Узбекистан является одной из самых интересных стран Средней Азии в туристическом плане. Однако для активного развития туризма есть некоторые сдерживающие факторы
Знакомство с Узбекистаном у меня началось довольно
неожиданно – с разборок с местными силовиками. Как только я сфотографировала в
длинной очереди к пункту паспортного контроля в ташкентском аэропорту женщину в
ярком узорчатом платье, щедро усыпанном блестками, ко мне подскочил разозленный
сотрудник аэропорта, по-русски велел дать ему паспорт и, ничего не объясняя,
сказал следовать за ним. Как только он завел меня в служебное помещение, в
коридор выскочил военный в полном снаряжении и широкой камуфляжной каске на
голове и, увидев меня, явно смутился. Сотрудник аэропорта, не представившись и
смотря на мой украинский паспорт, спросил, кто я такая. «Украинский журналист»,
– ответила я по-английски. Это его еще больше разозлило. «Почему вы
разговариваете на английском, у вас украинский паспорт, я знаю, что вы знаете
русский», – возмущенно заявил он. Дальше состоялся довольно интересный диалог
уже на русском.
- Что вы фотографировали?
- Женщину в узорчатом платье.
- У нас нельзя в аэропортах фотографировать.
- Тогда почему нигде нет об этом информации? Откуда я могу об этом знать? В украинских аэропортах фотографировать не запрещено.
- Это у вас там в Украине демократия, и можно где хочешь фотографировать, а у нас в аэропорту – нельзя. Покажите фотографию и удалите ее.
После того, как я удалила свой первый узбекский снимок и показала, что больше фотографий нет, инцидент был исчерпан.
Пройдя паспортный контроль и забрав багаж, наша группа, состоящая из нескольких журналистов и представителей турагентства, двинулась к пункту таможенного контроля. Еще в самолете мы заполнили два экземпляра таможенной декларации, что напомнило мне поездки в Россию и Болгарию в 1990-тые годы. В ней обязательно нужно было указать цель приезда, сколько денег и в какой валюте везешь, и описать все ценные вещи. Один экземпляр забрал таможенник, а второй нужно было сохранять до конца поездки, чтобы отдать на выезде.
Выйдя из аэропорта за его ограждение, размещенное по всему периметру, мы попали во взволнованную толпу встречающих. Люди спрашивали, каким рейсом мы приехали. В Узбекистане в аэропорты, как и на ж/д вокзалы, пускают только пассажиров, проверяя их паспорта и билеты.
Аэропорты можно фотографировать из-за ограждения
В стране приняты усиленные меры безопасности на транспорте, а в аэропортах они самые жесткие – их усилили после теракта в московском "Домодедово" 24 января 2011 года. По сути, пассажиры здесь проходят четыре уровня проверки – на милицейском пункте возле ограждения здания аэропорта, на паспортном и таможенном контроле, и в самом конце – на контроле служб безопасности аэропорта, которые снова заставляют просвечивать багаж и проходить через металлодетектор.
Ташкент
Центр Ташкента поражает своей ухоженностью. Город очень зеленый и чистый. В огромных парках – множество хвойных деревьев, идеальные темно-зеленые газоны, которые беспрерывно поливают, фонтаны, клумбы. Широкие улицы с хорошим асфальтом, современные здания из стекла.
Парк памяти жертв репрессий в Ташкенте
Здесь все направлено на создание прежде всего внешнего впечатления. Простой пример – подъехав к огромной четырехзвездочной гостинице "Узбекистан", построенной еще в советские времена, входишь в богато украшенный вестибюль. Но в номерах (стандартный двухместный – 90 долларов в сутки) все выглядит куда более скромно – и не дотягивает до заявленного стандарта.
По улицам снуют в основном белые автомобили местного производства – в Узбекистане собирают несколько моделей Dawoo и Chevrolet. Импортные машины для узбеков очень дороги, налоги практически вдвое увеличивают их цену.
Один из офисов Национального банка Узбекистана в Ташкенте и местный автопарк
Исторических достопримечательностей в Ташкенте осталось немного – город был сильно разрушен после землетрясения 1966 года, тогда мощные толчки фиксировали на протяжении полугода. Но они довольно интересные. Одно из самых известных мест – исламский религиозный центр Хаст Имам, состоящий из мечети, медресе (учебного заведения для священников) и мавзолея святого. Здесь хранится самый знаменитый в мире Коран, написанный в 7 веке.
