Анализ: что реально делал Арсений Яценюк в Вашингтоне. Часть 3

30 червня 2013, 09:19
Власник сторінки
политический аналитик
0

«Троллям» «Артем Сергин», «ira rim», «Katerina Maslova», «Бабуся Муся», «Svidok z Lyona» посвящаю. Спасибо, без вас скучно. Чувствую себя работодателем: за что бы вам платили, если бы вы не троллили?

Несколько дней назад я опубликовал цикл статей, посвященных поездке Арсения Яценюка в Вашингтон. Их можно найти по компьютерным адресам здесь http://blogs.korrespondent.net/celebrities/blog/pikhovshek/a110827, а также в этом http://blogs.korrespondent.net/celebrities/blog/pikhovshek/a110800 , этом http://blogs.korrespondent.net/celebrities/blog/pikhovshek/a110738 и этом материалах http://blogs.korrespondent.net/celebrities/blog/pikhovshek/a110738 .

«Юлія Тимошенко заявила про повну довіру Арсенію Яценюку як бійцю, як лідеру, який уміє тримати удар, патріоту-інтелектуалу… Вона це робила не просто так. Юлії Володимирівна ніколи не робить пустих заяв»

Олег Медведев, политтехнолог БЮТ, 17 июня 2013 года в «Свободе слова» Андрея Куликова на ICTV

«Павел Иванович, по моему мнению, талантливый человек – это не требует комментариев... Я думаю, что для нашего государства недостаточно одного врача. Нужна целая команда, и Павел Иванович мог бы этот процесс реанимации возглавить»

Юлия Тимошенко, газета «День», 20 июня 1998 года

«В день, когда мы провозглашаем Виктора Ющенко народным президентом, в Украине родилась по-настоящему мощная украинская нация, украинский народ, который уже не разделен»

Юлия Тимошенко, выступление 23 ноября 2004 года

Я заканчиваю этой статьей цикл материалов, связанных с поездкой Арсения Яценюка в Вашингтон.

Как бывает в схожих ситуациях, я сознательно взял упреждение на один день, чтобы проанализировать, что появилось после возвращения Яценюка из США. А затем уже – прореагировать.

Подонок Яценюк

Как Вы, наверное, помните, уважаемый читатель, в одной из названных выше статей я охарактеризовал господина Яценюка как подонка.

Речь шла о словах Яценюка во вступительном слове 24 июня 2013 года при выступлении в «Brookings Institution»: «мой мессидж к МВФ очень ясный: вы не должны финансировать режим».

Назвать человека подонком. Вы прекрасно знаете, что такими словами я не бросаюсь. Почему я так сделал?

Никогда за время моей работы в политической журналистике, начиная с февраля 1995 года, я никогда не встречал такого наглого призыва оппозиционера не давать деньги, совершенно не лишние для украинского пенсионера, украинского бюджетника.

А ведь в оппозиции за все эти годы, были и Виктор Янукович, и Виктор Ющенко, и Юлия Тимошенко, и все они периодически посещали Вашингтон.

Я сказал также, что «если Яценюк будет отрицать то, что он сказал «мой мессидж к МВФ очень ясный: вы не должны финансировать режим», то запись его выступления будет предъявлена немедленно.

Яценюк промолчал, и это доказывает, что запись, которой я располагаю – подлинна.

Впрочем, еще раз повторю – стоит «бородатому кролику» хоть полсловом поставить под сомнение ее аутентичность, запись будет немедленно обнародована.

Как и раньше, я вынужден проявить сдержанность в отношении источника записи.

Так что же происходило в главной части поездки Яценюка?

Да, выступление в «Brookings Institution» и ответы на вопросы – это главная часть поездки. Ибо здесь Яценюк мог в целостном виде публично представить свои позиции и ответить на вопросы.

Важно так же понимать, что во всем этом Яценюк вынужден был решать сразу две достаточно несоединимые задачи: произвести нужное ему впечатление на американцев и так ответить на непростые вопросы, чтобы и не разочаровать их, и сделать так, чтобы эти его заявления не отличались от других его слов по этому поводу – американцы, как и все нормальные люди, не любят, когда сказанное  одном месте отличается от сказанного в другом.

Вступительное слово Яценюка 24 июня 2013 года в «Brookings Institution».

Его представил Стивен Пайфер, бывший посол США в Украине, перечисливший регалии Яценюка. Затем слово взял сам Арсений, с выступлением в 23 минуты.

Вот два сообщения по этому поводу на партийном сайте БЮТ   http://byut.com.ua/news/15229.html и http://byut.com.ua/news/15230.html . Их надо перечитать, чтобы понимать, в чем состоит личная яценюковская интерпретация выступления. Там действительно есть многое. Например, слова «передумова для того, щоб мати вільний ринок, справді сильну економіку, незалежну судову гілку влади й прокуратуру і щоб мати майбутнє – це реальна свобода. Ми як опозиція боремося за громадянські права, свободи та ключові конституційні права: свободу слова, свободу зібрань, право обирати і бути обраним, свободу віросповідання, підприємницької діяльності. Це нелегке завдання. Але це завдання кожного справжнього політика».

