Эффективность милостыни...

07 квітня 2013, 10:52
Власник сторінки
руководитель Студии социальных технологий "GARNET", консультант в сфере стратегического развития организаций, к.полит.н.
0
2699
Эффективность милостыни...

Решил опубликовать некоторые мысли о благотворительности. Это будет небольшая серия о том, как, на мой взгляд, воспринимается благотворительность в Украине. Начну с малого, с милостыни…

Милостыню обычно связывают с духовной сферой и рассматривают ее как благодарственную жертву Богу. Религиозная литература дает определение, толкование и предписания относительно милостыни, плавно переводя ее в понятийную плоскость благотворительности. Попробуем поговорить как это отражается на понимании благотворительности современниками?

Поделюсь своими соображениями. Благотворительность в нашем сознании связывается в основном с оказанием помощи тем, кто оказался в беде, выбраться из которой самостоятельно невозможно. И тогда возникают призывы к «благо» «творению». Но это лишь упрощенное понимание благотворительности.

Многолетний опыт работы в данной сфере показывает, что люди первоначально начинают поддерживать социальные учреждения напрямую, а спустя время  стремятся помогать через фонды, выбрав целевую аудиторию. Кто-то работает с территориальной общиной, кто-то выступает донором благотворительных организаций, а основная масса людей сердцем реагирует на призывы: «постит», «оставляет комменты» и протягивает руку помощи в частном порядке. Любая форма пожертвования имеет право на существование, лишь бы шла на пользу, но в целом она не поднимается выше понятия «милостыня», что не позволяет выйти на новый уровень развития и понимания благотворительности.

При установке «благотворительность–милостыня», прагматичный бизнес  не спешит вкладывать в социальные проекты,  он думает об эффективности инвестиции и результатах. Чаще вклад дает обратный эффект и воспринимается обществом исключительно как PR: ведь все должно быть в состоянии неведенья – что и кому дает рука. Преодолеть эти доморощенные представления сложно. К примеру, мы почему-то восхищаемся широко известной благотворительностью Бреда Питта и других зарубежных персон и у нас не вызывают оскомину истории американских девочек, спасающих Африку от жажды. Но когда речь идет о социальной ответственности отечественного бизнеса, о спасении наших граждан и наших детей, мы требуем, чтобы это происходило тайно. А если нет – осуждаем: они на этом «пиарятся»! Спрашивается, а зачем тогда это нужно бизнесу, если общество осуждает? Обидно, что при такой ситуации страдает социальная сфера, которая утрачивает возможность привлечь средства на решение острых проблем…

И если вдуматься, может это все-таки не тупой пиар, а призыв к действию: делай как я, делай со мной, делай лучше меня!

Понятие «благотворительность-милостыня» сложилось исторически, а ныне культивируется религиозными организациями, где  благотворительность вменяется прихожанину в обязанность и является жертвенным долгом. Если по другому смотреть на ситуацию, то это индивидуальный вклад человека в отдельно взятую организацию, связанный с его обязанностями верующего человека. Милостыня направлена на решение злободневных проблем человека – если нечего есть, негде жить, нечем платить за лечение. Она носит единоразовый характер и не решает проблем человека завтра, так как еда, жилье, а кому лекарства нужны каждый день. И здесь церковь может быть крайне полезной, взяв под защиту страждущих и обездоленных. Если брать в широком понятии, то благотворительность церкви направлена, прежде всего, на корпоративные нужды. И это уже другая тема.

Благотворительность же – акт добровольный. И надо четко разделять понятия «милостыня» и «благотворительность».  Мы не должны отставать от церковных институтов и всеми доступными средствами популяризировать благотворительную деятельность, доносить ее стандарты  обществу, и не исключать церковь из благотворительной среды, есть вещи, в которых она незаменима. Кроме того, она  является самым развитым жертвополучателем, с высокой степенью доверия общества. Но мы должны побуждать церковь вкладывать в развитие социальной инфраструктуры, участвовать в открытой благотворительности. Церковь – это институт, в котором трудятся такие же люди как мы с вами, поэтому отдавать ей доминирующую роль в благотворительности тоже нелогично. И поймите меня правильно, я не критикую церковь, я апеллирую к друзьям: выполняйте личный долг и разделяйте нужды общества.

Если говорить в целом о благотворительности, то мы можем отнести к ней решение социальных проблем, развитие науки, искусства и институтов гражданского общества, то есть все то, что приводит к системному и качественному изменению социума. Благотворительность – это инвестиция в будущее страны, в личную безопасность и благополучие. Примером тому является подход крупных донорских фондов Украины. Порошенко, Пинчук и Ахметов преодолели узкое понимание благотворительности. Вкладывая в развитие общества, они, как бизнесмены, видят результат своего вклада и получают дивиденд в виде положительного социального имиджа.  (Правда, если не используют агрессивные методы ведения бизнеса.)  Эти люди и их фонды не нуждаются в дополнительной рекламе, за них говорят их дела, но такой размах может себе позволить только крупный бизнес. А как по-Вашему привлекать средних и мелких предпринимателей, в целом общество, как показывать примеры благородства и милосердия отдельных граждан?

К публичному представлению благотворительных проектов хорошо относятся транснациональные компании. Выработанные ими благотворительные стандарты не обременены религиозно-этническими комплексами, но они тяготеют к широкому территориальному охвату и увлечению программами, направленных на целые «слои общества» и т. д. В итоге, все это не дает ощутимого результата для людей, но картинка получается красивой. Это больше похоже на подачку иностранного капитала местным аборигенам, за которую мы платим золотом: лучшими умами, способностями, недрами, здоровьем и будущим детей.

Но есть и другой интересный факт: социально активные граждане уходят от единоразового и эмоционального делания добрых дел, (потому что «детей жалко»), и начинают приобщаться к благотворительным организациям.  Так выражается стремление к системности и ожиданиям результата на уровне добровольного объединения. Так выражается готовность отдельных граждан брать на себя ответственность за нуждающихся в помощи, и эта ответственность, думаю, будет возрастать. Возможно с духовной точки зрения это тоже милостыня, но за привлеченную помощь фонду необходимо публично отчитаться и показать результат: как благодаря пожертвованию изменилась жизнь подопечных. В этом случае, он не может быть не публичным. Перед фондом стоят задачи не только действенно помочь, но побудить других к соучастию и личному вкладу,  в том числе и волонтерскому.

Изменять отношение к благотворительности необходимо! И завоевывать доверие наших соотечественников тоже необходимо. Это явление ширится в Украине. Люди хотят быть полезными, хотят изменять условия жизни себе и другим. И кто сказал, что это не богоугодное дело, может стоит смотреть на благотворительность шире, нежели как просто на милостыню?

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.