Против оппозиции должны выступить обычно выступающие против власти – структуры Олега Рыбачука. Они должны требовать от оппозиции голосовать за новый закон, публично, как делали это 5 июля 2013-го
Определяется судьба еще одного закона, ключевого для евроинтеграции. Закона «О прокуратуре».
Сегодня, 7 августа 2013 года, он был предметом разговора Президента Украины Виктора Януковича и президента Европарламента Мартина Шульца. В прошлую пятницу, 2 августа 2013 года, его передали на экспертизу в Венецианскую комиссию. Если «венецианцы» сделают выводы до сентября, в октябре его могут проголосовать.
Я, конечно, не являюсь специалистом по правоохранительным новациям, потому буду ориентироваться на мнение тех, кому разбираться в этом положено по профилю работы.
Услышим мнение Венецианской комиссии. Поможет нам - «родная оппозиция», которая любое замечание специализированных европейских институций раздувает до уровня скандала.
Предварительные оценки законопроекта «О прокуратуре»
Конечно, я обратил внимание на опубликованные 6 августа 2013 года, в «Законе и бизнесе», слова Дмитрия Гройсмана, покойного правозащитника: «общее впечатление от законопроекта очень хорошее, и это при том, что Винницкая правозащитная группа никогда не выступает в роли агитаторов за власть... Мы, правозащитники, всегда власть критикуем. Считаю, имеем право это делать, потому что очень часто законодательные инициативы нарушают права человека или ограничивают их. К этому проекту у нас нет серьезных претензий".
Это важно, мнение Гройсмана - «к этому проекту у нас нет серьезных претензий».
Разъяснения Портнова
Я обратил внимание на интервью журналиста Сергея Сидоренко от 2 августа 2013 года для «Коммерсанта-Украина» с советником президента Андреем Портновым, курирующего разработку законопроекта «О прокуратуре» в Администрации Президента.
Портнов говорит: «проект закона в полном объеме отменяет общий надзор. Убрано все, что не связано с функциями прокуратуры в уголовном процессе или с представительством в суде».
И я вспомнил, что читал нечто подобное. Да, это было в предвыборной программе 2012 года объединенной оппозиции (ОбОпа): «Прокуратура буде позбавлена функцій досудового слідства та загального нагляду».
Портнов внес ясность и в досудебное следствие: «уголовно-процессуальный кодекс еще в прошлом году решил эту проблему: следствия у прокуратуры не будет. Новый закон эту тему не развивает. В УПК для ряда категорий дел - когда в совершении преступления подозреваются сотрудники правоохранительных органов, судьи или чиновники 1-3 категории - установлена подследственность Государственного бюро расследований (ГБР). Но до принятия закона о ГБР, то есть временно, эту функцию выполняет прокуратура. Невозможно одновременно, синхронно провести три-четыре реформы».
Перспективы этого законопроекта по евроинтеграции
Ситуация еще раз расставила точки над «і» в действиях оппозиции.
5 июля Виталий Кличко, а 28 июля 2013 года Арсений Яценюк обвинили Партию регионов в нежелании проводить внеочередную сессию Верховной Рады для принятия законопроектов по евроинтеграции.
Но оказывается, внеочередная сессия не нужна.
Еще 2 июля 2013 года Андрей Кожемякин, однопартиец Яценюка, заявил: Венецианская комиссия ожидает законопроект «О прокуратуре». Это означает, что экспертизы «венецианцев» в те дни еще не было. Они получили законопроект только 2 августа 2013 года. И пока Яценюк обдумывает отпуск в Сплите, Хорватия, колесики согласования вертятся.
Меня обеспокоили вот какие слова Портнова в «Коммерсант-Украина»: «мы уверены, что оппозиция не проголосует за президентский закон "О прокуратуре", каким бы он ни был. Потому что оппозиция не голосовала ни за один из законов, по которым мы получили положительные выводы Венецианской комиссии и европейских институтов, включая Уголовно-процессуальный кодекс и закон об адвокатуре. И мы бы могли показывать - смотрите, оппозиция не проголосовала за хороший закон о прокуратуре. Но у нас другая задача - мы действительно хотим, чтобы этот закон был принят. Поэтому мы будем проводить консультации с нашими партнерами из уважаемой фракции Компартии и, конечно, с Партией регионов. И мы будем стараться, чтобы закон "О прокуратуре" был поддержан как минимум голосами этих двух фракций».
Давайте проанализируем и негативный, и позитивный опыт совместных голосований власти и оппозиции законопроектов по евроинтеграции.
Негативный опыт
Портнов прав: оппозиция за перечисленные им законопроекты не голосовала.
Когда 12 апреля 2012 года начали голосовать Уголовно-процессуальный кодекс, в 22.45 года фракции оппозиции покинули зал парламента.
