Всемирно известный фотограф Борис Михайлов показал Харькову изнанку человеческой души, рваные края социальных разломов и немножко того, что обычно принято прятать в трусах.
Его выставка открылась в ЕрмиловЦентре аккурат в годовщину
культового коммунистического праздника и ожидаемо вызвала ту двуполярную реакцию,
которую должен вызывать классического разлива китч.
Собственно, посмотреть на Михайлова и его работы стоило хотя бы потому, что это Михайлов. И его работы, соответственно. Это
как приезжие в Москве: далеко не каждый коммунист, но девять из десяти по
приезду сходят в Мавзолей. Знаменито! – как восклицала Эллочка-людоедка.
Публика на открытие собралась разношерстная, но достаточно
четко разделяемая на три категории: восторженный альтернативный молодняк,
завсегдатай фрик-шоу; эксперты – сверстники автора с именами в своих профессиях
и любопытствующие, которых правильно было бы назвать зеваками.
Субкультурная молодежь, в традиционном заблуждении
называющая себя богема – благодатный электорат на подобных мероприятиях. Их
мироощущение – в силу возраста – еще весьма монохромно, поэтому для них
словосочетание «выставка гуру фотографии» сразу и без рассматриваний вызывает
культурологическую эрекцию. Для них свобода мышления и свобода самовыражения – это
тоннели в ушах, белые банты первоклашки на коротко стриженной мужской голове или
диковинные прически в расцветках ЛГБТ-знамени. Это нормально, кстати, это
возрастное, и это если не обязательный, то уж точно желательный переходный этап
в становлении личности творца чего-нибудь-там.
Эксперты – многие из них старые друзья и не менее старые
почитатели Михайлова – пришли по вполне понятным причинам: поддержать, восхититься,
поздравить, в конце концов, тем более, что выставка была приурочена к 75-летию
мастера. Поскольку большинство из них возрастом родом из Советского Союза, их
интерес объясним. Их молодость пришлась на тот казарменный период в истории
государства, когда члены было нельзя, сиськи – тоже нельзя, а фрики назывались
извращенцами и если не преследовались уголовно, то жестоко порицались обществом.
Поэтому для них свобода мышления и самовыражения – это фотография сжатых в
кулаке яиц и снулого пениса на фоне немолодых мужских ляжек. Выставленная в
пятидесяти метрах от площади Дзержинского. Дзержинский, товарищи! Вы слышали?
Боб выставил свое фото своего пениса на Дзержинке! И наступает та же самая культурологическая
эрекция.
В шестидесятые это, безусловно, был бы поступок. Вызов
системе, вызов обществу, вызов мещанскому, безликому и лубочному искусству
соцреализма. А сегодня это не то чтобы норма, но обыденность – как пить дать.
Ну, третья категория, зеваки – они зеваки и есть, что тут
расписывать…
А на следующий день на одном из местных интернет-ресурсов
вышел достаточно посредственный материал о выставке. Посредственный – поскольку
мысль, которую хотел донести автор, нельзя было примитивизировать до тезиса «старый
хрыч выставил порнографию», при виде которой «хочется накатить водки». В ответ известный
журналист и блоггер Андрей Капустин, присутствовавший на открытии выставки, разразился
в фейсбуке гневным постом. Он предварил его замечанием, что негоже
метать бисер перед свиньями, но по ходу текста рассыпал его немало, обвиняя противников
михайловского искусства в ханжестве и через слово употребляя термин «говно» в
разнообразных смысловых значениях.
Однако и в самом посте, и в комментариях к ним меня поразил
центральный аргумент: Михайлов - лауреат премии Hasselblad, был награжден
премией Spectrum за заслуги в области фотографии и вообще выставлялся в
Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме и Риме и многих других городах, о которых
неуч-автор статьи слыхом не слыхивал. Поэтому – молчать и не гавкать!
С какого перепугу, господа?
Почему, если завтра ко мне придет сосед по лестничной клетке
и покажет фотокарточку с собственным увядшим половым органом – это будет
фотокарточка с увядшим органом. А если сосед до этого выставлялся в Риме – то это
будет высокое искусство? Я ничуть не умаляю талантов Бориса Михайлова, у которого
есть действительно гениальные снимки и даже серии. Но это же не повод экзальтированно
кричать «шедевр!» по поводу всего, что создается этим автором. Почему ваши негибкие
умы, господа эксперты, не допускают даже мысли, что кому-то может не
понравиться фото унылой волосатой мошонки или разверстых женских ног с расплывающимся
пятном зеленки между ними? Охотно верю, что это было концептуальным и
андеграундным искусством во времена вашей молодости. Но сейчас таких «карточек»
можно качать гигабайтами, забив в поисковик bizarre porn.
Но главный страх не в этом. Он в том, что вся эта
монохромная молодежь, с бантиками, тоннелями и несвежими дреддами, монохромно
же отсечет «лишнее» – десятилетия труда, поиска себя, выкристаллизации
творчества – и сделает нехитрые выводы. Искусство, решат (и решают) они, это старческие
мошонки. Это несимпатичные немолодые женщины, лежащие на траве непременно
голыми (голость – это вообще главный признак искусства) перед пузатым голым же
мужчиной, стоящим над ней в позе готовности к мочеиспусканию. Искусство – это крупный
план вялого пениса, за который женская рука куда-то влечет мужчину.
А потом эта альтернативная молодежь проводит свои
собственные выставки и перформансы, где на картинах изображены прокладки в
менструальной крови, а на полу галерей лежат манекены трупов в имитации
блевотины. Нехарьковчане, вы думаете, это метафоры? Приезжайте к нам, у нас
иногда случаются очень альтернативные мероприятия в области искусства.
Вместо P.S. А сегодня в Москве некий творец
и художник (без стыда признаюсь, что запамятовал его имя) сел голым посреди
Красной площади и сквозь кожу собственной мошонки вбил между камнями брусчатки
гвоздь. «Арт-деятель» (формулировка из текста новости, - Авт.) назвал это «художественной
акцией». Помимо яйцевредительства, арт-деятель оказался известен тем, что
ложился голым (ну а как иначе?) и замотанным в колючую проволоку у здания
законодательного собрания Санкт-Петербурга, а в прошлом году в поддержку Pussy Riot зашил себе рот.
Зашил себе рот... арт-деятель. С художественной акцией «Забей в яйцо гвоздь»,
да. Интересно, в чьих же работах питал вдохновение этот творец. Просто до
омерзения любопытно.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.