Почему Юлия Тимошенко, не упускающая ни одного случая «лягнуть» украинскую власть, молчит во время «торговой войны»? Чтобы не сказать чего-то, на что бы обиделся Владимир Путин?
Нынешний этап украино-российской «торговой войны» или того, что так называют, в зависимости от того, кто дает определение, довольно противоречив.
Текущая ситуация
С одной стороны, правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ и ЕврАзЭс Валерий Мунтиян 20 августа 2013 года заявил: «переговоры по урегулированию поставок в Россию могут закончиться сегодня вечером». «Вероятно», - добавил Мунтян.
Об ослаблении таможенного контроля россиянами говорится и в сюжете 5 телеканала: дальнобойщики на одном из пропускных пунктов Сумщины заявляют, что российская таможня работает в штатном режиме.
С другой стороны, 19 августа 2013 года генеральный директор "Запорожстали" Ростислав Шурма заявил, что «в связи со сложившейся ситуацией, его предприятие приостановило поставки в Россию». По его словам, на рынок России и СНГ комбинат отгружает 15-17% продукции.
Впрочем, решение в "Запорожстали" приняли до заявления Мунтяна и оно, вероятно, может быть пересмотрено с такой же скоростью, как и принято.
Неожиданные следствия «торговой войны»: убытки россиян
19 августа 2013 года глава украинского представительства российского оператора ж/д перевозок "Евросиб" Евгений Балашов заявил в «Форбс», что так как «90% украинских контрактов на экспорт заключены на условиях, когда продавец платит доставку груза лишь до границы», то «потери от растаможки и убытки от простоя грузов ложатся не на украинскую компанию-отправителя, а на российского получателя».
Глава логистической компании "Укртиртранс" Алексей Романюк там же заявил, что «восемь из десяти вагонов, которые перевозят украинские грузы в Россию, принадлежат российским компаниям» и «задержка грузов из Украины на таможне рикошетом бьет и по российским интересам».
Забавно, что косвенный удар нанесен по российскому строительному бизнесу. Романюк утверждает, что "без украинского щебня вся стройка в Москве просто станет. Поставщики из Карелии закрывают север России, украинские - Москву и всю южную часть".
Но украинские производители не скрывают серьезности ситуации. 19 августа 2013 года Сергей Лавриненко, гендиректор "Стальканат-Силур", заявил в «Форбс»: «сначала российские импортеры и потребители попытаются решить эти проблемы. Потом им начнет это надоедать. В результате они залечат раны, и начнут искать поставщиков в других странах".
Да, это происходит во всех «торговых войнах» - даже тех, которые так не называются.
Внутри экономики – политика
В России перестали скрывать, что это большая политика, последствия геополитического выбора Украины.
В интервью 16 августа 2013 года «Главкому» замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин прямо говорит: «американцы еще в начале 20-го века говорили, что экономика – это до миллиона долларов, а все, что свыше, – политика. Учитывая инфляцию, сейчас можно в этой фразе поменять миллион на миллиард. Когда речь идет о миллиардах долларов, то какая экономика? Украина важна России и в политической, и в духовной сферах».
Сегодня, 20 августа 2013 года, «The Wall Street Journal» опубликовал статью Джеймса Марсона, который в Украине разбирается достаточно. По его мнению, «комментарии, сделанные Сергеем Глазьевым в воскресенье, свидетельствуют о силовом подходе Кремля к потенциальной сделке, которая может позволить Украине упрочить свои позиции на Западе». «В воскресенье, - пишет Марсон, Глазьев заявил, что эти проверки были «превентивными мерами» в подготовке к изменениям таможенных процедур, в случае если Украина подпишет пакт с ЕС».
Впрочем, 20 августа 2013 года директор департамента информационной политики МИД Украины Евгений Перебийнис заявил, что «Украина завершила межведомственное согласование проекта Соглашения об ассоциации» и что «в ближайшее время этот документ будет рассмотрен на заседании Кабинета Министров Украины».
