Были с иностранным коллегой в Одессе, где работали, помимо прочего, над материалом о детях улицы. Шесть лет назад, когда мы делали аналогичный материал, этих детей было в несколько раз больше. Тогда, летним днем, мы проехали по городу с социальными работниками, и в какой бы подвал или заброшенный дом ни попадали, везде нас встречала группа детей.
Сейчас детей на улице значительно меньше и их намного сложнее найти даже при помощи постоянно работающих с ними и хорошо им знакомых соцработников из общественной организации. К сожалению, совсем не потому, что в Одессе так хорошо стало жить и все уличные дети стали "домашними".
В погоне за красивыми статистическими показателями на уличных детей просто стали более часто проводить облавы и "зачистки" мест их проживания из-за чего дети стали чаще менять места своего обитания. Многие места, где эти дети ютились, закрыли, замуровали, заварили. Представители общественных организаций, помогающих этим детям, говорят, что многих тех кто постарше просто посадили за решетку – они едва успевают носить им передачи. Меньших пытаются возвращать в интернаты, но они все равно убегают.
Как-то нехорошо получается. Формально и статистически детей с улицы почти убрали, но реально и практически проблема все равно осталась. У большинства "уличных" детей есть по меньшей мере один из родителей, но они либо алко-/наркозависимы, либо очень-очень бедны, либо дети сбегают из дому от насилия и давления со стороны новых "вторых половин" своего родного родителя. Историй и причин много, у каждого ребенка своя история – уникальная и страшная.
Радует то, что в той же Одессе очень активно работают организации, которые помогают таким детям, оказывают психологическую и медицинскую помощь, развивают социальные центры с шелтерами и общежитиями, где дети могут принять душ, поесть и переночевать, или жить длительное время и учиться в обычных школах и училищах. Кто-то вырос на улице и уже "прирос" к ней за 5-7-10 лет, но также много детей, которые очень хотят обычных нормальных условий, но оказываются на улице просто потому, что не могут получить этого в семье и боятся интернатов, потому что уже узнали что это такое.
Конечно, многих из тех, с кем мы общались шесть лет назад, уже нет. Но, черт побери, как приятно видеть тех, кто за эти шесть лет выкарабкался и начал новую жизнь – бросил наркотики (дети улицы знакомятся с ними рано), подлечился, получил профессию, создал семью, отвоевал право на свою часть жилья у алчных родственников и т.п. И получилось это у них по двум причинам – они сами этого хотели, но – главное – они нашли поддержку у неравнодушных людей.
Они не виноваты в том, что родились в "неправильной" семье. Они дети и они заслуживают иметь по крайней мере часть тех возможностей, которые есть у их более благополучных сверстников – ходить в школу, играть в футбол, танцевать, учиться музыке, поступить в училище или университет...