Главные туристические центры страны – Самарканд, Бухара и Хива – расположены в западном направлении. К ним можно добираться самолетом, поездом или на машине. Лучше первые два варианта – в стране проблемы с бензином. Местные ездят в основном на газе.
В Самарканд и Бухару (Хиву мы не посещали) ехали вторым классом на поезде "Шарк" – обычный общий вагон. Летом удовольствие не из приятных, в вагоне душно – кондиционеры работают слабо, только во время движения и то не всегда. Во время поездки из Самарканда в Бухару они вообще не работали – в вагоне были открыты все окна.
Из Ташкента в Самарканд (расстояние – 344 км) обычный поезд идет три с половиной часа. Билет во второй класс стоит 25 долларов. Но есть вариант получше – новый скоростной поезд "Афросиаб" испанского производства, запущенный два года назад. Сейчас он курсирует только между Ташкентом и Самаркандом. Это узбекский вариант наших хюндаев, но ездит он по отдельной линии с максимальной скоростью 250 км в час, на участках с поворотами – 140 км в час.
Поезд "Афросиаб" на вокзале в Самарканде
На нем до Самарканда можно добраться за 2 часа 10 минут в комфортных условиях. Цена вопроса – 35 долларов в эконом-классе.
Самарканд
Городу более 2700 лет. Он был одним из главных пунктов на Большом Шелковом пути. В 14 веке его сделал столицей своей огромной империи Тамерлан. Здесь же находится и его мавзолей. Именно с ним связана мистическая история о начале советской-немецкой войны 1941-1945 годов. 21 июня 1941 советские ученые вскрыли для изучения могилу Тамерлана, чего по пророчествам было делать нельзя, а на следующий день началась война.
В Самарканде очень красиво. В центре города в последние несколько лет проведена большая реконструкция.
Много усилий приложено к воссозданию в первоначальном великолепии исторических памятников – мечетей, медресе и мавзолеев. Реставрация длится около 40 лет. Все они в Самарканде богато украшены мозаичной плиткой в различных оттенках синего цвета – главного цвета ислама, а внутри – еще и позолотой.
Мавзолей Тамерлана
Лучше всего гулять по городу в светлое время суток. Когда стемнеет, его улицы превращаются в полосу препятствий. Освещение в историческом центре плохое, асфальт на тротуарах часто с выбоинами, а по краям улиц проложены арыки – канальца для стока воды – глубиной сантиметров 20 и шириной – 30.
Здесь мы остановились в очень хорошем трехзвездночном отеле Malika Prime недалеко от мавзолея Тамерлана. У его владельца, который помешан на чистоте, как рассказали нам люди из обслуживающего персонала, есть еще две гостиницы в городе.
Бухара
Здесь намного жарче, чем в Ташкенте и Самарканде, – чувствуется близость пустыни Кызылкум.
Мы приехали не в сезон – во вторую неделю августа – в самый жаркий период. Но нам повезло – как раз пришло похолодание, и температура опустилась до 32-34 градусов. Обычно летом здесь 40-42 в тени, а буквально за несколько дней до нашего приезда стояла аномальная жара – температура доходила до 60 градусов, рассказывали местные жители. Но жаркая погода здесь переносится легче, чем, скажем, в Украине, из-за низкой влажности – всего 5%.
Бухара обладает своим неповторимым шармом. В исторической части города в старых домах живут люди, здесь много ремесленных мастерских и рядом – сувенирные магазины. В отличие от Самарканда местные достопримечательности достаточно скромные, лишь некоторые здания украшены мозаичной плиткой. Доминирующий цвет исторической части города – светло-бежевый.
Большая мечеть и минарет в Бухаре (комплекс Пои-Калян)
Здесь сохранилось множество памятников, один из древнейших – мавзолей Саманидов 9 века, возведенный еще в доисламское время, в эпоху распространения зороастризма.
В темное время суток памятники истории подсвечиваются слабо, как правило, одним прожектором. На улицах, как и в Самарканде, темновато, но гулять безопасно.
Основной поток туристов в исторические центры Узбекистана в последние годы идет из Европы – Франции, Италии, Испании и Германии. Туристический сезон длится с марта по июнь и с сентября по ноябрь.
Но пока что туризм существенной роли в экономике страны не играет – он приносит только 1,7% ВВП.
Люди и жизнь
Местные жители произвели на меня даже большее впечатление, чем исторические достопримечательности.
Узбеки очень скромны и доброжелательны. В Бухаре, например, при встрече взглядов многие здороваются, интересуются, откуда приехали (местное население в Узбекистане хорошо владеет русским), а дети, играя или пробегая мимо, завидев иностранца, кричат "Hello".