Неожиданные следствия «торговой войны»: проблемы украинцев
«Независимая газета» сегодня, 20 августа 2013 года, публикует статью, где утверждается, что «массовая высылка украинских гастарбайтеров из России может стать веским аргументом в пользу отказа Киева от европейского вектора интеграции. Такой способ воздействия на оппонента до сих пор российская сторона не применяла».
Поражает, как накануне несколько украинских журналистов, находящихся на содержании отечественной оппозиции или симпатизирующих ей, опубликовали тексты, в которых приветствуют возможное введение Россией виз для наших граждан. Да, вот уж действительно, та ситуация - «чем хуже, тем лучше». Пока это единичные публикации, но если они превратятся в поток публикаций от политтехнологов Олега Медведева, я назову фамилии.
Чем является статья в «Независимой газете»?
По-моему, «пробным шаром», как отреагирует украинская сторона.]
Но в российской экспертной среде нет пока единства в отношении того, будут ли введены визы для граждан Украины.
Владимир Жарихин в указанном интервью прямо говорит: «Украина сказала, что идет в Европу, и теперь по отношению к Украине в определенной части (не во всех – мы совершенно не собираемся вводить визы) мы будем принимать такие меры».
Татьяна Гузенкова, заместитель директора Российского института стратегических исследований, руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья, аналитик, блестяще разобравшаяся в психологии Юлии Тимошенко, в интервью «Главкому» 16 августа 2013 года сказала нечто другое: «по времени гораздо ближе стоит проблема изменения визового режима Украины с Россией и стран Таможенного Союза. Эта целая лавина изменений - тарифных, приграничных, визовых, миграционных, которые будут сопровождать реализацию европейского выбора Украины».
Итак, существует более чем существенная разница между жарихинским «мы совершенно не собираемся вводить визы» и «по времени гораздо ближе стоит проблема изменения визового режима Украины с Россией» от Гузенковой.
Впрочем, нет сомнения, что такое радикальное решение может приниматься только на уровне российского руководства, а экспертам отведена либо роль пускателей «пробных шаров» или интерпретаторов этого решения – или и того, и другого одновременно.
Среднесрочные перспективы украино-российских отношений
Гузенкова в интервью «Главкому» 16 августа 2013 года пошла достаточно далеко. По ее словам, что «касается Зоны свободной торговли, соглашение о которой было подписано, кстати говоря, еще несколько лет тому назад, то тут будут определенные корректировки». В мягкой форме Гузенкова высказала недовольство и большим украино-российским договором: «первая и наиболее заметная попытка реанимировать российско-украинские отношения была предпринята в 1997-1998 годах, когда был выработан и предложен обеим сторонам большой Договор о дружбе и сотрудничестве. Мы помним, какие были дебаты по этому поводу. И ратифицирован этот договор Россией был не сразу».
Проанализируем ситуацию
Нынешние торговые отношения Украины и России регулируются четырьмя нормативными актами.
Это Большой украино-российский договор, соглашение о зоне свободной торговли Украины и России, соглашение о зоне свободной торговли Украины со странами СНГ, правила ВТО.
Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной был подписан Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой 30 мая 1997 года. Верховная Рада Украины ратифицировала его в январе 1998 года. В декабре 1998 года это сделала и российская Госдума.
Соглашение о зоне свободной торговли Украины и России ратифицировано законодателями и подписано главами государств, действует с 8 февраля 1995 года.
Соглашение о зоне свободной торговли Украины со странами СНГ состоялось после того, как 18 октября 2011 года был подписан Договор о зоне свободной торговли. В ЗСТ СНГ сейчас входят ратифицировавшие договор Армения, Беларусь, Казахстан, Молдавия, Россия и Украина. В России закон о ратификации этого документа был подписан президентом Путиным 1 апреля 2012 года, Украина ратифицировала договор 9 августа 2012 года.
И, наконец, режим Всемирной торговой организации, членами которой являются и Россия, и Украина. Российские аналитики в вопросе – соответствует ли нынешнее поведение России в торговых вопросах правилам ВТО, предельно откровенны.
Жарихин: «Россия делает это только по закону и международным соглашениям. Никаких действий за пределами этих соглашений и законов нет. Никто на границе блок не ставит, просто ведется проверка, как положено на любой таможне».
