Время от времени попадаются дискуссии на различных сайтах, связанные с обсуждением проблемы насилия в семье. Часто спорящие делятся на два лагеря: одни отстаивают позицию, что если становишься свидетелем насилия, нужно обязательно сообщить в милицию или в службы по опеке (если речь о детях), другие же считают, что каждая семья должна сама разбираться со своими проблемами и "стучать" в милицию – значит вмешиваться в чужую личную жизнь.
Вообще, кстати, к частной жизни у нас в стране странное отношение. Например, настойчиво раздавать советы как себя вести, как одеваться и т.п. – это у нас вмешательством в частную жизнь многие не считают. А вот когда нужно помочь соседке, которую избивает муж, или ребенку, чьи родители – алкоголики и устраивают в квартире "заседания за круглым столом", тут многие вспоминают о "невмешательстве" в личную жизнь.
Среди спорящих также есть люди, которые убеждены что сообщить в милицию о насилии – все равно, что сдать партизана гестапо. Да, с советских времен нам досталось в наследство негативное восприятие обращения в структуры вроде милиции, соцслужб и прочие госорганы. Но с другой стороны, насилие – это не что-то абстрактное. Это преступление. Оно зафиксировано в законах и может иметь вполне реальные последствия для виновника. Например, избиения – это уголовно наказуемое преступление (есть "статьи" за нанесение телесных повреждений, вреда здоровью, или за угрозу жизни, и за это предусмотрено наказание). Между прочим, в некоторых странах наказание предусмотрено даже для тех, кто оказался свидетелем преступления, но не сообщил о нем полиции. Несообщение о преступлении в отдельных случаях рассматривается даже как соучастие.
Но все же, по моему убеждению, не угроза наказания должна быть мотиватором, а простое сочувствие к другому человеку. Неужели кто-то может спокойно смотреть телевизор или слушать музыку, когда за стенкой в соседней квартире слышны рыдания, звуки ударов и стоны человека, которого избивают? И кто, если не соседи, могут и должны первыми прийти на помощь?
Недавно смотрела программу о семейных конфликтах. В ней была реконструирована реальная история. Ситуация довольно распространенная: мужчина и женщина познакомились, встречались, все было хорошо. Когда поженились, муж "резко изменился" – если раньше дарил цветы, то теперь стал постоянно избивать жену. Ему все время казалось, что она ему изменяет. Агрессором не становятся "внезапно", наверняка он подавал признаки склонности к насилию, но влюбленная женщина этого не замечала. Это – обычные люди, не "посвященные" в тонкости психологии и не обращающие внимания на детали, которые не кажутся им важными. Он продолжал избивать ее даже беременную. Она надеялась, что рождение ребенка его изменит. Не изменило. Все прекратилось когда соседи, устав от нескончаемых скандалов и драк, заявили в милицию и в службы опеки – им было не все равно, что в этих условиях растет ребенок. Ребенка забрали временно в приют. И только потеря ребенка заставила женщину уйти от мужа-тирана.
Работа с психологом, с юристами. Потрясение от того, что из-за мужа и условий в которых они живут она может лишиться ребенка перевернуло ход ее мыслей – женщина осознала, что ее мужа не может изменить ни ее любовь, ни их ребенок. Ребенка ей вернут, когда она изменит условия, в которых будет его растить. Она оформляет развод с мужем и уезжает жить к сестре в другой город.
Очень часто женщины терпят издевательства, потому что просто не знают что делать. Им кажется, что выхода нет – идти не куда, сделать ничего не возможно. У кого-то даже развивается стокгольмский синдром (когда мучителя начинают оправдывать и защищать) или срабатывает установка "раз бьет, значит любит", "папа бил маму, значит это неотъемлемая часть семейных отношений" (ведь не зря психологи говорят, что как правило человек повторяет "программу", заложенную в него семейной историей и прервать порочный круг без помощи специалиста в одиночку невозможно).
Но на самом деле, у уставшего от издевательств человека, просто наступает "тупик", ступор в сознании, когда он уже не может анализировать ситуацию и не видит выхода, даже если стоит прямо перед дверью с надписью "выход". Хуже всего, пожалуй, если боится "выносить сор из избы" или боится, что изобьют еще сильнее, если подаст заявление в милицию. Женщина, оказавшаяся в такой ситуации, не виновата в том, что ее выбрали "девочкой для битья". Если она не может дать наотмашь сдачи обидчику, это еще не значит, что ее можно унижать. И не все настолько сильны морально, чтобы просто встать и уйти. Не могут быть сильными все. Некоторые слабее и нуждаются в поддержке, пусть даже временной и короткой, но поддержке, которой будет достаточно, чтобы осмелиться сделать первый шаг. Именно поэтому нужно вмешиваться. Пообщаться, выслушать, посоветовать обратиться к специалистам. Есть много организаций, оказывающих помощь жертвам домашнего насилия, и помогающих найти выход из любой сложной ситуации.
В Госслужбе молодежи и спорта говорят, что более половины украинских женщин подвергаются насилию в семье. Но точной статистики нет, потому что проблема окружена стеной молчания. Об этом "не принято говорить". Согласно исследованиям общественных организаций, около 75% жертв различных видов насилия не обращались за помощью. Вас не пугает? Мне страшно, если честно.
Если у вас в семье все хорошо и мирно, это не значит, что все так же хорошо у всех остальных. И если есть возможность помочь тому, у кого проблема, нужно хотя бы попытаться помочь. Главное – оставаться человеком. Кстати, эта, казалось бы, банальная фраза стала слоганом информационной кампании против насилия в семье, которая началась в июне и в течение четырех месяцев охватит 10 регионов страны. Тут можно прочитать подбробнее о кампании и том, как помочь и куда обратиться за помощью.
Это мои размышления. А как вы считаете: нужно вмешиваться или "не надо быть стукачом, это их проблемы, пусть сами и разбираются"? Есть ли в вашей семье проявления насилия? Знаете ли вы семьи, в которых есть такая проблема?