Дню всех, а не дню только гетеросексуальных, влюбленных посвящается.
Легенда
рассказывает, что святой Валентин, вопреки закону императора Клавдия,
тайно венчал влюбленных. Именно за поддержку запрещенной государством любви его
пытали, казнили, и, позже, причислили к лику святых. Сегодня, когда
законодатели пытаются запретить право на любовь целой группе населения, чтя
память святого Валентина, мы предлагаем внимательнее присмотреться к истории
партнерских отношений, любви и сексуальности.
Так
уж сложилось, что любовь к человеку своего пола принято называть
«нетрадиционной». Некоторые даже объявляют ее опасной «западной»
привычкой, губящей незрелые тела и души. Нас запугивают
бездуховной, беспринципной однополой любовью. Но так ли однополая любовь
низменна, корыстлива и нетрадиционна, как нас пытаются убедить
некоторые блюстители?
Как
и в большинстве архаических цивилизаций, в Древнем Китае гомосексуальность не
считалась ни аморальной, ни преступной. Первые упоминания о ней относятся к ХІ
веку до нашей эры. Древняя легенда сохранила историю императора Хана
Ай-Ты и его возлюбленного молодого Дун Цяня. Дун сопровождал императора во всех
поездках. Когда однажды в походе Дун Цянь нечаянно уснул на рукаве дорогого
императорского кимоно, император отрезал рукав, чтобы не потревожить сон
любимого. С тех пор «отрезанный рукав» в китайском символизирует однополую
любовь.
Благодаря
археологам, раскопавшим усыпальницу двух знатных древнеегиптян, мы знаем о
Хумхотепе и Нианххнуме, жрецах бога Ра, смотрителях маникюра и доверенных лицах
фараона. Несмотря на то, что оба жреца были женаты, на стенах усыпальницы они
многократно изображены в обнимку, в древнеегипетском поцелуе: прижавшись
друг к другу носами.
Историй
о женских партнерствах, к сожалению, сохранилось меньше, чем о мужских -
андроцентричное общество никогда не воспринимало такую возможность всерьез. И
тем не менее, отношения между женщинами так же имеют свою традицию.
Руфь и Наоминь.
Картина британского живописца Филиппа-Гермогенеса Кальдерона.1886
Ветхий Завет
повествует о необычайной преданности Руфи, прабабушки царя Давида, своей
свекрови Наоминь. Когда гонимая нуждой и голодом Наоминь задумала долгое
и опасное путешествие в Вифлеем, Руфь пообещала ей: «Куда ты пойдешь, туда и я
пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом,
и твой бог - моим богом, и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; смерть
одна разлучит меня с тобою». Именно эти слова сегодня произносят
однополые пары на церемонии венчания.
Евангелие,
значительно более либеральное, чем Ветхий Завет, не содержит ни единого
негативного упоминания о гомосексуальности. Проповедуя любовь, Иисус не только
призывал укреплять ее кордоны, но и настаивал на их несущественности.
Раннехристианские предания-апокрифы передают истории многих однополых святых
пар, объединенных любовью и верой в Спасителя.
В IV веке Сергий и
Вакх несли офицерскую службу при римском императоре Галерие. Отказавшись
поклониться Юпитеру они выдали таким образом свою, преследуемую тогда,
христианскую веру, за что были замучены и убиты, но сохранили верность
своей вере и друг другу. Вакха казнили первым - через избиение камнями. За день
до смерти ему удалось пробраться в тюрьму к Сергию утешить его: «Когда мое тело
заберут, я все равно буду с тобой в нашей вере».
Сергий и Вакх.
Икона из Монастыря св. Екатерины на Синае.VII ст. Хранится в Киевском Музее
Богдана и Варвары Ханенко
Анастасия
Патрицианка, девушка из аристократического византийского рода, была фрейлиной и
близкой подругой византийской Императрицы Феодоры. Когда Феодора умерла,
ее верная подруга Анастасия бежала из Константинополя в Египет. По
специальному разрешению настоятеля монастыря, Аввы Даниила, Анастасия
получила пожизненное право носить мужскую монашескую одежду и называться
Анастасием-евнухом. До самой смерти евнух Анастасий прожил в уединении и
аскезе, так что никто из монахов кроме настоятеля не подозревал о его
особенности.
