В Украине складывается система, при которой человек в форме может все, а гражданин априори бесправен.
Менты оборзели. Думаю, не один я так подумал, прочитав эмоциональный рассказ Мустафы Найема и реплики Татьяны Даниленко в Facebook насчет вечернего общения с представителями киевского Беркута.
Оказалось, что практически в то же самое время подобное оперативное мероприятие - олько без привода в милицию - мело место под офисом журнала Корреспондент. Главреда Виталия Сыча тоже немотивированно остановили, отказавшись пройти в редакцию - 50 м, - что было бы нормально, если бы их действительно интересовала личность человека, зато обыскали автомобиль и задавали странные вопросы вроде "Зачем Вам столько денег?".
Отличие между Мустафой и Виталием еще и в том, что у первого коллеги "восточный тип лица" (официальный комментарий к инциденту г-на Полищука, спикера столичной милиции), или "лицо кавказской национальности" - так между собой его характеризовали бойцы спецподразделения.
Это что-то новенькое. Раньше подобные формулировки милиция не стыдилась присваивать неидентифицированным и таким, которые находятся в розыске, форточникам, барсеточникам, кидалам и представителям других малопочтенных воровских профессий.
Сейчас же ничтоже сумняшеся офицер милиции, оправдываясь, говорит очевидно неумные вещи. Какое дело ему и нам - восточное у Мустафы лицо или нет. Вопрос в том, что у Виталия как раз лицо вполне "западное" (дарю милиции характеристику), но радость обыска и объяснений с ночными "птицами" он также испытал.
Вопрос не в смуглости, носе с горбинкой, акценте и не в отказе представиться, а в системе. При которой человек в форме и с оружием может все, а гражданин априори бесправен.
Анекдот, к слову. 2025 год, Португалия, где, как известно, неплохо устроились и пустили корни сотни тысяч наших соотечественников. Двое полицейских останавливают подозрительного гражданина со смуглой кожей и требуют документы на проверку. Тот, видя грозных стражей закона, подчиняется. Один из полицейских обращается к товарищу: "Петро, диви, яке в нього кумедне прізвище - Гомеш!".
Часто ли мы слышим по телевизору из уст представителей МВД или читаем в газетах фразы: "Пойман насильник русской национальности", "Коррупционер еврейской национальности вывел деньги в офшоры" или "Банда отморозков украинцев грабила фермеров и взята с поличным". Таких формулировок нет и, понятное дело, не может быть - общество с этим не согласилось бы.
А о "черных" можно. Хотя цвет паспорта у всех граждан Украины вроде одинаковый. И права с обязанностями - тоже.
После инцидента с приводом в Подольский райотдел милиции журналиста Найема мне позвонил коллега одной из самых популярных газет и предложил прокомментировать ситуацию: мол, кто, как не "лицо кавказской национальности", понимает, каково оно - с ночными "беркутами" вести малоприятные разговоры.
Увы, личный опыт не так велик. Один раз остановили в Киеве - лет так 15 тому назад. И, если не ошибаюсь, два раза в Москве. Причем один раз я был в компании с Дмитром Стусом, сыном поэта, - мы как раз возвращались с Урала, из политзоны, где погиб его отец, второй раз - с телеведущим Романом Скрыпиным: приехали на так и не состоявшийся эфир на НТВ. Понятное дело, что мы не выглядели как герои фотороботов разыскиваемых или "типичных" террористов, но были остановлены и вынуждены давать некие объяснения.
Многие месяцы, проведенные за границами Украины, увы и к счастью, не дают подобного опыта: в Лос-Анджелесе, Париже, Риме, Варшаве или Стамбуле никто из полицейских никогда не просил показать документы. А в Москве и теперь в Киеве с ними расставаться нельзя. Мало ли что.
Милиционерская логика, по которой можно без повода задерживать граждан, нормальным людям отвратительна. Думаю, что они ловят рыбу крупноячеистой сеткой - закинут невод 1 млн раз, авось (в этом слове - русская национальная идея, близкая и части украинцев) повезет поймать хоть кого-нибудь или что-то, что можно положить в карман. А если не поймают - ну и черт с ними, преступниками: денег от несчастных гастарбайтеров и просто нерасторопных граждан, вышедших под мухой и без паспорта за сигаретами, хватает на жизнь с останкинской колбасой на бородинском хлебе.
Когда-то Татьяна Коробова, описывая криминальный беспредел в Крыму середины 1990-х, ввела в оборот выражение "лицо адидасовской национальности". Если кто забыл или просто не застал те веселые времена - не всегда униформой бандитов был костюм от непроизносимого итальянского бренда со значком депутата, было время когда они довольствовались паленым адидасом.
Впору вводить иной термин - "лицо милицейской национальности". Пару лет назад тогдашний министр внутренних дел Юрий Луценко вслух, не стыдясь своих слов, говорил на коллегии МВД: мол, считайте меня расистом, но никаких разрешений трудовым мигрантам давать не будем. И даже пригрозил своим подчиненным, что с "такими темпами" скоро придется приглашать в милицию вьетнамцев и китайцев.
Савик Шустер тогда еще сказал: "Луценко спятил". Думаю, что "спятил" - слишком мягкое слово. Министр просто был не на своем месте и в силу неумения делать дело, как и положено, "тихо, без шума и пыли", бездумно тратил время на создание сомнительных пиар-поводов. Это, конечно, проще, чем бороться с преступностью. В том числе - беловоротничковой. В том числе - с криминалом, связанным с большой политикой.
Да, инструментов для этого предусмотрительные законодатели создали не так много, и не все они эффективны. Но даже те инструменты, которые есть, не были задействованы. А возбужденные милицией дела - в том числе самые громкие - в огромном количестве разваливались в судах.
Теперь на допросы ходит сам экс-министр. Юрий Витальевич, конечно, не ангел, но то дело, которое на него вешают, ничего, кроме омерзения, не вызывает. Нынешний министр Анатолий Могилев, "милицейской национальности", не владеющий никаким языком, кроме протокольного суржика, тоже войдет в историю как человек не на своем месте.
Несчастна страна, в которой у подчиненных главы МВД нет времени на поиск настоящих преступников, но есть время на общение с гражданами по фамилии Найем и Сыч.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.