Ему вторит 19 августа 2013 года российский политолог, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов: «позиция России фундаментально понятна, потому что внутренний российский огромный рынок — это политический козырь, который стыдно не использовать». Санкций ВТО, считает Ремезов, не будет, ибо «во-первых, механизм принятия решений в ВТО, каких-то арбитражных процессов довольно сложный и длительный.., потому санкции могут не последовать, а если и последуют, то не сейчас, а когда эффект от торговой войны будет достигнут. Вторая причина — вполне возможно, что никакого нарушения правил ВТО нет, а есть режим придирок».
Все это предельно откровенно и предельно понятно.
Но остаются открытыми вопросы: эти четыре договора будут пересматривать?
Гузенкова в интервью «Главкому» 16 августа 2013 года фактически прямо намекает в отношении, как минимум, одного или двух соглашений: что «касается Зоны свободной торговли… то тут будут определенные корректировки». Термин «зона свободной торговли» относится к двум нормативным документам – соглашениям Украины с Россией и с СНГ.
Но остается неопределенным и ситуация с самим Таможенным союзом
Я уже цитировал заявление от 15 августа 2013 года президента Белоруссии Александра Лукашенко: «Таможенный союз не функционирует, а Россия не выполняет данные обещания при запуске этого проекта и есть команда Белоруссию не пущать на российский рынок, Мы не боимся, что нас задушит Россия - огромный монстр, не боимся, что она придет на наш рынок. Но и Россия не должна препятствовать нашему движению ни в Казахстан, ни на российский рынок».
Еще более красноречивым стали заявления президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Газета «Московский комсомолец» 4 февраля 2013 года посвятила целую статью его заявлению в Стамбуле «мы живем на родине всего тюркского народа. После того как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией российского царства, затем Советского Союза». Журналист связал это заявление главы казахстанского государства с предложением сначала председателя комитета по делам СНГ Госдумы Леонида Слуцкого, а затем и спикера Государственной думы России Сергея Нарышкина провести прямые выборы в Евразийский парламент. А 25 апреля 2013 года Назарбаев высказался еще более определенно: «Казахстан за все свою историю впервые получил независимость, наш народ впервые почувствовал вкус свободы и мы не на йоту не собирается никому независимость эту отдавать. Если какие-то объединения будут ущемлять независимость страны, нашу конституцию, мы немедленно оставим эту организацию и выйдем из нее».
Неожиданные-ожидаемые следствия украино-российской «торговой войны»
Не знаю, как для вас, уважаемые читатели, а для меня было приятной неожиданностью то, что 19 августа 2013 года Элмар Брок, союзник Юлии Тимошенко, заявил о созыве срочного заседания своего комитета Европарламента из-за событий в украинско-российских отношениях. Брок заявил: "мы также должны оценить политические последствия недавних угроз со стороны России, которые могут ограничить торговлю с Украиной в случае подписания страной Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. Это - серьезное развитие, которое может бросить тень на предстоящий саммит в Вильнюсе".
Но не надо все это переоценивать. Примите во внимание, уважаемые читатели, дату, когда сделано это заявление - 19 августа 2013 года.
В этот день председатель Европейского совета Герман ван Ромпей заявил, что «Европейский союз спешно пересмотрит в ближайшие дни отношения с Египтом и примет меры по оказанию на него давления», добавив, что отказ от предоставления финансовой помощи «будет серьезно обсуждаться». Конечно, в этой стране – война, и не «торговая».
Накануне, 18 августа 2013 года верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон заявила, что шесть ЕС, постоянные члены СБ ООН и Германия готова возобновить переговоры с Ираном по его ядерной программе, как только новая администрация президента Хасана Роухани назначит свою переговорную команду. Иранская ядерная программа важнее в мире украино-российских «торговых войн».
И, наконец, интрига, которая сохраняется во время всей украино-российской «торговой войны» - молчание Юлии Тимошенко. Даже ее фан Брок высказался.
Чем объяснить, что Тимошенко, которая не упускает ни одного случая «лягнуть» украинскую власть, в последние дни молчит? Чтобы не сказать чего-то, на что бы обиделся Владимир Путин?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.