Путешественники,
посещавшие Киевскую Русь, также свидетельствовали о распространении
однополой любви во всех слоях общества и в то же время более толерантное
к ней отношение, чем в тогдашней Западной Европе. Требники, церковные
справочники того времени, хоть и предписывают подробно расспрашивать
прихожан о характере сексуального контакта, все же полагают
гомосексуальность меньшим нарушением сексуального кодекса, чем потерю
девственности.
Запорожцы, годами
жившие без женщин, часто заключали братские союзы, скрепляемые подобно
гетеросексуальным бракам взаимной клятвой перед священником в церкви. «Мы,
нижеподписавшиеся, даем от себя сие завещание перед богом о том, что мы -
братия. Вышеписанное наше обещание есть: дабы друг друга любить, не взирая на
напасти со стороны наших либо прыятелей, либо непрыятелей, но взирая на
миродателя бога; к сему заключили хмельного не пить, брат брата любить. В сем
братия расписуемся». Дав такую присягу, казаки слушали молитву,
обменивались подарками, троекратно целовались и выходили из церкви
родными до конца жизни.
Прорастая из
столетия в столетие традиция однополой любви нашла продолжение в новой и
новейшей истории Украины. Блестящий офицер и дипломат, поет-романтик,
ученик митрополита Шептицкого, полковник Легиона Сечевых Стрельцов,
ерцгерцог Вильгельм фон Габсбург за свою любовь к Украине получил от своих
солдат ласковое прозвище Василь Вышиваний. За простоту и учтивость в обращении
селяне нарекли его Красным Князем. В межвоенное время Василь любил гулять по
ночному Парижу в женском платье и посещать дешевые ночные бары, где собирались
моряки-арабы. В 1948 за «антисоветскую деятельность» был схвачен НКВД, но не
выдал никого из соратников,
героически держался на многочасовых допросах, и в результате погиб в
Лукьяновских застенках.
Вильгельм фон
Габсбург с другом на горнолыжном курорте. Фотография 1930х.
Были в новейшей
украинской истории и женщины, любившие женщин. Одна из них - Вера Гедройц -
выдающаяся докторка, ученая и поэтесса. Получив блестящее образование в
Швейцарии, Гедройц, следуя чувству долга, вернулась, чтобы работая спасти
тысячи раненых во время Японской, Первой мировой и Гражданской воен.
Решительная профессионалка оперировала сложнейшие брюшные ранения не покидая
театра боевых действий и была награждена за мужество. Известнейший медик
профессор Ру, завещал ей кафедру хирургии в Лозанне, но европейской славе
Гедройц предпочла работу на неблагополучной родине и любовь. До конца жизни она
жила, работала и воспитывала детей в Киеве, вместе со своей ассистенткой и
возлюбленной, графиней Марией Нирод.
Эти истории – лишь
малая часть древней традиции, которую стараются не замечать и запрещать, как «пропаганду гомосексуальности».
Ученые подсчитали, что 5-7% людей, вне зависимости от государства, в котором
они живут, являются гомосексуальными. К примеру, это означает, что если в
вашем коллективе более 20 сотрудников, вы точно знаете лесбиянку или гея. Этих
людей в Украине от 2 до 3 миллионов. Вы каждый день встречаете этих людей в
метро, они готовят вам кофе или лечат зубы.
Согласно исследованию
правозащитного центра “Наш мир”, 55% гомосексуалов очень
хотят зарегистрировать свои отношения с любимым человеком. Еще 13% сомневаются,
боясь огласки. Другими словами, значительная часть ЛГБТ - потенциальные клиенты
святого Валентина, не побоявшегося ради счастья влюбленных нарушить догму. А
праздник этого святого – хороший повод глубже осмыслить его миссию и осознать,
что законодательные запреты любви не срабатывают.
В соавторстве с
кураторкой, активисткой, переводчицей Анастасией
Живковой
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.