13 апреля 2012 года заявление от большинства произнес народный депутат Олег Зарубинский, и в нем – о мотивах неголосования оппозиции: «когда были все рычаги власти, новый кодекс не принимался, не хотели принимать, не способны были принимать. Элементарная политическая ревность, что кто-то смог сделать то, что сами не сделали. Элементарная и примитивная зависть по поводу и в отношении тех людей, которые могут организоваться и принять то, что другие не могли принять 17 лет».
5 июля 2012 года был принят Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Оппозиция не голосовала. Не то, чтобы голосовала «против»: трусливо избежала заявить позицию. Напротив Яценюка в результатах голосования стоит - «відсутній», как и напротив фамилий всех членов фракции НУНС. Аналогично – напротив всех фамилий депутатов от фракции «Батьківщины».
Позитивный опыт
Уже нынешние фракции оппозиции, сформированные по результатам выборов 2012 года, берутся за ум. Или ум берется за них – не знаю, что точнее.
3 июля 2013 года фракции оппозиции совместно с большинством проголосовали необходимый для евроинтеграции закон «Об усовершенствовании защиты персональных данных».
18 апреля 2013 года фракции оппозиции совместно с большинством проголосовали необходимый для евроинтеграции закон «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины относительно выполнения Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины».
Т.е., оппозиция вносила изменения в тот самый Уголовно-процессуальный кодекс, который нещадно критиковала и грозилась отменить. Но это – к вопросу о наличии у нее логики.
Сможет ли оппозиция переступить ради евроинтеграции через элементарную политическую ревность и зависть, о которой говорил Зарубинский, чтобы совместно с большинством проголосовать за закон «О прокуратуре»?
Не могу ответить ни положительно, ни отрицательно.
С одной стороны, есть опыт сотрудничества власти и со знаком плюс, и со знаком минус.
С другой стороны – является фактом политическое лицемерие оппозиции.
В предвыборной программе ОбОпа 2012 года черным по белому написано: «буде мінімізовано можливості ухиляння від сплати податків через офшори, зокрема шляхом автоматичного оподаткування коштів, виведених в них». Но 4 июля 2013 года маски сорваны: «Батьківщина» и сам Яценюк не голосуют за ратификацию Конвенцию о предупреждении уклонения от уплаты налогов между Украиной и Кипром.
Мне могут возразить: не надо путать законы, необходимые для евроинтеграции и другие нормативные акты.
Существует контаргумент: в любой нормальной стране политические предвыборные обещания, которые уважающий себя избиратель должен серьезно изучать, имеют высший приоритет. Они – выше всех других вещей.
А поэтому еще раз процитирую предвыборную программу ОбОпа: «Прокуратура буде позбавлена функцій досудового слідства та загального нагляду».
Может быть, совместное голосования власти и оппозиции за новый закон «О прокуратуре» поможет решить двуединую задачу: ОБоП И поддержит евроинтеграцию, И выполнит предвыборное обещание? Или опять верх возьмут элементарная политическая ревность и элементарная и примитивная зависть?
Необходимо и влияние гражданского общества
Свою необходимую работу могут сделать и организации гражданского общества Украины. Обычно они за словом в карман не лезут, чтобы обозвать власть нехорошими словами.
Профильной работой некоторых из структур гражданского общества Украины является оценка действий власти и противостояние ей. Но иногда направление работы меняется, когда организация «Центр ю.а.» Олега Рыбачука «вспоминает», что парламентская оппозиция, как ни странно, является частью парламента и что она, представьте себе, тоже имеет право голосовать.
5 июля 2013 года «Центр ю.а.» Олега Рыбачука провел общественную акцию под названием "мы знаем, кто забрал у украинцев возможность безвизового въезда в ЕС". Общественные активисты передали в посольства стран-членов ЕС обращение с максималистским требованием запретить въезд на их территорию народным депутатам Украины, которые 1 июля 2013 года сорвали введения безвизового режима между Украиной и ЕС.
Там были все депутаты. И, представьте себе, и Яценюк, и Кличко, и Тягныбок.
8 июля 2013 года в прес-центре «Укринформа» состоялся круглый стол на тему: "Как Украина выполняет чувствительные реформы в контексте плана действий по визовой либерализации Украина - ЕС?", который проводила "Европа без барьеров". Там из всех народных депутатов присутствовал только Борис Тарасюк, председатель подкомитета по вопросам сотрудничества с НАТО. Против него выступила Любовь Акуленко, сотрудник Рыбачука, выпускник магистериума Киево-Могилянской академии и аспирантуры Национальной академии государственного управления при Президенте Украины. Она и «выкатила» Тарасюку требование лишить его въезда на территорию стран ЕС и даже лишить его дипломатического паспорта.
Борис Иванович, конечно, попался Акуленко под руку, и было неловко слушать его слова, что дипломатический паспорт ему положен как лицу в ранге Чрезвычайного и Полномочного посла Украины. Но прессинг таки был ничего себе.
Может, сегмент гражданского общества имени Олега Рыбачука сможет «прессовать» Яценюка, Кличко, Тягныбока и их фракции по поводу закона «О прокуратуре»?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.