The Final countdown для Саркози

20 квітня 2012, 11:06
Власник сторінки
0
1067

Чтобы проиграть президентские выборы во Франции, нужно быть Франсуа Олландом. Несмотря на рывок вперед, пока что во втором туре Саркози проигрывает от 7 до 10 %

Чтобы проиграть президентские выборы во Франции, нужно быть Франсуа Олландом. За день до голосования становится окончательно ясно, что штабу Саркози удалось выправить ситуацию. В первом туре действующий президент даже имеет шансы незначительно обойти социалиста. Но это не решает проблему второго тура, где социсследования показывают неизбежный разрыв от 7 до 10 %. Все силы давно брошены на то, чтобы завоевать избирателя Марин Ле Пен, Жан-Люка Меланшона и Франсуа Байру - ожидается, что 22 апреля они будут в пятерке лидеров.

Нынешние выборы запомнятся тем, что кандидаты второго эшелона были более интересны, чем фавориты. Марин Ле Пен, а особенно Жан-Люк Меланшон вносили свежую струю в ход кампании, их идеями активно кормились штабы Саркози и Олланда. А митинги на свежем воздухе, ставшие «фишкой» Меланшона, взяли на вооружение даже фавориты - Саркози и Олланд собрали стотысячную аудиторию, выступая в прошлое воскресенье перед своими сторонниками на улице. Чтобы проиграть президентские выборы, где все работает на победу социалистов, нужно быть Франсуа Олландом. Никогда в истории Пятой республики настолько вялый кандидат не имел практически стопроцентные шансы занять кресло главы государства - государственный талант Шарля де Голля и его единомышленников позволил создать политическую систему, которая отбирала только самых боевых, активных или системных претендентов.

Социологические исследования всех компаний показывают: если в первом туре Саркози может даже немного опередить соперника, то во втором разрыв может составить до 10 процентов (исследования TNS Sofres от 17 апреля для Le Figaro, 1002 человека с правом голосовать, погрешность 3, 1 %). Ifop для Paris Match за период 16 - 19 апреля показывает 53, 5 % за Олланда и 46, 5 % за Саркози. В целом же, последний расклад таков: Саркози - 28 % (улучшил на 0, 5 %), Олланд - 26, Марин Ле Пен - 16, Жан-Люк Меланшон - 13, 5, Франсуа Байру - 11, Ева Жоли - 2, 5 (ухудшила на 0, 5 %), Николя Дюпон-Эньян - 1, 5, Филипп Путу - 1, Натали Арто - 0, 5, Жак Шеминад показывает настолько низкий процент, что опросы его избирателя просто не «ловят» (Ifop, 16 - 19 апреля, 2 588 опрошенных, погрешность 1, 9 %)

Хотя даже десятипроцентный разрыв по итогам первого тура еще не приговор - в истории Франции уже были подобные случаи. На выборах 1974 года единый кандидат от социалистов и коммунистов Франсуа Миттеран (Французская социалистическая партия) обошел Валери Жискар д’Эстена («Союз за французскую демократию») более чем на 10 %, показав 43, 25 % против 32, 6 % в первом туре. Но, выиграв с сенсационным отрывом, Миттеран в то же время исчерпал все свои резервы. Поэтому впервые в истории Пятой республики победил кандидат от «третьей силы», который не имел отношения ни к одной из ведущих партий, ни к голлистам, ни к социалистам. Во втором туре Жискар д’Эстен, которому отошли голоса правых, набрал 50, 81 % голосов, в то время как Миттеран улучшил свой результат до недостаточных 49, 19 %.

По большому счету, с момента включения в кампанию, штаб Саркози занимается подготовкой не к первому, а именно ко второму туру. Ведь во втором, согласно опросам, он все равно проигрывает Олланду с разгромным счетом.

И хотя история показывает, что есть шансы преодолеть даже такой разрыв, во весь рост встает вопрос резервов. А резервы у Саркози минимальны. Исследования показывают, что голоса избирателей других кандидатов распределяются в пользу Олланда. Так 75 % готовых отдать голос за кандидата от Левого фронта Жан-Люка Меланшона во втором туре планируют поддержать Олланда, только 6 % голосов отойдет Саркози, а 19 % собираются воздержаться. Если говорить о центристе Франсуа Байру, соотношение снова в пользу кандидата от социалистов: 42 % поддержат во втором туре Олланда, 27 - Саркози, 31 % избирателей не отдадут голос никому. Избиратели «зеленой» Евы Жоли подавляющим большинством за Олланда (67 % во втором туре), Саркози перейдет 6 %, а 27 % готовы воздержаться. И даже 20 % избирателей Марин Ле Пен готовы проголосовать за кандидата от социалистов, а не за, казалось бы, более близкого по риторике и идеологии Саркози, хотя здесь ожидается наибольший переход голосов - 37 % в пользу кандидата от «Союза народное движение» (UMP). Впрочем, даже такому показателю вряд ли стоит радоваться, ведь опросы от 11 апреля показывали, что 47 % избирателей Ле Пен ориентируются на Саркози - то есть, и здесь наблюдается падение.

Франсуа Олланд старается олицетворять спокойствие и стабильность. В этом ключе понятен спокойный понятен. Кампания проходит в контексте потрясений, когда к финансовым катаклизмам и неуверенности в завтрашнем дне на грани страха перед будущим добавился расстрел в Тулузе, в очередной раз подчеркнувший проблемы исламизации Франции, насилия и иммиграции. Поэтому любые резкие ходы в стиле «Олланд на броневике» разрушали бы требуемый «спокойный имидж». Но, с другой стороны, даже в очерченных «спокойных» рамках штаб Олланда мог бы проявить творческую смекалку и поразить красивой оберткой социальных идей или нетривиальной подачей. Но, напротив, штаб социалистов как будто соревнуется в том, чтобы не дать ни одного яркого информповода.

Каким путем двинет штаб Саркози, для которого начинается the final countdown, обратный отсчет времени? Попытается отколоть умеренного избирателя Марин Ле Пен в пользу Саркози? А во втором туре не оставить самым радикальным избирателям кандидата от «Народного фронта» выбора - или голосовать за Саркози, или вообще не идти на выборы? Будет активно раздавать обещания кандидатам второго эшелона в обмен на голоса? Правильно, уже просочилась информация, что Байру пообещали пост премьер-министра, если он прямо призовет своих избирателей проголосовать за Саркози. Можно не сомневаться, что работа по вербовке ведется и с руководством партии Байру «Демократическое движение». Поэтому можно спрогнозировать, что после 22 апреля загнанный в угол штаб Саркози развернет кампанию по повышению явки, ведь резерв кандидата от UMP - это избиратели Марин Ле Пен, Франсуа Байру и французы, которые не придут на первый тур 22 апреля.

Очевидно, что победителя первый тур 22 апреля не назовет, судьба выборов во Франции будет решаться во втором туре голосования 6 мая. Но не стоит сбрасывать со счетов и умение политтехнологов Саркози работать с применением контрстратегий, переворачивая ситуацию в свою пользу в самый последний момент. Учитывая, что самый последний момент для Саркози будет длиться с 22 апреля по 6 мая, какие-либо яркие ходы стоит ожидать на последнем отрезке кампании.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.