентского комитета по вопросам противодействия организованной преступности и коррупции). - Сегодня Конституционный суд фактически размыл суть антикоррупционного законодательства, разрешив депутатам и чиновникам заниматься бизнесом. Аналогично - с декларациями. Их подачу отсрочили, поэтому подавать их нужно будет до 1 января 2013 года. Фактически это означает, что сегодня узаконили всё то, что было куплено до 1 января этого года, ведь оно уже не подлежит декларированию. Это как в Прощёное воскресенье - и Бог прощает, и Конституционный суд прощает».
На самом деле, вопрос не настолько однозначный. К примеру, в Украине есть тысячи предприятий, разными пакетами акций которых владеет государство. Случись собрание акционеров, к примеру, полиграфического комбината, где государственная доля - 51%, кто будет представлять государственные интересы и голосовать государственным пакетом? Кроме того, как видим, решение КС не позволяет депутатам, как утверждает Геннадий Москаль, «заниматься бизнесом», а только владеть и распоряжаться пакетами акций, принимая в качестве акционера участие в общих собраниях.
Геннадий Москаль
Что касается деклараций и сроков их подачи, то действительно, общепринятый принцип гласит, что закон обратной силы не имеет. «Я пять лет проучился в институте, и мне как аксиому вкладывали, что закон обратной силы не имеет», - на такой аргумент ссылается в своём комментарии народный депутат Дмитрий Шпенов (Партия регионов).
Желание следовать правовым принципам похвально. Вот только и комментаторы, и авторы представления … как бы это сказать…лукавят. Лукавят оппозиционеры, обвиняющие власть, - вступление антикоррупционных законов в силу переносили именно во времена Ющенко, когда господин Москаль входил в парламентское большинство. Так что нечего на зеркало пенять. Лукавят регионалы: коллизия коллизией, но в «переходных положениях» закона прямо указано - «данные про расходы предоставляются со дня вступления в силу данного закона», то есть статьи 11 и 12, действительно, - с 1 января, однако для декларации про расходы установлено исключение - для неё срок отсчитывается с 1 июля.
Почему сначала принимают, а потом ищут лазейки, чтобы, не дай Бог, не заработало? Ситуация становится понятной, если рассмотреть её в контексте всей, с позволения сказать, антикоррупционной политики последних лет. С позволения сказать, потому что на деле всё свелось к набору ритуальных телодвижений. Итак, начиная с 1 июля 2011 года в Украине действует новое антикоррупционное законодательство. Ещё 7 апреля 2011-го Верховная Рада проголосовала за президентский антикоррупционный проект, а в середине июня президент подписал пакет законов о борьбе с коррупцией. Хотя… как новое? По сути, новое антикоррупционное законодательство - это принятый ещё при Ющенко пакет, из которого выбросили несколько острых моментов. Во исполнение международных обязательств Украины депутаты ещё в «оранжевые» времена приняли пакет антикоррупционных законов. Как часто бывает, сначала приняли, потом прочитали. А, вникнув в текст, схватились за голову. Но быстро изобрели решение: вступление законодательства в силу передвинули - сначала на 1 января 2011-го, а потом ещё раз - на 1 апреля 2011 года.
Когда же в декабре 2010 года президент Янукович внёс свой вариант антикоррупционного закона, депутаты облегчённо вздохнули и вообще отменили принятый при Ющенко вариант. Получился разрыв - старые законы в силу ещё не вступили, а новые ещё не приняли. В итоге с 1 января по 1 июля 2011-го (когда после подписи президента официально вступил в силу пакет антикоррупционных законов) Украина жила вообще без антикоррупционного законодательства. Хотя, читая слово «пакет», спотыкаешься. Действительно, стенограмма Верховной Рады и страница голосования депутатов утверждают, что 7 апреля прошлого года парламент принял один (!!!) антикоррупционный закон. Откуда же на столе у президента появилось два закона, которые в сумме назвали «антикоррупционным пакетом»?
Дело в том, что сразу же после принятия закона зал проголосовал за предложение Адама Мартынюка: а) осуществить «юридическое редактирование»; б) разделить уже принятый текст на два закона (один - собственно закон «Об основах предупреждения и противодействия коррупции», а во второй решили «слить» все внесения изменений в другие законы Украины). Но, если Рада голосовала за один текст, а потом в него вносятся любые изменения, то его снова нужно выносить в зал. Иначе никакой юридической силы такая бумага не имеет и называться законом не имеет права.
В данном же случае на стол к президенту легли два документа, которые парламент не принимал. На самом деле так закладывалась ещё одна часовая мина - если понадобится, мошенничество с текстом можно будет оспорить в том же Конституционном суде. Который - можно уже сегодня прогнозировать - вынесет решение, что никакого антикоррупционного законодательства в Украине нет. И будет абсолютно прав, не придерёшься.
Впрочем, на этом цепь «случайностей» не закончилась. Норма о лимите расходов в 150 тысяч гривен – тоже мошенничество, ведь та версия закона, которую проголосовали в зале, установила верхний предел в 50 тысяч. А между принятием в Раде и подписью президента сумма «неожиданно» увеличилась втрое. Как говорится, «оно само». Ветром надуло.
На практике же это означает, что в этом году отчитываться о своих расходах «государевы люди» не будут. О расходах 2012 года они будут отчитываться только в следующем году, подавая декларации до 1 апреля 2013-го. В политическом плане это крайне удобно, ведь будет происходить уже после выборов в Верховную Раду осенью 2012-го. Если, конечно, не придумают к тому времени что-нибудь новенькое. Мы ведь верим в творческие способности наших законодателей…
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.