Дети в ремесленном квартале Бухары
К туристам здесь относятся с пиететом. Гуляя вечером по Самарканду, мы попали на территорию мавзолея духовного наставника Тамерлана. Уже стемнело, комплекс был закрыт. Услышав наши голоса, на улицу вышел сторож. Он предложил нам пройти в мавзолей и рассказал о его истории.
Подобная история произошла и в Бухаре. Вечером мы проходили мимо уже закрытого художественного музея. Разговорились с людьми, которые там работают, и они предложили посмотреть музей.
Местная жизнь, особенно вдали от столицы, довольно традиционна. В провинции женщины предпочитают одеваться, как и ранее, в узорчатые платья и такого же цвета узкие штаны. В праздничном варианте они густо усыпаны блестками, пайетками или стразами.
Отношения между полами на публике здесь не демонстрируют. Не приняты интимные отношения до свадьбы и разводы. Женщины выходят замуж до 25 лет. Семьи имеют не менее двух детей. Дети воспитываются в строгости и ведут себя очень тихо, особенно если рядом находятся взрослые.
На рынке в Бухаре. Традиционные лепешки
Узбекистан является одной из двух постсоветских стран (наряду с Казахстаном), где после развала СССР не менялся лидер государства. С 1989 года при власти находится Ислам Каримов. Узбеки к такому положению вещей относятся спокойно, политикой интересуются мало. Их больше страшат изменения, которые принесет смена власти, отметил в разговоре со мной житель Самарканда.
В экономическом плане жизнь довольно трудна. Около 5 млн узбеков из 29 млн населения страны, по данным узбекских СМИ, находятся на заработках за границей.
Люди одеты скромно. Женщины обычно шьют себе платья из тканей, купленных на базаре, там же покупают дешевые вещи для детей.
Местные жители отдыхают в парке в Бухаре
Местные жители носят огромные пачки денег. Доллар по официальному курсу стоит 2100 узбекских сумов. Но в стране процветает "черный" рынок, где доллар можно сдать на 30% дороже – за 2700 сумов в Ташкенте или за 2600 в других городах. В магазинах и прочих местах рассчитываться практически везде можно только за наличные.
Вообще с валютой в стране напряженка. С февраля 2013 года ее запретили продавать гражданам Узбекистана (они могут проводить операции в валюте только по безналичному расчету) и всеми силами стараются удержать ее отток из страны. Так, при выезде нужно заполнить еще одну таможенную декларацию (третью), где нужно указать сумму вывозимой валюты. Она не должна превышать сумму ввезенной. Но, похоже, таможенники не слишком верят написанному, поэтому часто посылают пассажиров в комнату дополнительного досмотра. При этом количество узбекских денег никого не интересует. А в Duty free их не принимают вообще.
Доходы самые высокие в столице. Средняя зарплата, по официальным данным, составляет около 480 тысяч сумов – $229 по официальному курсу и $178 – по курсу черного рынка. Примерно столько, по информации узбекских СМИ, люди получают в Ташкенте.
В регионах доходы ниже. Так, в Бухаре, как мне рассказал работник отеля, люди в среднем зарабатывают 200 тысяч сумов (95 долларов по официальному курсу).
84 доллара в узбекском эквиваленте - 227 тысяч сумов
При этом цены на продукты в целом можно соотнести с украинскими. Если пойти на базар и хорошо скупиться продуктами на всю семью, то за раз можно потратить и $100.
Говядина стоит около $7,5 за килограмм (20 тысяч сумов), баранина – $10 (26 тысяч), рис – $0,7 – 1,8 (2000-5000 сумов), макароны, гречка, сахар – $1,3 (3500), литр подсолнечного масла – $2-2,5 (5000-6500).
В сухом остатке
Узбекистан – очень интересная страна. Здесь есть что посмотреть, особенно в Самарканде, Бухаре и Хиве. Плюс природные красоты. И не нужны визы для украинцев.
Но довольно напрягают реалии постсоветского времени – обязательное заполнение деклараций, регистрация в отелях, если пребываешь в стране более трех дней (причем все эти бумажки ни в коем случае нельзя потерять, иначе могут быть проблемы при выезде). И нужно быть острожными с фотоаппаратом возле людей в форме.
Еще один сдерживающий фактор для посещения – довольно дорогая дорога. Перелет Киев-Ташкент-Киев стоит 720 долларов. Долететь можно только "Узбекскими авиалиниями" два раза в неделю.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.