Embedded Finance: почему происходит бум в этом сегменте?

03 вересня 2021, 23:21
Власник сторінки
Предприниматель, инвестор, заместитель главы правления Genesis Finance
0
149
Embedded Finance: почему происходит бум в этом сегменте?
Антон Полтев, заместитель главы правления Genesis Finance, управляющий партнер в Aneles и эксперт в FinTech

Одним из трендов прошлого и нынешнего года в глобальном Fintech стало динамичное развитие сектора Embedded Finance (встроенные финансы, EF). В этой колонке предлагаю рассмотреть главные преимущества.


Встроенные финансы -- это бесшовная интеграция финансовых услуг (например, кредитных продуктов) в традиционно нефинансовую услугу, продукт, платформу, или приложение. 

Вызов консервативным финансовым моделям

Следует отметить, что Embedded Finance возникли не сегодня. Фундаментальные технологии, позволяющие использовать эти инновационные решения, существуют уже несколько десятилетий. Например, мобильные операторы давно предоставляют своим клиентам кредит на пользование пакетом услуг, а на сайте банке заемщик может оформить страховку. Такие Fintech-компании, как американская “Lending Club” (предоставляющая широкий спектр финансовых продуктов и услуг через технологическую платформу), существуют более 10 лет.

По мнению ряда экспертов сферы, EF – это, скорее, инновация со стороны продуктовой стратегии, чем революционная технология. И именно Fintech-стартапы вдохнули в этот инструмент «новую жизнь» на протяжении последних трех лет, предложив новые бизнес-модели и продукты, позволяющие повысить удобство для заемщиков в контексте пользования финансовыми услугами, а также – существенно снизить затраты на дополнительную IT-инфраструктуру как для банков, так и для торговых и других платформ. 

К тому же, пандемия COVID-19 дала дополнительный толчок внедрению инструментов Embedded Finance, т. к. на глобальном уровне развернулась довольно-таки жесткая конкуренция за потребителя, мигрировавшего в «цифру», -- на рынке платежей и других финуслуг. Сегодня буквально «на глазах» происходит динамичный пересмотр традиционных финансовых продуктов: страховки заходят на территорию кредитов, кредиты появляются там, где всегда господствовали страховки, возникают гибридные модели, сочетающие платежную, инвестиционную, кредитную, страховую и др.  составляющие. 

Так, встроенные финансы позволяют интегрировать платежи, дебетовые карты, кредиты, страховки и даже инвестиционные инструменты в любые нефинансовые продукты. Например, с помощью Embedded Finance кредит можно получить прямо на сайте интернет-магазина, или компании-поставщика без заполнения анкет. А перевести деньги, оформить страховку, или сделать инвестицию можно через приложения, социальные сети, или мессенджеры.

Одна «точка входа» в финансы, но выгоды для всех

На протяжении десятилетий такие услуги, как кредитование и обработка платежей, были исключительной работой банков и финансовых компаний. Из-за множества правил и ограничений «непрофильным» бизнес-структурам было практически невозможно оказывать какие-либо финуслуги.

В рамках этой традиционной модели клиентам банков и финкомпаний всегда необходимо подавать заявку в физическом отделении, или на платформе кредитора, что порождает существенный разрыв между потребителем и компанией, у которой он покупает товары, или услуги.  

Благодаря Fintech-стартапам и разработанным ими встроенным финансовым решениям заемщикам не нужно покидать привычную среду (например, онлайн-магазины D2C (Direct-to-consumer), платформы электронной коммерции, маркетплейсы, системы расчета заработной платы, или собственную внутреннюю среду), чтобы подать заявку на получение ссуды. Такое пересечение финансов и технологий привело к беспрецедентному сдвигу в сфере финуслуг за последние 2-3 года, разрыв между потребителями и нефинансовыми компаниями попросту исчезает. 

Какие выгоды от EF получают ключевые «стейкхолдеры» инновации? 

Для кредиторов – прежде всего, более низкая стоимость привлечения пользователей (САС), высококачественные сделки и повышение операционной эффективности. Банки и финкомпании могут привлекать заемщиков с более низким CAC, сотрудничая со встроенными финансовыми платформами, продукты которых будут интегрированы в веб-сайты хостов или напрямую в финансовые системы клиентов. В то же время, для кредиторов, нацеленных на бизнес-заемщиков на ранней стадии (напр., продавцов электронной коммерции и компаний, предоставляющих программное обеспечение как услугу (SaaS) также появляются дополнительные преимущества,. Ведь эти клиенты – весьма привлекательны, поскольку имеют предсказуемый поток доходов с относительно низким риском.

Для нефинансовых компаний – EF предоставляет возможность интегрировать платежные, кредитные, страховые, инвестиционные и др. услуги в собственные цифровые платформы и мобильные приложения. Торговая компания может мгновенно оформить для клиента ссуду, добавить на свой сайт опцию оплаты с помощью QR-кода, или предложить свои потребителям вариант «Покупай сейчас, заплати позже» (BNPL). Речь может идти даже о предоставлении нефинансовой компанией услуги цифровой ипотеки.

Не говоря уже о том, что в долгосрочной перспективе встроенные финансы предоставляют торговым и др. бизнес-структурам данные, необходимые для более глубокого понимания клиентского опыта, что способствует формированию у потребителя лояльности и повторным покупкам. 

Для клиентов – внедрение встроенных финансов экономит время и делает услугу комфортной (напр., можно оформить кредит для приобретения товара, или услуги в онлайн-магазине, либо маркетплейсе -- без заполнения сложных анкет и предоставления объемного пакета документов), предоставляет возможность получить максимум финансовых продуктов в одной «точке входа». Что важно: сегодня глобальные Fintech-стартапы создают для клиентов превосходные пользовательские интерфейсы.