Все это очень правильно, и очень по-американски. И вообще по описанию Яценюка происходящее в Украине не отличалось от американского дискурса. Как и тексты а ля Мартин Лютер Кинг «у меня есть мечта».

Но две фальшивости звучали во всем выступлении Яценюка, которые не могли не заметить американцы. Первая: что ты конкретно предлагаешь делать? Какими конкретными действиями ты собираемся добиться  того, что предлагаешь? Вторая: почему ты ничего не сделал из этого после 2004 года? Где анализ твоих собственных ошибок?

Что я могу добавить к размещенному на сайте Яценюка, внимательно прослушав текст выступления? Там, кстати, могли выложить хотя бы все его выступление в «Brookings Institution».

Основное содержание там есть. Но - несколько содержательных и эмоциональных деталей. Перед тем, как перейти к «украинскому будущему», Яценюк напомнил свою роль при вхождении Украины в ВТО, сказал о Бухарестском саммите НАТО 2008 года, и о хартии Украина – США о стратегическом партнерстве, подписанной в декабре 2008 года.

Естественно, Яценюк ни словом не упомянул о подписании им в 2008 году «письма трех» о присоединении Украины к ПДЧ НАТО. Странный, Сеня, конечно, человек, помню его заявление от 29 апреля 2009 года, где он назвал «письмо трех» ошибкой.

Рассказав американцам, что он хочет влиятельную и сильную и президентскую, и кабминовскую, и независимую судебную власть, Яценюк никоим образом не конкретизировал, за какую систему власти он лично выступает, как должна быть изменена действующая Конституция. В формулировках «я за все хорошее против всего плохого, я «за» и даже «против», Яценюк похож на Тимошенко. Эта дама за десятилетия в украинской политике никогда четко не сказала, за какую систему власти – президентскую или парламентскую – она выступает.

Все остальное в словах Яценюка было из американской «лексики проповедника», как это называют в США. «Я серьезно верю в успех». «Моя страна». Все это могло произвести впечатление на людей неискушенных, не знающих личную политическую историю Яценюка.

Теперь о вопросах и ответах Яценюка в «Brookings Institution».

Здесь я как раз очень хорошо понимаю, почему их не разместили на партийном сайте "Батьківщины", ибо далеко не все ответы Яценюка оптимальны.

Вопрос Пайфера

Первый вопрос был от Стивена Пайфера, на правах модератора дискуссии. Он касался ситуации после «оранжевой революции», разочарования людей. Пайфер задал внешне простой, внутренне сложный вопрос: «как вы, как оппозиция, собираетесь изменить это, по-новому настроить людей»?

Яценюк, по-моему, не был убедителен в ответе. Пайфер, кажется, ожидал от него конкретики, но получил эмоции. «Изменения, происшедшие с людьми, драматические, - начал отвечать Яценюк, - «оранжевая революция» - это очень хороший опыт, но нам нужны стабильные демократические институты. А для этого мы должны представить людям план, который мы предлагаем». А подытожил Яценюк такими словами: «если люди вам не верят, вы ничего не сделаете».

Все это хорошо, но Пайфер не глуп и спрашивал Яценюка не об этом. Его не убедить тем, что существование некоего плана людей можно убедить людей голосовать за оппозицию. Ответ на вопрос, «как вы оппозиция, собираетесь убедить людей», Яценюк не дал, и Пайфер, я думаю, это понял.

Вопрос Крушельницкого

Следующий вопрос задавал Аскольд Крушельницький. Он многолетний автор публикаций в британской и американской прессе, 30-ть лет занимается всеми вещами, связанными с Украиной, сын эмигрантов, безусловно «оранжевый», при этом прямой и бесхитростный.

Вопрос Аскольда касался альтернативы действующему правительству, его методам (в этом контексте Крушельницкий вспомнил агрофирму Аркадия Корнацкого), защиты результатов выборов.

Яценюк в ответ сказал о «сталинских методах нынешнего правительства», о необходимости «международного нажима на правительство Украины». Любопытна оговорка Яценюка, которую он допустил в ответе: «люди из улицы вынесут эту власть – как в Египте, Турции, Ливии». С учетом американских оценок происходящего в Турции, нынешнего осознания американцами последствий «арабской весны» в Египте и Ливии, радикализации экстремистских мусульманских структур, Яценюк мог бы поискать и другие примеры.

Вопрос Миллера

Бывший посол США в Украине Вильям Грин Миллера спрашивал о перспективах Юлии Тимошенко. Здесь Яценюк был «каноничен»: «мы как объединенная оппозиция выдвинули Тимошенко на президента».

Вопрос МакКонелл

Следующей спрашивала Надя Макконнелл, президент фонда "Украина-США". Ее вопрос касался выдвижения единого кандидата и был задан с намеком: «в нашей стране, - сказала она, - есть праймериз, собираетесь ли вы что-то подобное провести».

Яценюк заметно нервничал, отвечая. «В нашей стране у нас нет праймериз, но нам надо единство. А вот дальше Яценюк допускает вот такое выражение: «перед тем, как нам номинировать единого кандидата оппозиции, нам надо разработать единый план работы, создать единую команду, единый штаб».

