Забронзовевшую политическую элиту должны обновить представители гражданского общества, интернет-среды, лидеры мнений. И вот как это можно сделать.
Тема последней недели - активное обсуждение в "интернетах" шансов политических сил на грядущих парламентских выборах и отдельных смельчаков, уже заявивших о готовности выдвинуться в мажоритарных округах, не заручившись какой-либо партийной поддержкой. Популярный тезис в этих дискуссиях - надо найти неких моральных авторитетов и легонько подтолкнуть, простимулировать, чтобы те пошли в политику и уже самим своим появлением там (как вариант - примером) качественно ее изменили. Улучшили, так сказать, генофонд отечественной власти на пару с оппозицией.
Несколько дней назад тему подхватил и экс-министр внутренних Юрий Луценко, уже год беззаконно содержащийся под стражей. В интервью из СИЗО он вслед за бывшим премьером Юлией Тимошенко сказал, что нужно создать условия, чтобы Лина Васильевна Костенко и другие независимые общественные авторитеты пополнили депутатские ряды.
В этой связи экс-министр называет имена львовского историка Ярослава Грицака, почетного президента университета Киево-Могилянская академия Вячеслава Брюховецкого, правозащитника из Харькова Евгения Захарова, публициста Сергея Грабовского и других достойных особ. Мол, само их присутствие в парламенте "станет мощным импульсом для очищения украинской политики".
Тема возникает не впервые. Политики загадили политику донельзя. Некоторые из них оказались на дне, в эмиграции и даже за решеткой. И теперь зовут спасателей в лице аполитичных моральных авторитетов.
Даже не буду обсуждать вопрос реалистичности привлечения в большую политику этих людей. Кто пытался дозвониться Костенко по важному делу или взять интервью, поймет. Это очень сложно, почти невозможно. О какой политике - искусстве коммуникации с народом и управлении им - может идти речь?
Попробуем подумать о технологиях. Ведь большая политика - это набор приемов плюс очень много денег. Допустим, есть некое количество "авторитетов", согласившихся освятить собой будущую Верховную Раду. Как они туда попадут? Путей два - через округ и через списки.
Первый путь откровенно мало реалистичен. Листовки с портретами писателя Юрия Андруховича в Ивано-Франковске еще можно представить, но Русановку, костенковскую "киевскую Венецию", обвешанную плакатами Вона - це Література, не могу. Фантазии не хватает.
Путь второй более реален. Решение о том, кого включить в списки, точнее в проходную их часть, зависит лишь от лидера (по фамилиям: Тимошенко, Яценюк, Кличко, Тягнибок, Гриценко…), а также от спонсоров, часто - необъявленных. Но все-таки ключевая позиция - глава партии. Таким образом, дело за малым, чтобы вышеуказанные лидеры оппозиции четко заявили, что отдадут некое количество проходных мест кандидатам-неполитикам. А потом приложили усилия, чтобы это обещание было выполнено.
Допустим, Тимошенко и другие действительно готовы обновить свои парламентские ряды. Одним человеком - даже широко известным и порядочным - репутацию не спасти и тотальное недоверие не преодолеть. Значит, группа беспартийных спасателей должна иметь длинную скамейку, чтобы оппозиционерам было за кого побороться.
А где их взять? Сами они напрашиваться явно не будут. Стало быть, нужен инструмент вовлечения в политику представителей гражданского общества, интернет-среды, лидеров мнений. И такой инструмент есть. Как раз на минувшей неделе состоялся республиканский кокус в американском штате Айова. Кокус - это такое собрание сторонников определенной идеологии или политической силы, на котором голосованием определяется тот, кто имеет лучшие шансы получить поддержку на следующем этапе предвыборного сита, на праймериз.
Если попытаться перенести американские демократические процедуры на наши черноземы, то дело могло бы выглядеть так. Партия Батьківщина (Фронт змін, УДАР, Свобода, Гражданская позиция) объявляет день проведения собраний своих сторонников, арендует помещения, приглашает музыкантов и организует буфет. Желающие попробовать свои силы в политике от данной силы приходят и получают возможность выступить перед собравшимися активистами и зеваками.
Предоставленная минута славы покажет, словами советского президента Михаила Горбачева, кто есть ху. Да, на сцену выйдут не только желающие взять на себя ответственность за страну, но и городские сумасшедшие, популисты и даже провокаторы. Но обмануть сотни людей, обращаясь к ним без суфлеров, глаза в глаза, будет сложно.
В конце эмоционально насыщенного дня партийцы будут голосовать. Тот, кто получит наибольшую поддержку, получает шанс выступить на официальном предвыборном собрании партии и, возможно, попасть в избирательный список. На кого-то в данном случае будет работать имя и авторитет, на другого - продемонстрированное природное красноречие, третьего вывезет умело составленная программа и т. д.
Да, это сложно и необычно. Но это дает шанс новым людям предложить себя тем партиям, которые близки им идеологически. И наоборот - позволяет партиям привлечь через механизм праймериз тех, кто им действительно подходит. Уверен, что в публичном соревновании идей и людей старая гвардия политиков всяческих созывов не выдержит интеллектуального и эмоционального напора претендентов «с улицы».
Этим путем можно было бы не идти, если бы оппозиционеры хоть иногда думали не только о продлении себя в большой политике, но и о собственных обещаниях.
В марте 1990-го в Верховную Раду пришли, получив беспрецедентную поддержку, около сотни людей, не принадлежавших к тогдашней номенклатуре. Кого парой годов ранее партаппарат не допустил бы даже потрогать пресловутый руль страны. Среди них были кочегар и бывший журналист Вячеслав Чорновил, историк Тарас Стецькив, секретарь парткома совхоза Владимир Филенко, преподаватель милицейского вуза Александр Емец, юрист Сергей Головатый, инженер Юрий Костенко, профессор математики Владимир Гринев, писатели и врачи, кооператоры и рабочие, военнослужащие и учителя.
Потом социальный лифт сломался, посланцы народа забронзовели и стали мало чем отличаться от тех, с кем на словах боролись. Поколение романтиков сменили бизнесмены. Затем олигархи привели в Раду бессловесных водителей и секретарш. Наконец наступило время "проффесоров" и "шлепперов". В нем и живем. Пока или навсегда - вот в чем вопрос.
***
Эта колонка опубликована в №1 журнала Корреспондент от 13 января 2012 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.