В субботу в рамках основного конкурса 65-го Каннского кинофестиваля прошел показ очень ожидаемой ленты За холмами/Beyond the hill румынского режиссера Кристиана Мунджиу.
Почему
новый фильм Мунджиу в Каннах очень ждали, долго объяснять не нужно – в 2007
году он получил Золотую пальмовую ветвь за свой фильм 4 месяца, 3 недели и 2
дня, который украинские зрители имели возможность посмотреть .
За 48 часов,
которые прошли с тех пор, как картина была впервые показана на экране в Каннах,
она успела обойти в рейтине кинокритиков и журналистов предыдущий фильм-фаворит
в борьбе за Золотую пальмовую ветвь -
драму Ржавчина и Кость французского режиссера Жака Одиара, главную роль
в котором сыграла уже давно не нуждающаяся в эпитетах Марион Котийяр.
Таким образом,
пока что фильм За холмами, о котором сейчас пойдет речь. занимает первое место
в рейтинге претендентов на главный каннский приз.
Сперва немного об
истории создания картины. В 2005 году Мунджиу прочитал в газетах заметку о том,
как девушка, навещавшая подругу в сельском православном монастыре, через
несколько недель там же и умерла после того, что пресса назвала «сеасном
экзорцизма». Эта история, как говорят по-английски, made healines, то есть стала топ-новостью сперва в
Румынии, а затем и в Европе.
В то время
Татьяна Никулеску Брэн возглавляла румынский коррпункт Би-би-си. В течение
последующих нескольких лет она проводила свое собственное расследование
случившегося. Расследование вылилось в документальный роман, одну из первых попыток
в этом жанре в румынской литературе.
Мунджиу
признается, что история заинтересовала его с самого начала, но, скорее, не как
режиссера, а как читателя.
А в 2007 году
Мунджиу познакомился с автором книги – во время того, как представлял в
Нью-Йорке свой ставший
триумфатором в Каннах фильм 4 месяца, 3 недели и 2 дня. Тогда Никулеску Брэн и
подарила режиссеру свою книгу.
Мунджиу снова
встретился с Татьяной Никулеску Брэн несколько лет спустя – в начале 2011 года.
И тогда разговор снова зашел о случае в православном монастыре. После этого
режиссер обнаружил, что история шестилетней давности все еще будоражит
интернет-сообщество, генерируя тысячи комментариев и поляризируя общество.
Летом Мунджиу решил, что будет снимать фильм, адаптировав бестпристрастную (в
стиле Би-би-си) книгу Николеску Брэн в полноценный сценарий художественного
фильма.
Действие картины происходит
в наши дни, в посткоммунистической Румынии – в молдавском анклаве. Алина и
Войчита воспитывались в одном приюте. После этого каждая пошла своей дорогой.
Алина уехала работать в Германию, Войчита ушла в монастырь. Алина возвращается
из Германии, чтобы забрать с собой Войчиту, единственного человека, которого
она когда-либо любила, и который любил ее. Алина приезжает в монастырь
фактически уверенная в том, что уедет оттуда не одна. Она спокойна снаружи, но
внутри – буря эмоций, девушка одержима своей идеей.
Одно из выходящих
во время фестиваля изданий озаглавило рецензию о фильме «Холм, на который
сложно взобраться». А я бы
сказала, что для Алины вытащить
любовь всей своей жизни из монастыря оказывается миссией, сравнимой с
покорением Эвереста без
кислородной маски и вообще какого-либо снаряжения.
Бороться с богом
за место в сердце подруги оказывается тяжелой миссией. Сильная любовь в разных
ее проявлениях воспринимается монашками и отцом-настоятелем как одержимость
демонами – со всеми вытекающими отсюда последствиями.
По словам
режиссера, фильм для него - это
история о любви и о свободе желаний и воли, а также о том, что самые большие
ошибки часто совершаются во имя веры, и с полной уверенностью в том, что
совершаемое совершалось исключительно во благо.
Мунджиу в кажом
кадре кричит о том, что фанатично верующие уделяют слишком много внимания
соблюдению церковных ритуалов – вместо того, чтобы почаще применять самые
мудрые и светлые постулаты христианства в своей повседневной жизни и в общении
с людьми.
Режиссер
рассказывает, что готовясь к съемкам, он внимательно изучил список грехов,
составленный Православной церковью, насчитывающий 464 пункта. Но среди этих
грехов, заявил режиссер, нет одного – греха безразличия. «Или, может быть, это
не грех, раз его нет в списке, говорит Минджиу. Тогда что это? Опасно
безразличие или нет?», спрашивает Мунджиу и пытается ответить на эти вопросы в
своем фильме.