Насколько я понимаю, Яценюк об этом сказал впервые.

Я никогда не слышал ничего более нелепого. Как это возможно, чтобы ОбОп, «Удар» и «Свобода» создали единый план работы? «Удар» говорит о себе как о либеральных демократах, а «Свобода» - о националистах? К тому же «Свобода» никогда не позволит себе потерять свой трудно наработанный националистический электорат. И потом, почему это Тягныбок должен согласиться пахать на «либерастов»?

Вопрос сотрудника Peter G. Peterson Institute for International Economics

Этот человек спрашивал по поводу монополий в украинской политике и монополии. Яценюк ожидаемо ответил, что он хочет разрушить все монополии, так как «монополии контролируют телевидение, контролируют президента». Да, так и сказал. Среди американцев ожидаемо не прозвучало вопроса о том, как сам Яценюк плакал, нарекая на Фирташа, который перестал пускать его на «Интер».

Потом были вопросы Ореста Дыйчакивского из Хельсинкской комиссии Конгресса США о законе о референдуме, Андрия Бигуна из «Вашингтонской группы», Ирины Халупы из «Радио «Свободы» об уголовных элементах в украинской политике, Марты Богачевской, известного  исследователя феминистического движения в Украине о нынешней ситуации в студенческом движении, ВУЗах и системе образования Украины вообще, Маркияна Билинского из фонда "Украина-США". Я же хочу выделить

Вопрос сотрудника Фонда Карнеги за международный мир

Наверное, это был самый интересный вопрос. Он касался возможности реприватизации, если победит оппозиция. В подтексте вопроса американца здесь стояла память о заявлениях Тимошенко в феврале 2005 года о возможной реприватизации 3000 предприятий.

Яценюку было очень тяжело отвечать. Он сказал, что «речь идет о политическом и экономическом реванше, люди хотят справедливости». «Но у меня сейчас нет ответа на этот вопрос», - сказал Яценюк.

Итак, Яценюк не подтвердил, что в нашей стране будет реприватизация, но и не исключил реприватизации.

«Заявы» Арсения после возвращения

Первая появилась 27 июня 2013 года и, видимо, является выдержкой из его интервью «Голосу Америки». Там стандартная «пугаловка»: «Яценюк рассказал, что "в результате его встречи с сенатором-республиканцем Джоном Маккейном была достигнута договоренность, что в случае, если Украина не выполнит требования освободить Тимошенко, в Сенате появится новый - значительно жестче - проект резолюции по Украине».

Нечто похожее из брифинга Яценюка в Борисполе перепечатала пресс-служба БЮТ вот в этом сообщении http://byut.com.ua/news/15256.html . Там такой простенький шантаж: «Резолюція сенату США є продовженням резолюції 22 вересня 2012 року, яка передбачає можливість застосування санкцій, в тому числі заборону в’їзду, проти високопосадових осіб України, які порушують права і свободи людини і громадянина, як уже застосовано по відношенню до окремих осіб в країні».

Интересно, а понимает автор этих строк, что на шантаж никто реагировать не будет?

Санкций в нашей стране не боятся. Арсений может считать, что зря – не боятся, но таковы факты.

Эмоции в сторону. Вот объективный анализ.

Руководство Украины, и не смотря на то, кто осуществляет это руководство, все время испытывают на нервы. Поэтому нам важно не иметь нервов и помнить все.

Гюнтер Ферхойген, тогда еврокоммистар, на заседании комитета Европейского парламента по международным делам 25 ноября 1999 года произнес знаменитые слова: «каждый, кто считает, что Украину следует принять в ЕС, должен, вероятно, присоединиться и к мнению, что Мексику следует принять в США».

Пережили? Где сейчас Ферхойген?

Потом Украине долго морочили голову счастьем, когда в отношении нашей страны отменят поправку Джексона-Вэнника. Отменили, счастья не наступило. Нынче заявляют о счастье в Соглашении об ассоциации и несчастье с санкциями.

Жак Фор, бывший посол Франции в Украине, заявил 3 ноября 2011 года: «в режим санкций легко войти, непонятно, как из него выйти». 1 марта 2012 года об этом опять-таки публично заявил посол Дании в Украине Михаэль Борг-Хансен. А 14 марта 2012 года жесткий дипломат, тогдашний британский посол Ли Тернер, снова таки публично заявил: «ситуация в Украине не настолько угрожающая, чтобы европейские страны применяли к ней санкции».

Позвольте цинично спросить, а что особенно изменилось с марта 2012 года? У нас больше оппозиционных политиков посадили?

Да, в режим санкций легко войти, а вот выйти... Почему кому-то не проанализировать плачевные и мизерные последствия от санкций в других странах, и не сделать очевидные выводы?

Не надо ставить европейскую перспективу Украины в зависимость от политической судьбы Тимошенко. Ну а если ситуация уж так и сложится, то найдем понимание у  древних:  «fiat justitia, pereat mundus», «пусть гибнет мир, но торжествует закон».

А из-за Тимошенко в колонии и Украины вне ЕС, и, возможно – в ТС, то мир, кстати, не погибнет. Я в этом уверен.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.