Таким образом, модель бесшовных финансов создает беспроигрышный сценарий для каждого «стейкхолдера». 

EF: объемы рынка и самые яркие кейсы

По данным профильного исследования американской инвестиционной компании “Lightyear Capital”, объем глобального рынка Embedded Finance в 2020 году составил 22,5 млрд долл. Эти же аналитики прогнозируют бум встроенных финансов в течении ближайших нескольких лет, предполагая, что применение EF в мировом масштабе принесет доход 230 млрд долл. к 2025 году. В то же время, некоторые аналитики отрасли озвучивают, на первый взгляд, хайповый сценарий: прогнозируется, что к 2030 г. объем глобального рынка встроенных финансов составит около 7 триллионов долларов. 

И речь здесь идет не только о кредитовании, или платежах, но и о других нефинансовых сегментах (например, транспортные услуги, или энергетика). Отмечу самые интересные, на мой взгляд, кейсы. 

Многие глобальные гиганты – напр., “Samsung”, “Google”, “Huawei”, “Amazon”, “Apple”, “Uber”, “Tencent” и др.  -- стали активно входить на рынок финансовых услуг, не желая допускать другие компании к своим пользователям, тем более платить существенный процент за обслуживание. 

Так, “Uber” разработал несколько лет назад собственную технологию “Instant Pay”, которой сейчас пользуются более 70 % клиентов. Все платежи автоматизированы в их сервисе, тем самым упрощая для клиента фактическую оплату услуги. Также, мировой гигант услуг такси использует Embedded Finance для получения водителями своевременных и точных платежей. Бесшовные финансы позволяют водителям американского агрегатора такси “Lyft” мгновенно получать оплату с помощью дебетовой карты компании, предоставляющей услуги по размещению туристов в гостиницах. 

Хороший пример того, как используют EF для улучшения качества обслуживания клиентов, -- автогигант “Tesla”. Компания предлагает потребителям при покупке автомобиля услугу мгновенного страхования, что весьма комфортно для клиента. Кстати, “Tesla” недавно заявила об амбициозных планах стать одним из крупнейших страховиков в США.

На фоне пандемии COVID-19, Starbucks” начал предлагать потребителям мобильные заказы с предварительно загруженными средствами кредитной карты в специальном приложении для смартфонов. При этом клиентам начисляются дополнительные бонусы, которыми потом можно расплачиваться. 

Встроенное кредитование позволяет потребителям получить ссуду в момент покупки, что повышает привлекательность предложения. Шведская Fintech-компания “Klarna” и австралийский стартап “AfterPay” (платежные технологии) предоставляют интегрированные возможности «заплатить позже» клиентам в онлайн-магазинах и на маркетплейсах, чтобы те оплачивали покупку через определенный период ежемесячными платежами.

Инновация EF также помогает предоставлять услуги, направленные на обеспечение финансового и экономического благополучия потребителей. Так, американская финансово-технологическая компания “Acorns” вкладывает «лишние» деньги клиентов в финансовые портфели клиентов, с автоматической перебалансировкой и реинвестированием дивидендов. После того, как человек определил цель -- например, взять памятный отпуск после COVID-19 -- личные финансовые приложения могут автоматически направлять процент его доходов в эту конкретную «корзину» в зависимости от расходов в течение года. 

Мощный потенциал инновации Embedded Finance для финансового рынка привлекает в этот сегмент многих венчурных и других инвесторов. Например, в конце прошлого года немецкий Fintech-стартап “Banxware” привлек для расширения своей EF-платформы 4 млн евро в рамках начального финансирования, возглавляемого венчурными компаниями -- британской “Force over Mass” и “VR Ventures” (Германия). Это – первый внешний капитал, привлеченный стартапом. 

“Banxware” является поставщиком программного обеспечения для встроенных финансовых услуг, которое позволяет цифровым платформам Европы (торговым площадкам, платежным сервисам и другим агрегаторам) предлагать финансовые продукты “white label”, в частности, ссуды мерчантам и торговым онлайн-площадкам. В декабре 2020 года “Banxware” запустила свой первый встраиваемый продукт -- решение для кредитования малого и среднего бизнеса, которое полностью интегрировано в платформу и позволяет предлагать своим продавцам ссуды наличными на основе будущих доходов. Решение о кредите принимается в режиме реального времени, а выплата происходит немедленно.

И, наконец, «свежий» кейс: в июле с. г. французский Fintech-стартап “Younited Credit” провел мега-раунд в 170 млн долл., возглавляемый глобальным инвестиционным конгломератом “Goldman Sachs”. “Younited Credit” предлагает линейку личных займов от 1 000 евро до 50 000 евро, включая автокредиты и рабочие ссуды, которые можно использовать для финансирования ремонтных работ.

В ближайшее время Fintech-стартап планирует сосредоточиться на встроенных финансах с помощью кредитного продукта, получившего название “Younited Pay”. Он будет интегрироваться с платформами электронной коммерции, предлагая условия оплаты от трех до 48 месяцев -- в формате BNPL.

Что касается Украины, то здесь (как, впрочем, и во многих других странах) тренд Embedded Finance пребывает в зарождающемся состоянии. Да, некоторые банки, финансовые компании и стартапы внедряют собственные разработки, но в целом, до европейских и американских стандартов «бесшовности» финансов еще далеко. 

Возможно, многое изменится к лучшему с разработкой регулятором финуслуг дорожной карты внедрения EF в нашей стране и с формированием регуляторной «песочницы», а затем и нишевой экосистемы, где станет возможной глубокая коллаборация между игроками рынка в контексте шеринга лучших внутренних практик.

Антон Полтев


Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости бизнеса
ТЕГИ: кредиты,IT-технологии,финансы
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.