Картина Мунджиу
может нравиться или не нравиться, но безразличным зрителя она точно не
оставит. Режиссер призывает
зрителей не сравнивать его новую картину с предыдущей, а просить просто
смотреть.
Зима, холода и
длинная борода
Главную мужскую
роль в фильме сыграл родившийся в советском городе Лазовске Валериу Андриуту,
который обучался актерскому мастерству в Тбилиси, а затем перебрался в
Бухарест. Сейчас актер живет в Ирландии. Андриуту играл во всех
короткометражках Мунджиу, а также в его первом художественном фильме в 2002
году. Роль отца-настоятеля монастыря, которого монашки называют не иначе как
папой – уже десятое появление Андриуту в фильмах Мунджиу, так что можно
предположить, что актер и режиссер
понимают друг друга с полуслова.
Кстати, как
рассказывает Мунджиу, когда он еще не был уверен, что будет снимать фильм, но
уже думал об этом, он позвонил актеру в Дублин и попросил его начать отращивать
бороду. «Чем длиннее была борода у Валериу, тем больше росла моя уверенность в
том, что я сниму этот фильм», шутит Мунджиу.
Роль пришедшей к
Богу Войчиты, которая живет в монастыре, сыграла в прошлом журналистка, а
сейчас актирса, 28-летняя Космина Стратан. Роль Алины, которая приехала в
монастырь, чтобы вернуть свою любовь, - Кристина Флютур, которая в качестве
театральной актрисы играла роли из Чехова, Стейнбека, Ионеску и Шекспира. И для
первой, и для второй - это их первая роль в полнометражном художественном
фильме. И это вовсе не тот случай, когда первый блин комом.
За холмами - фильм для
терпеливых. Его продолжительность – 02 часа 32 минуты. При этом, признается
Мунджиу, ему пришлось в конечном итоге вырезать 30 или 40 минут отснятого
материала.
Мунджиу
окончательно решил снимать в августе 2011-го, и снимать предельно быстро – чтобы успеть к маю 2012-го в
Канны. Декорации построили на
холме около деревни в 100 километрах от Бухареста. Мунджиу рассказывает, что
съемки в основном проходили зимой – при минус 15 градусах. «И это была одна из самых
суровых зим в Румынии за последние годы», признается режиссер.
У Мунджиу даже
толком не было времени на пост-продакшн в классическом смысле этого понятия.
Учитывая совсем небольшое количество времени между съемками и Каннским
кинофестивалем, монтаж делали
прямо в процессе съемок.
Снимал фильм еще
один уроженец СССР – оператор Олег Муту (Муту родился в Кишиневе в 1974-ом),
который снимал с Мунджиу 4 месяца, 3 недели и 2 дня. Напомню, что кроме этого,
Муту снял и фильм В тумане нашего Сергея Лозницы, который покажут в основном
конкурсе чуть позже. Муту работал с Лозницей в его Фильме Счастье мое, который был
включен в основной конкурс Каннского кинофестиваля в 2010 году.
Уже здесь, в
Каннах, Мунджиу сетовал на том, что румынское кино ценят на фестивалях и в
Европе, но не в родной Румынии. По
его словам, если ранее кризис кино
в Румынии заключался в отсутствии нормальных
кинозалов, то теперь - в уровне
подготовки зрителя. «Когда молодые люди, достигнув совершеннолетия, не видели
ничего, кроме американских блокбастеров, вряд ли они будут интересоваться
авторским кино», заявил Мунджиу в Каннах 19 мая.
В это день в
Каннах состоялось несколько показов фильма За холмами, и на все публика
буквально ломилась. На премьере фильма Мунджиу ответ на письменный или устный
вопрос осаждающих Дворец фестивалей искателей пригласительных «Нет ли лишнего
билета?» был однозначным – «нет»
P.S. Была,
конечно, идея написать в заголовке блога что-то вроде «лесбийские страсти в
православном монастыре» - чтобы как можно больше людей его прочитали. Только с этой целью. Но рука не поднялась).
Это была полушутка. Просто хочу сказать, что это фильм, который нужно
увидеть. И надеюсь, что о нем
прочтут и узнают и без громких заголовков.
В самое ближайшее
время читайте об Охоте датчанина
Томаса Винтерберга и Любви Михаэля Ханеке – двух главных кинособытий фестиваля
в субботу и воскресенье.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.