Каннский дневник. Иранский фильм о японских страстях и театр Алена Рене

22 травня 2012, 14:24
Власник сторінки
Главный редактор Корреспондент.net
0

Расскажу еще о двух фильмах из основного конкурса, которым каннская публика внимала в понедельник, 21 мая.

Пришло время рассказать еще о  двух фильмах из основного конкурса, которые показывали в Каннах в понедельник. 

Речь пойдет о картине иранца Аббаса Киаростами Будто кто-то влюблен и о ленте  увенчанного лаврами почти 90-летнего  Алена Рене, который в нынешнем году в основном конкурсе Канн представил картину Вы еще ничего не видели.

Токийская история

Иранец Аббас Киаростами – один из столпов современного иранского кино. В 1997-м на 50-м Каннском фестивале его Вкус вишни стал первым иранским фильмом, получившим Золотую пальмовую ветвь. Словно кто-то влюблен – двадцатый по счету фильм 72-летнего иранского мэтра.

Киаростами снял фильм о любви и одиночестве в Токио – с японским продюсером и японскими актерами. В Каннах режиссер рассказал, что ему не нравится современный японский кинематограф. Видимо поэтому Киаростами сам решил внести вклад в современное японское кино.

И у мэтров не все гладко с финансированием. Продюсер фильма Кензо Хорикоши признался в Каннах, что ему пришлось продать картину известного французского художника Ива Кляйна из собственной коллекции, чтобы профинансировать съемки.


Итак, сюжет. Вырвавшаяся из деревни Акико учится в одном из университетов в Токио. А в свободное от учебы время, а этого времени у нее, кажется, немало,  она подрабатывает девушкой по вызову.

Однажды босс посылает Акико с загадочному седовласому старику (его играет известный японский актер Такаши Окуно), который годится ей в дедушки. Вместо того, что обычно делают клиенты с девушками по вызову, старик варит для нее специальный суп из креветок, который готовят только в родном селе девушки, а утром отвозит ее на машине на экзамен в университет, в котром он, как оказалось, много лет преподавал.

Старик оказывается известным профессором, писателем и переводчиком, но готов забросить свои книги и переводы, чтобы побыть с едва ли 20-летней Акико, успокаивать ее после истерик разбушевавшегося бойфренда-автомеханика и бегать в аптеку за перекисью, когда этот же бойфренд надавал ей по лицу.  Старый профессор влюблен.

Сам Киаростами признается, что его фильм не имеет ни начала, ни конца. "У фильма нет ни начала, ни конца. Так и в жизни. Мы всегда приходим, когда история уже началась", сказал режиссер вчера в Каннах. И правда, когда зрители начали смотреть фильм, эта история уже началась. Когда пошли титры и в зале включился свет - она не закончилась.

Первый раз фильм для прессы показывали вечером 20 мая, накануне основных показов и красной дорожки.  Журналисты стояли в очереди на под дождем, который был особенно силен в этот день и, промокшие до трусов, шутили, что этот фильм должен обязательно взять Золотую пальмовую ветвь. А если не возьмет – жертва будет напрасной.

Ну что я могу сказать? Видимо,  нужно по-честному. Не знаю, что происходит в зале, когда там сидят мужчины в смокингах и в бабочках после прохода по красной дорожке, но знаю, как реагируют критики и пресса. Если фильм «да» - апплодисменты, если «нет» - буууууууууууу.  Так вот, после фильма Киаростами было второе. Больше ничего не буду говорить. 

Хотя пока я пишу все это, рядом в пресс-центре сидят британский и польский журналист и обсуждают, что кому больше нравится. Британец сказал, что Киаростами ему понравился пока из всех фильмов основного конкурса больше всего, и поляк практически с ним согласился. Хотя, может быть, только из вежливости.

Театр Алена Рене

И если новый фильм Киаростами кто-то из критиков тут, в Каннах, называет «шуткой гения», картину 89-летнего Алена Рене Вы еще ничего не видели, шуткой не назовет никто. 

Фильм базируется на двух пьесах Жана Ануя – «Дорогой Антуан» и «Эвридика». По сюжету фильма, согласно завещанию внезапно скончавшегося знаменитого  драматурга Антуана дАнтака, в его большом доме собираются все актеры, которые в разное время играли в его пьесе Эвридика.

Исполняя последнюю волю покойного драматурга, они должны посмотреть в записи пьесу дАнтака Эвридика в исполнении  молодой  театральной труппы La Compagnie de la Colombe.  На уже немолодых актеров обрушиваются воспоминания. Наблюдая за игрой молодежи, они сами начинают играть – каждый своего Орфея и свою Эвридику, вечную историю о любви и смерти.  


Классик французского кинематографа собирает в своем новом фильме очень многих актеров, которые у него снимались, в том числе Анни Дюпре,  Сабину Азема (свою музу и жену), Пьера Ардити, Жана-Луи Ливи и Ипполита Жирардо (всего актеров 13).

Интересно, что съемку постановки Эвридики в исполнении La Compagnie de la Colombe Рене доверил другому режиссеру – французу Бруно Подалидесу, вообще не вмешиваясь в процесс съемок. Подалидес, в свою очередь, не знал, что происходит на съемочной площадке у Рене.

Критики в Каннах говорят, что картина выглядит своеобразным прощанием режиссера, и что если бы он хотел поставить точку в своей карьере, то фильм Вы еще ничего не видели идеально подошел бы для этого. Но седовласый Рене отрицает, что привезенный в основной конкурс Канн фильм – это фильм-завещание. «Фильм не похож ни на один другой. Если бы я задумал фильм-завещание, у меня никогда не хватило бы ни решимости, ни энергии его снять», заявил режиссер в Каннах.

Фильм очень  напоминает телевизионный театральный  спектакль и воспринимается, как дань Рене театру. Новый фильм Рене – то, что принято называть кино не для всех, даже здесь, в каннских раскладах. Но те, кто любит театр и любит Алена Рене, посмотрят его с удовольствием.  Другие вряд ли выдержат этот фильм. На моей памяти из зала Grand Theatre Lumiere во время утреннего показа для прессы так много людей еще не уходило.

Кстати, обладатель многих кинематографических наград, Ален Рене, в отличие от более молодых участников основного конкурса, Золотой пальмовой ветви еще никогда не получал. Хотя в 1980-м его фильм Мой американский дядюшка получил в Каннах Гран-при, второй по значимости каннский приз после Золотой пальмовой ветви. 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Журналисты
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.