Украина превратилась в цельную конструкцию, состоящую из импотентных элит и подпирающих их нищих и темных масс.
Эта конструкция самодостаточна и не способна к обновлению. Но к счастью, она начинает рушиться.
То, что происходит у нас, официально принято называть стабильностью, однако подобная формулировка выглядит явным эвфемизмом. Для описания существующего в стране положения дел больше бы подошел известный и родной для нас термин – «застой». В чем его основные особенности?
Основан он на том, что правящие в обществе круги не заинтересованы в каких-либо значимых социально-экономических преобразованиях, но ничего вообще не менять не могут, ибо от них ждут каких-то действий и внутри страны, и за ее пределами. Не заинтересованы оны в преобразованиях, потому что они сами – продукт нынешней общественной формации. Они депутаты, министры и партийные функционеры только потому, что их избирает нынешний избиратель. Например, зависимый во всем от олигарха рабочий, бюджетник, на которого легко влиять, пенсионер, довольный каждому повышению выплат. Все это – части одной нерушимой системы. Убери одну – завалится все здание.
Представим себе ситуацию, когда начались системные преобразования. Созданы условия для развития малого и среднего бизнеса, налогообложение предельно упрощено, в стране начинается экономический бум. К чему это приведет? Очевидно, к развитию среднего класса, который перестанет быть маргинальной группой, а будет реальной силой. В том числе и политической.
Все это повлечет более чем серьезные государственные последствия. Например, резко изменится партийная структура политики. Уйдут в прошлое партии гречконосов, а структурирование будет происходить на основании социально-экономических интересов классов, которые начнут осознавать себя. В целом повышение уровня жизни неминуемо изменит общественное сознание. Ведь для революционных настроений мало осознавать, что все плохо. Необходимо еще и знать, что может быть лучше! И пути для этого открывает именно рост благосостояния, позволяющий увидеть мир собственными глазами, вырваться за пределы своего хутора, взглянуть на собственную страну иным взглядом.
В России наиболее революционными оказались жители не глубинки, где жить действительно тяжело, а столицы, которые выделяются не самым плохим уровнем жизни. И в этом нет ничего удивительного. С одной стороны, имеем революционную молодежь Москвы, с другой – Свету из Иванова, известную интернет-героиню. Заинтересована ли власть России, чтобы Света могла учиться за границей, путешествовать и общаться с гражданами других стран? Вряд ли, ибо в результате этого она бы уже не так непосредственно и радостно воспринимала «великие свершения» власти.
Потому перед любой постсоветской властью стоит лишь одна задача - обеспечить баланс уровня жизни граждан на таком уровне, чтобы они одновременно и не богатели до уровня более-менее развитых государств, и чтобы голодных бунтов в стране не было. Чтобы гражданин был нищ и темен в достаточной степени, чтобы не думал ни о каких переменах, а только боролся за выживание. Но в то же время чтобы он не осознавал собственную нищету.
Решается эта задача подавлением любых ростков частных инициатив граждан, на что направлена сложная налоговая система, бюрократическим террором, коррупцией и отсутствием любых реальных социальных реформ при их постоянном декларировании. Это задача по непрерывному, постоянному латанию давно обрушившейся конструкции. Мы живем фактически в руинах СССР, но никто не только не пытается расчистить площадку, чтобы строить нечто новое, но и все делают вид, что жизнь в руинах – это норма.
Однако любому ясно, что застой не может продолжаться вечно, ибо жизнь никогда не стоит на месте. Рано или поздно политика даст крен либо вправо, и ростки индивидуальной инициативы пробьют себе путь, безвозвратно меняя общество, либо же будет крен влево - остатки условного благосостояния будут разрушены, и все сгинет в пучине бунта. Все это можно поддерживать искусственно, можно отодвигать конец на неопределенное время, можно пытаться к нему подготовиться, но никто еще не смог остановить историю навсегда.
Отсюда, очевидно, и происходит гедонизм нашей политической элиты, которая пытается компенсировать отсутствие своих обозримых перспектив жизнью на полную катушку здесь и сейчас. Все эти временщики глобального застоя компенсируют свою неуверенность в завтрашнем днем и многочисленные комплексы, занимаясь накоплением невиданных сокровищ.
Они живут по принципу «после нас хоть потоп», потому что осознают: этот самый потоп более чем вероятен, ибо сама окружающая действительность его предполагает.
Как и каждый период перед глобальным крахом (Галантный век перед Французской революцией), нынешний период преисполнен роскоши, за которой скрываются прогнившие трубы и разрушенный пол давно нежизнеспособной структуры. Ведь застой он потому и застой, что только приостанавливает течение истории, но не может на длительное время его перекрыть.
***
Эта колонка опубликована в №36 журнала Корреспондент от 14 сентября 2012 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.