Украинский оппозиционный избиратель не хочет ничего изучать. Ибо это означает: думать, сравнивать, анализировать. А этот избиратель хочет верить.
Одним из ключевых тезисов и, одновременно, ходов, предвыборной кампании нынешнего канцлера Германии Ангелы Меркель в сентябре 2013 года, стал слоган «изучайте наши предложения, и вы убедитесь, что именно мы делаем правильные предложения». Это и есть европейский подход, который удачно дополнили билбордом ХДС: жест "Меркель-ромб" и тысячи заботливых рук Ангелы Меркель, обращенных к индивиду - германскому избирателю.
Так выглядит обращение европейского политика к европейскому избирателю. Призыв к рацио, а не к эмоциям. Предложение думать, сравнивать, анализировать.
Украинская оппозиция могла бы поучиться этому у европейских коллег.
Могла бы, но не делает этого, и не хочет делать.
Вот два заявления Арсения Яценюка от 5 января 2014 года.
Первое «оголошувати єдиного опозиційного кандидата в першому турі виборів – це виставляти мішень, яку знищать ще до перегонів. У першому турі поки що така формула: ідуть кандидати від кожної парламентської опозиційної партії: "Пояснення дуже чітке – одного не зареєструють, другого знімуть, третього отруять. Тому сьогодні виставляти одну мішень, яка буде знищена за 15 місяців до виборів, – це неправильно».
Второе: «у 2014 році має відбутися формування "команди трьох опозиційних сил, до якої входить Тимошенко, Тягнибок, Кличко, Яценюк, до якої входить громада».
При этом, напомню, Виталий Кличко трижды заявил, что идет на выборы: 14 августа, 24 октября и 17 декабря 2013 года. «Недержание» Кличко каждый раз объяснялось конкретными мотивами: желанием покрасоваться перед президентом боксерской федерации Хосе Сулейманом, поправками в Налоговый кодекс, необходимостью нечто заявить на «евромайдане».
«Формирование единой команды», о которой завуалированно говорит Яценюк: это вопрос о разделении власти.
В любой европейской стране избиратель задал бы несколько вопросов тем, кто претендует на власть.
Собственно, четыре главных. Что собираетесь делать? За счет чего? Как измениться мой личный, этого избирателя, жизненный уровень? Кто люди, которые входят в вашу команду и станут делать обещанное вами?
На часть их этих вопросов уже сформулированы ответы Виктора Януковича. Они рассчитаны на здравомыслящего избирателя. Т.е. мыслящего, и здраво.
Среди самых главных (это не все) - достижения Януковича по нормализации отношений с Россией, кредита от этой страны, удешевления цены газа.
Будут ли сопроводительные вопросы? Конечно. Это и есть тема «что собираетесь делать». Да, безусловно, нужно отвечать по темам модернизации украинской экономики, для чего период нынешнего дешевого российского газа – самое то. Наверняка он скажет нечто новое и перспективах евроинтеграции на тот момент, и обозначит новые кадровые моменты.
Но, повторяю, это аргументы, рассчитанные на избирателя, мыслящего, и здраво.
Но это не годится для избирателя-оппозиционера.
Для него всегда внезапно приходит зима.
Станет ли избиратель оппозиционеров задавать вопросы о том, что собираются делать его нынешние кумиры? Конечно, и он получит ожидаемый ответ, бальзам на оппозиционное сердце: «бороться с коррупцией». И вот дальше оппозиционному избирателю уже недосуг разбираться в подноготной нынешних - рвущихся к корыту. И даже не спрашивать себя, ради чего они так рвутся к этой «ненавистной власти».
А как у этого типа избирателя со сравнительным анализом?
Этот избиратель будет, скорее всего, шокирован, если бы ему пришлось платить за электроэнергию и газ по тарифам МВФ. Он вспоминал бы, «как мало платили при Януковиче». Это ничего, что сейчас на власть выливаются тонны, вы вспомните, что о Кучме говорили до 2004 года и произносят сейчас!
Для этого оппозиционного избирателя внезапно, как зима, придет новая платежка за газ. Ну как же, его «убаюкали» мыслью, что дороже платить за этот энергоноситель придется только владельцам многометровой недвижимости! Это, как Вы понимаете, я о вопросе «как измениться мой личный, этого избирателя, жизненный уровень». Внезапно, как приход мороза, этот избиратель, которому надо что-то строить, делать ремонт, кушать, обнаружит, что в одночасье подорожали металл и стройматериалы, хлеб и тепличные овощи: чтобы вырабатывать все это, нужен газ. И потом к этому человеку «дойдет», о чем ему говорили. Когда упадет его жизненный уровень.
Что касается «формирования единой команды», то этот оппозиционный избиратель, скорее всего, не задумывается над примитивностью слов Яценюка: "команди трьох опозиційних сил, до якої входить Тимошенко, Тягнибок, Кличко, Яценюк, до якої входить громада».
Объясняю, что имеется ввиду.
