Проблема регулирования занятости назрела. Регионы реагируют первыми

27 травня 2011, 11:31
Власник сторінки
Менеджмент-консалтинг в области HR, член Украинской Ассоциации Менеджмент консультантов (УАМК).
0

Недавно меня пригласили прочитать доклад в Донецке в рамках V-го Национального Форума «РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ 2011: современные методы управления государственными организациями». Тема доклада – «Прикладной метод регулирования занятости».

Межведомственные баталии

Во-первых, нужно отдать должное государству: приятно, что госчиновники озабочены проблемой регулирования занятости и привлекают для решения проблем в этой сфере специалистов негосударственного сектора. Во-вторых, за время подготовки доклада, напомню, речь идёт о донецкой области, я был приятно удивлён тем, что уже сейчас именно в этом регионе начинают собирать информацию «правильно», то есть, чтобы эту пресловутую занятость как-то регулировать. И, в-третьих, приятно удивила реакция государственных мужей на доклады спикеров в общем и на мой в частности. Но обо всём по порядку.

Для начала я попробую охарактеризовать проблематику, которая существует на сегодняшний день. И, кстати, что важно, проблематика эта характерна не только для донецкого региона, но и для всего нашего государства в целом. Суть проблемы, кроется в том, что разорвана связь между государственными ведомствами, бизнесом и собственно населением, и это адекватно воспринято представителями  государства, поскольку все чиновники, присутствующие на докладе, в частности, глава донецкой обладминистрации Анатолий Близнюк и его первый зам высказали полное понимание проблематики. Информация, собранная Комитетом Статистики, не отражает реального положения вещей. На основании этой информации государство в лице министерств и ведомств принимает решения, действует и влияет на экономически активное население, чтобы произвести из него должное количество и должного качества трудовые ресурсы для экономики. Каждое предприятие вписывает в отчетность «все что угодно»: названия в классификаторе не совпадают с реальным функциональным наполнением и названиями должностных позиций в компаниях, поэтому все последующие прогнозы о подготовке специалистов становятся бессмысленными. Кроме того, собирается только количественная потребность, а методов централизованного сбора информации о современном качестве этой потребности – квалификационных требований, набора знаний, умений и навыков для конкретных должностей и функциональных зон и вовсе не существует. А даже слесарь слесарю сейчас большая разница вследствие модернизации производств. Более того, определение качественных характеристик требующихся экономике работников лежит в юрисдикции Минобразования, а оно механизмов сбора этой информации вообще не имеет и, хорошо, если вуз ведет такие работы самостоятельно. Структурные изменения в экономике вызывают высвобождение сотрудников в одних отраслях, в то время как другие отрасли выступают реципиентами высвободившейся рабочей силы, такое явление распространено везде в мире. Даже если посмотреть на развитые экономики, мы увидим значительный % экономически активного населения, находящегося в зоне структурной безработицы*. Если посмотреть конкретно на Донецкую область, то почти 50% специалистов заняты в промышленном производстве. Если сравнивать показатели 2010-2011 годов, то сегодня высвобождены десятки тысяч человек из отрасли производственного сектора, при этом сектора-реципиенты (услуги, торговля, строительство, финансы) приняли к себе тысячи, но не десятки тысяч.

Структурная безработица

Десятки тысяч – это люди, находящиеся в состоянии структурной безработицы* в Донецкой только области, им нужна переквалификация либо, что важнее, четкая информация о том, каким предприятиям и в каких регионах они нужны. Сейчас эти люди находятся в активном поиске работы и не могут ее найти, т.к. изменения уже произошли. Проблема в том, что мы не знаем, кого, сколько и как переобучать. Это, по сути своей, не безработные, они не становятся на биржу труда, они ищут работу и не могут ее найти согласно своей квалификации. Они, в общем-то, являются активным населением и, наверное, хотят переквалифицироваться, или переехать к месту новой работы, только непонятно, во что их переквалифицировать и куда перевозить. То есть, следующая проблема – это вопрос переквалификации, профориентации и прозрачность для населения изменений в структуре экономики, и изменений спроса на рабочие места и изменений в квалификации, потому что именно эти знания и будут побуждать людей учиться. Иначе каждый проходит длинный путь, прежде чем поймет, что ему нужно переучиться и пойти работать в другой сектор экономики или даже в другой регион. Например, недавно я узнал, что закарпатские лесорубы поехали собирать хмель в Польшу. Вот вам структурная безработица. Это повлечет за собой то, что донецкие шахтёры, вполне вероятно, поедут валить лес в Закарпатье. Теоретически это более чем возможно. Но тут мы сталкиваемся с вопросами готовности к трудовой миграции: обеспечено ли жилище для того же шахтера в другом регионе, питание, социальная защита.

