Одна из загадок, пока что существующих вокруг нынешнего положения Юлии Тимошенко – кто и когда выдвинул тезис о возможности ее «частичного помилования».
В документе, которые впервые опубликовал http://blogs.pravda.com.ua/authors/nayem/525dd16e2ff8f/ Мустафа Найем, вероятно, с подачи защитника Тимошенко Сергея Власенко, речь идет, как не трудно убедиться, о «помиловании» как таковом. Словосочетание «частичное помилование» появляется в заявлениях евродепутатов Ребекки Хармс 16 октября 2013 года и Марека Сивца 16 октября 2013 года.
Эти евродепутаты, как я предполагаю, могли не знать, что такой механизм, как «частичное помилование» - отсутствует в украинском законодательстве. Во всяком случае, они могли услышать 17 октября 2013 года заявление министра юстиции Украины Елены Лукаш: «для помилования Тимошенко нет юридических оснований, ведь в украинском законодательстве отсутствует механизм частичного помилования осужденного».
Лукаш отметила, что «помилование включает в себя ряд этапов, в том числе рассмотрение возможности помиловать осужденного Комиссией по помилованию. В этом случае отсутствуют обстоятельства, которые могли бы поспособствовать принятию комиссией положительного решения в отношении Тимошенко».
Европейский опыт
В настоящее время г-жа Тимошенко признана преступником по решению суда, вступившем законную силу, из-за своих действий на должности премьер-министра Украины - по заключению «газового контракта».
В соседней нам Польше такие преступления относятся к категории совершаемых высшими должностными лицами государства. Приговоры им выносит особая структура, называемая государственным трибуналом. Статья 139 Конституции Польши гласит, что глава этого государства не имеет права принимать решения о помиловании лиц, осужденных гострибуналом.
Вопрос Комиссии по помилованию
25 октября 2013 года Лукаш заявила, что «до завершения судебных процессов в отношении Тимошенко вопрос ее помилования не будет рассматриваться».
До этого, на нескольких телевизионных эфирах прозвучали заявления о том, что, принимая решение о помиловании определенного лица, Президент Украины фактически поступает своевольно. Таким аргументом близкий к «оранжевым» политолог Игорь Жданов фактически обосновывал 21 октября 2013 года в эфире 5 канала возможность появления указа Президента Януковича о помиловании Тимошенко до завершения судебных процессов, в которых экс-премьер проходит в статусе обвиняемой – об убийстве предпринимателя Евгения Щербаня и долгах корпорации ЕЭСУ.
Министр юстиции Елена Лукаш заявила о работе комиссии по помилованию: "Она определилась еще в апреле. До завершения судебных процессов тяжкие преступления, подозрение в тяжких преступлениях, также остальных совокупных обстоятельств… делают невозможным рассмотрение комиссией этого вопроса".
Речь идет о том, что 27 апреля 2013 года комиссия по помилованию рассматривала вопрос по Тимошенко и пришла к выводу, что ввиду тяжести преступлений, в которых она обвиняется, основания для предложения о ее помиловании отсутствуют.
Единственным юридическим выходом из данной ситуации, в силу того, что, как в процессе об убийстве Щербаня, речь идет о тяжком преступлении – является решение суда. Именно суд может рассмотреть все обстоятельства вынести обвинительный или оправдательный приговор.
Я не зря упомянул и об оправдательном приговоре. 28 октября 2010 года в Сумах суд присяжных оправдал человека, обвиняемого в убийстве и разбое. Суд установил, что уголовное преступление в отношении 2-х пострадавших имело место, но с учетом доказательств, которые были исследованы в судебном заседании, с точки зрения достаточности и взаимосвязи, пришел к выводу о том, что сторона обвинения не доказала вину подсудимого. Он был освобожден в зале суда.
Невозможность амнистии Тимошенко
24 октября 2013 года Арсений Яценюк, говоря от имени оппозиции, анонсировал некий новый законопроект в отношении Тимошенко. По его словам, «законопроектом предполагается применить полную индивидуальную амнистию к Тимошенко, освободив ее от отбывания назначенного приговором Печерского районного суда Киева от 11 октября 2011 основного наказания в виде лишения свободы на семь лет и дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности в органах государственной власти сроком на три года».
Понимаю, что Яценюк находится под тройным прессингом – Тимошенко через Власенко, Медведева и Турчинова, Кокса-Квасневского и «Батьківщины», которая не выдвинула его кандидатом в президенты, и не выдвинет никогда. И все же Яценюку надо либо нанять себе юриста, либо самому, если не получается, заглядывать в юридический словарь.
Амнистия является общим правилом для освобождения определенной категории осужденных, и этим она отличается от помилования, которое всегда индивидуально. Амнистия по Тимошенко невозможна, ибо юриспруденция не знает термина «индивидуальная амнистия». Выражение Яценюка столь же юридически бессмысленно, как и словосочетание «мужчина с элементами женщины».
Кроме того, амнистия предполагает выплату осужденным суммы ущерба, установленной судом. У Яценюка есть полномочия от Тимошенко признавать, что она готова платить деньги по решению суда как ущерб от газового контракта 2009 года? Это было бы что-то новое.