У оппозиции уже есть единый кандидат. И это Юлия Тимошенко, которую съезд ее партии выдвинул раньше Кличко. Понимает ли Тимошенко, что его выдвижение без всяких условий ставит крест на ее политической карьере? Более чем. Поэтому ее агент Яценюк и пытается обставить Кличко разными условиями, грубо говоря, уже сейчас поделиться властью. А Кличко уходит от этого, как будто его тренировали не для бокса, а для слалома.
Но и об этом не задумывается оппозиционный избиратель. Ибо у него проблемы не только с анализом, но и памятью. А похожее он видел. Как не поделившие власть Тимошенко и Ющенко воровали друг у друга самолеты. Подсиживали. Расставляли своих людей, пример - Огрызко против Немыри. И этот оппозиционный избиратель только тогда начинал понимать, что ему говорили правду: эти политики не могут разделить гектар поля, чтобы присесть. А сейчас – забыл.
На откровенного примитива рассчитаны слова: «оголошувати єдиного опозиційного кандидата в першому турі виборів – це виставляти мішень, яку знищать ще до перегонів». А три мишени трудно уничтожить до выборов?
Для идиота-избирателя говорится «пояснення дуже чітке – одного не зареєструють, другого знімуть, третього отруять». Если уж власть наша такая нехорошая, то почему она не осуществит нечто плохое со всеми тремя? Слишком подозрительно будет, скажет в ответ Яценюк? Так если власть нехорошая, так что ей до слов Яценюка?
А вот использование известного фальшивого «отравления Ющенко» (мы ведь знаем до сих пор ничего, кроме того, что с ним нечто произошло, и вряд ли обезобразить себя сам он мог сознательно) в качестве технологического приема – это просто в десятку рассчитанное предложение для «оранжевого» избирателя. Примитива, о котором я и говорю.
Шаблон? Конечно. Поэтому я думаю, что накануне выборов по Кличко (Яценюку, Тягныбоку) будут стрелять из гранатомета. Придумают, что «антинародный режим» пошел на преступление, испугавшись роста рейтинга «народного героя». Не попадут, конечно. Скажут, «только чудо спасло народного героя».
На что будет сделан расчет? Конечно, на то, что это и станет «искрой народного гнева», которая подожжет массы. На то, что власть потом будет долго и нудно оправдываться, кому данная комбинация выгодна.
Это уже не фантастика. Яценюк произнес слово «отравление», которое в украинской политике прочно связано с событиями 2004 года, с фамилией Ющенко. А в команде Кличко – Ирина Геращенко, бывший пресс-секретарь Ющенко, которая всецело и раскрутила это «отравление». Еще объяснения нужны?
Поэтому я бы считал нужным принятие парламентом некоторых новаций в закон о выборах. Дать, например, право Центризбиркому Михаила Охендовского право приостанавливать предвыборный процесс в случае кризисной ситуации с кандидатом в президенты – до окончания расследования.
Гладишь, и поубавится желающих заниматься отравлениями или стрельбой из гранатомета.
Конечно, оппозиция будет вопить, что это незаконно, провокация, что «власть сама…».
Но, во-первых, а когда она не вопила?
А во-вторых, как лишить всех заинтересованных лиц – я подчеркиваю, что не имею ввиду только оппозицию – соблазна использовать отравление или стрельбу из гранатомета в качестве сильнейшего аргумента?
Ну и вывод. Слова Яценюка не даром таковы, как они были произнесены.
Во-первых, он, а также Кличко и Тягныбок, не хотят отвечать на конкретные вопросы: что собираетесь делать, за счет чего, как измениться мой личный, этого избирателя, жизненный уровень, кто люди, которые входят в вашу команду и станут делать обещанное вами.
Ибо пришлось сказать, какие и болезненные решения для избирателя они бы принимали. Чем бы, например, обернулось для нужд реального человека простое изменение цены на российский газ. И не день-два, а на годы. Пришлось бы отвечать на вопросы людей, которые, возможно, могли бы и потерять работу. А конкретный ответ на вопрос, какими людьми вы свои задачи будете решать, неминуемо и очень просто расколет «единую оппозиционную команду».
Во-вторых, оппозиционный избиратель не является европейским. В том смысле, в котором Меркель в сентябре 2013 года сказала немцам: «изучайте наши предложения, и вы убедитесь, что именно мы делаем правильные предложения».
Украинский оппозиционный избиратель не хочет ничего изучать. Ибо это означает: думать, сравнивать, анализировать. А этот избиратель хочет верить. В «доброго царя», который порешает проблемы так, чтобы всем было хорошо. А потом этот избиратель опять придет к выводу: ой, извините, я ошибся.
Так его использовали на майдане в 2004 году. Так его используют и на «евромайдане».
Обратите внимание: я не назвал этого избирателя азиатским. В этом регионе есть чудесные страны, Япония и Южная Корея, например. И поэтому я не хочу обижать Азию.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.