Лоббизм в Украине есть и это не секрет..
На рынке лоббистских услуг работают:
1) специализированные компании, практикующие как в сфере юридических услуг, так и в сфере неформального GR (поскольку формально его у нас нет), или отдельные ассоциации «по интересам»,
и 2) бывшие или нынешние чиновники и парламентарии.
Чаще всего свои действия афишируют профильные ассоциации и объединения, остальные умалчивают, поскольку «решения вопросов» может негативно отразиться на имидже.
Законопроектный лоббизм в Украине происходит в следующем порядке или с учетом отдельных элементов:
1) подготовка отдельных общественных предложений и рекомендаций для «нужных» парламентариев и парламентских комитетов. При этом в лоббистких схемах могут быть задействованы профильные ассоциации, а иногда и афилированные «общественные организации», которые отображают «глас народа» из разных областей страны, по чувствительным для них вопросам. К слову именно по схеме «обращения от общественных организаций»и начала в свое время работу всем известная Тендерная палата. Здесь чрезвычайно важным является необходимость глубокого понимания внутренней кулуарной парламентской бюрократии и возможных рычагов – какой запрос, куда и в каком порядке может пойти, какова может быть реакция нужного комитета и что может потянуть за собой такое «общественное» обращение. После этого происходит
2) составление законопроектов самостоятельно лоббистами, через профильных депутатов или их помощников или через профильные министерства / ведомства.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что лоббизм в Украине чаще всего ассоциируется с коррупцией, именно поэтому как никогда назрела необходимость урегулирования этой деятельности – подведения одной черты, на которую бы ровнялись все лица, так или иначе задействованные в этой сфере.
Необходимо, при этом, принять к вниманию то, что практика лоббизма является абсолютно нормальной и широко распространенной, при этом во многих развитых странах даже существуют законодательное регулирование лоббизма, а также прав и обязанностей лоббистов и всех лиц, задействованных в лоббистской деятельности.
В парламенте долгое время рассматривались законопроекты о лоббизме, авторами которых выступали депутаты Грынив, Шаров, Сахно и которые, по идее, должны были все отрегулировать и поставить на свои места. Большинство этих законопроектов было отклонено, но в настоящий момент на ознакомлении у парламентариев находится законопроект №7269 от 20.10.2010. Автором его является Валерий Коновалюк. В настоящей статье мы немного разберем плюсы и минусы указанного документа, который в скором времени может стать законом.
Рассмотрим Раздел 1.
В первой статье «Определение терминов и понятий» Законопроект дает определение соответствующей терминологии, а также терминам «лоббист» и «заказчик лоббирования», но круг распространения Законопроекта ограничивается только лоббистами, которые «зарегистрированы согласно закону». А «заказчиками лоббирования» выступают только те лица, которые «имеют дело с зарегистрированными лоббистами». Эта незаметная деталь убирает из под регулирования закона огромный ворох всяких организаций и ассоциаций, которые фактически занимаются и будут заниматься лоббистсткой деятельностью, но не будут зарегистрированы «согласно закону». На мой взгляд, имеет смысл в определении термина «лоббист» уточнить, что лоббистом является лицо, нанятое клиентами за вознаграждение для выполнения лоббистских услуг и которое тратит на такие услуги определенный процент времени от всего своего рабочего времени. Похожее определение термина имеется в Акте США «Об открытости лоббирования» от 1995 года. Кроме этого стоило бы обозначить ответственность за предоставление лоббистских услуг без регистрации. Потому что в противном случае регистрация будет происходить только с имиджевой целью – «мы настоящие лоббисты и даже зарегистрированные», если вообще будет происходить. Разумеется, рано или поздно регистрации никто не избежит, но можно приблизить этот срок поставив твердые рамки.
Вторая статья «Сфера действия» все также ограничивает Законопроект, и он распространяется на взаимоотношения только между лоббистами, органами власти и заказчиками. Кроме этого, почему то действие Законопроекта не распространяется на «общественные организации, партии, религиозные организации.. и так далее, которые представляют и защищают свои законные интересы и интересы членов в органах власти». Во-первых непонятно что такое это «и так далее» и на кого оно распространяется, а во вторых очень часто такие общественные организации и объединения и являются наиболее мощными лоббистами в наших украинских реалиях.
Статья 4 «Органы власти, в отношении которых может осуществляться лоббирование» и ст.9 «Ограничение лоббирования» не распространяет действие Законопроекта на суды и Национальный банк, притом, что практика лоббирования интересов в судебных инстанциях и в НБУ, в настоящий момент, достаточно широко распространена в Украине и можно было бы деликатно в Законопроекте определить возможные границы такого лоббирования.
Продвигаясь дальше по положениям Законопроекта абсолютно неясна реализация положений статей 7 Законопроекта «Гарантии осуществления лоббистской деятельности» и ст.8 «Обеспечение открытости лоббизма» а именно:
1) кто и в каком порядке будет смотреть за «обеспечением свободной аккредитации» лоббистов в органах власти, а также, какая будет ответственность за отказ органа власти лоббисту в аккредитации?
2) Насколько широко понятие «доступа лоббистов» в органы гос.власти, где они аккредитованы? Значит ли это, к примеру, доступ во все комитеты Верховной Рады или только в помещение комитетов Верховной Рады? Тоже о других гос.органах и органах местного самоуправления (будем считать что этот вопрос и предыдущий будет урегулирован в Типовом порядке аккредитации лоббистов, который будет утверждаться согласно п.2 ст.17 Закона).
3) Кто будет осуществлять государственный и самое главное «общественный контроль» над лоббистами и их деятельностью? Будет ли общественным контролем лишь "открытьость информации" согласно ст.35 Закоопроекта? Насколько широко будет понятие такого общественного контроля? Это чрезвычайно важно поскольку такой общественный регулятор (если он появится) может стать сильнейшим лоббистом в нашей стране с большими правами и полномочиями, в отношении влияния на все процессы официального лоббизма в Украине.
4) Кто будет обеспечивать открытость информации? Статья 8 перечисляет радио, телевидение, прессу, бюлетни и специальные информационные системы. Но требование закона можно выполнить опубликовав уведомление в некой газете, тираж которой заранее будет выкуплен, как происходило в отношении некоторых собраний АО, когда эмитент не желал чтобы кто-либо знал о собрании и «стремился» выполнить требование закона . Точно и с телевидением и радио, это что - специальные передачи про лоббистов или упоминание в новостях? Кто будет следить за наполнением «информационной системы» а проще сайта? Лоббистский регулятор или сами лоббисты должны где-то (опять-таки – где) публиковать свои заказы и прочую информацию? Будет ли это происходить в каких-то туманных бюлетнях, как происходит в отношении процедуры регистрации обществ или в общедоступных изданиях?
Если обратить внимание на ст.9 «Ограничения лоббизма» то в п.4 заказчиками лоббистских услуг не могут быть «иностранные субъекты в отношении земельных отношений». Что же такого могут налоббировать иностранные субъекты в земельном законодательстве? Куда распространяется «иностранность» таких субъектов? Только ли это нерезиденты? А если нерезиденты выступят учредителями украинских компаний то будут ли такие украинские компании уже не иностранными субъектами? Или определять "иностранность" станет государственный или общественный регулятор?
Продолжение будет позже..
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.