Что делать?

На самом деле, «не так страшен чёрт, каким его малюют». Покопавшись в проблематике, необходимо принять какое-то решение: что делать дальше? Понятно, нужно исследовать рынок занятости, то есть: потребности в специалистах, количестве, качестве, спрос на этих специалистов. Государство этого не делает. Для того, чтобы оно начало самостоятельно проводить такой мониторинг, нужно менять структуру самих государственных органов, методы сбора и анализа информации. Думаю, не стоит вдаваться в подробности о том, с каким скрипом в нашей стране проходят такие изменения: переназначение чиновников или новые назначения, изменение штатного расписания, подсчет необходимого бюджета и, что важнее, изыскание этого бюджета. В Украине на такие вещи уходят годы, которые, как правило, тратятся на разговоры. А регулировать нужно здесь и сейчас, ибо социальное напряжение уже достигло исторического украинского максимума и как дальше поведёт себя этот максимум – никто не знает.

И если, менять структуру государства очень долго и непредсказуемо. Что тогда? Обратимся к западному опыту. Там давно и успешно для регулирования занятости, мониторинга информации, прогнозирования ситуации привлекают негосударственные организации. С одной стороны, это позволяет получить необходимую информацию, с другой появляется время необходимое на изменение гос. аппарата.

Идея, высказанная мной на докладе, ещё раз повторюсь, была воспринята очень благосклонно первыми лицами области и чиновниками из центра занятости. Суть решения следующая: необходимо создать мониторинговый центр, который будет регулярно отслеживать все текущие и прогнозировать грядущие потребности рынка в тех или иных специалистах.  Достаточно выбрать панель из ста предприятий региона, которые являются наиболее крупными по количеству рабочих мест, обороту и прибыли. Исследования необходимо проводить в две ступени: первая – это анкетирование и сбор информации о том, какова текущая потребность предприятий, как в количестве, так и в качестве. Вторая – провести исследование для прогнозирования будущих потребностей для того, чтобы ВУЗы знали, какие кадры необходимо воспитывать. На основании информации, собранной в ходе мониторинга, будут получены следующие отчетные виды данных: отчет и прогноз о вакантных и создаваемых рабочих местах, с учетом отрасли в соответствии с той или иной профессиональной специализацией, отчет о квалификационных требованиях к знаниям, умениям и навыкам требующихся специалистов, рейтинг отраслей и/или работодателей относительно объемов создания новых рабочих мест, отчет о предполагаемом уровне дохода нанимаемых специалистов, прогноз популярных/непопулярных специальностей, отчет и прогноз структурной безработицы в стране. Получателями информации выступят: экономически активное население, Государственные институты и международные институты, предприятия.

Благодаря регулярному мониторингу уже в скором времени можно будет рассчитывать на получение прогноза потребности в специалистах с горизонтом от 2 до 5 лет. «Я надеюсь, что результаты мониторинга  приведут к прозрачности рынка труда, позволят снизить социальную напряженность за счет широковещания на экономически активное население, предоставят в распоряжение государства и корпораций столь необходимой информации о количественной и качественной потребности в специалистах. Перспектива создания мониторингового центра может быть рассмотрена не только в рамках донецкой области, а и для всей Украины. Вице-премьер-министром и министром социальной политики Сергеем Тигипко неоднократно поднимались вопросы регулирования занятости.

 

Финансирование

Примеры финансирования подобных программ со стороны организаций имеющих активную социальную позицию имеются, например МежКорпоративный Университет.  Проблема носит социальный и государственный характер, кроме того корпорации являются напрямую получателями как информации, так и человеческих ресурсов. Посмотрим, как это будет работать в Донецке. Если, конечно, государственные мужи кивали головами не только из вежливости.

Алексей Зволинский,

Старший партнер исследовательской компании «GP Group», компании-исследователе рынка профессионалов

 

Распределение трудоспособного населения по отраслям экономики, донецкая область, данные Госкомстата

Отрасль экономики

Март, 2010, тыс. чел.

Март, 2011, тыс. чел.

С/Х

41036

37171

Промышленность

505371

492977

Строительство

38459

41197

Торговля и  услуги

71920

76901

HoReCa

7334

7351

Транспорт и связь

99392

100989

Финансовая д-ть

21071

21444

Недвижимость

58113

62587

Госуправление

49037

46098

Образование

123664

120443

Здоровье и соцпомощь

112315

111641

Культура и спорт

29738

28283

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Бизнес-блоги
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.