Для большинства киевлян цель оппозиции – срочные выборы в Киеве – не показалась значимой
«Гора родила мышь», - такое выражение приходит в голову, после наблюдения и анализа вчерашнего митинга оппозиции, а также появившихся оценок. Для данной ситуации выражение даже неточное: и обещания оппозиции не тянут на «гору», а, максимум, на сопку, и реализовались они даже не на уровне мыши.
Начнем из проблем с замыслом акции
«Киеву – реальное самоуправление»? Да Бога ради, кто против? Немедленно назначить выборы мэра? Так и это требование можно было высказать и год, и полгода назад. А вот на то, чтобы заявить – «наш оппозиционный мер умеет лучше убирать снег, чем Попов», - три богатыря – Кличко, Яценюк и Тягныбок – не пошли. И правильно сделали: такое выражение в Киеве могли бы и запомнить.
Не могли оппозиционеры позволить себе и сказать правду о реальной цели акции. Прямо заявить: «нам нужна должность столичного мера, чтобы захватить плацдарм перед президентскими выборами».
Теперь о реализации акции
Накануне митинга Анатолий Гриценко, один из парламентских оппозиционеров, написал в своем блоге в «Украинской правде»: «это акция не только оппозиции - прежде всего, киевлян. Оппозиция только организует, к тому же не одна - во взаимодействии с общественными активистами столицы. Действия оппозиции завтра в парламенте напрямую будут зависеть от количества киевлян, которые выйдут защищать, опять же - не оппозицию, а себя».
Оценив ситуацию после митинга, Гриценко написал на своей странице «Facebook»: «неискренность и фальшь ситуации уже трудно скрывать. Киевляне это тоже чувствуют. Они уже не реагируют на призывы вождей, что и подтвердила сегодняшняя акция у Рады».
Ценное признание, особенно с учетом того, что Гриценко и является одним из «вождей оппозиции».
Интересно, что хотя разные участники процесса цифры пришедших на митинги называют различные, все сходятся на том, что людей было не так много как они хотели. Милиция насчитала около 4 тысяч участников – это ДВУХ митингов под зданием парламента. Соня Кошкина пишет в «Левом берегу» о 5 тысячах. Сергей Лещенко, вчера в 10:32, написал в своей странице на «Twitter»: «колона опозиції щільно заблокувала вулицю Грушевського від Липської до Садової». Это – для некиевлян объясняю – два квартала, весьма небольшие, между прочим.
Я был на этом оппозиционном митинге. Просто чтобы понаблюдать, ощутить атмосферу. По моему мнению, в пиковые моменты митинга оппозиционеров было около двух, двух с половиной тысяч человек.
Итак, можно констатировать: на митинг трех оппозиционных сил не вышли даже те активисты «Батьківщины», «Удара» и «Свободы», которые ходят на все перформансы оппозиции.
Почему так случилось?
Оценки акции со стороны оппозиции и гражданских активистов
Я специально подождал сутки с этой статьей, чтобы проанализировать оценки акции.
Кроме общих стенаний о «несознательности киевлян», говорят еще о нескольких вещах. Например, о том, что оппозиция не предприняла достаточно усилий для подъема «недовольных горожан».
Но информационные листовки были. Агитационная работа в социальных сетях велась. Обнародовали телевизионное обращение трех лидеров ОО - с призывом придти на митинг. Все это легло на недовольство людей тем, как городские власти боролись со снегопадом.
И каков результат? Аж 2,5 тысячи людей, часть которых пришла за деньги.
Это провал!
Может, не хватило персонального обращения от Юлии Тимошенко. Об этом написала Соня Кошкина.
Другие говорят, что оргкомитетом акции должна стать общественность. Так заявил гражданский активист Игорь Луценко. По его словам, «политики должны пойти на жертвы ради восстановления доверия между партиями и простыми гражданами, для чего признатьприоритетное право общественности решать судьбу Киева».
Третьи, например журналист «Украинской правды» Татьяна Николаенко, вообще заявляют, что надо было начинать акцию на выходные, и апеллирует при этом к событиям 2004 года.
И правда. Тяжело представить киевлянина, который отпрашивается в рабочий день на митинг.
Все эти оценки, по разным причинам, не учитывают изменения в сознании киевского горожанина, случившиеся после 2004 года.
Киевская ментальность: против власти и не за оппозицию
Что собой представляет такая киевская ментальность?
Киев ничего не производит. Кроме «Оболони», «Дарницы», АНТК им.Антонова и аэропортов, в нашем городе практически не работают крупные предприятия.
Киев – город интеллигенции, интернета, остатков научных школ, но в большей степени – город посредников, торговцев. Киев перераспределяет то, что заработано всей страной. Киев, по сути лишь один из регионов Украины, торгует всеми благами, которые производит остальная Украина.
Киеву понравилось быть столицей. Это престижно, и сюда люди рвутся по той же причине, по которой раньше рвались в Москву – успех, карьера, состоятельность. Дальше пути расходятся – некоторые в Киеве остаются, другие уезжают, за границу или на малую родину.
Люди рвутся в Киев и люди меняют Киев. При этом многие считают, что они в Киеве – временно. Поэтому никто особенно не задумывался, когда на предназначенных для пешеходов тротуарах нашего города по непонятным разрешениям начали ставить «генделики». Никто не просчитал, какими транспортными проблемами обернутся новые правила страхования и количество «маршруток». Никто в свое время не удосужился просчитать, что значит для пробок Киева возрастание кредитования покупок автомобилей.
Изменился демографический состав Киева. Здесь охотно голосуют против власти, особенно, когда власть – это Партия регионов. Но и власть Леонида Черновецкого терпели, не бунтовали.
Вот эта ментальность – временного дома – и является определяющей для понимания большинства нынешних «киевлян». Я взял в скобки это слово, чтобы подчеркнуть: никакие они не киевляне. Но и не хочу никого обидеть.
Изменения в ментальности
Одна из неудач нынешних акций оппозиции в Киеве, а под такими неудачами понимают мизерное количество людей, которые пришли на митинг ОО, - действительно выбор рабочего дня. Люди в Киеве работают. Это означает, и Николаенко здесь права, что им необходимо начинать рабочий день.
С другой стороны, им предложили дилемму: идти на работу или на митинг. И вот здесь возникает первый интересный вопрос: большинство выбрало работу. Это может означать только одно: для большинства киевлян цель оппозиции – срочные выборы в Киеве – не показалась значимой.
Этому есть несколько важных объяснений, которые я пока в прессе не встречал.
Первое.
Начиная с 2004 года киевляне убедились, что их используют политики, чтобы прийти к власти.
В 2004 году этого ощущения у многих не было вообще. А вот теперь есть практически у всех. И многие не хотят, чтобы их использовали.
Второе.
Киев всегда готов выступить против власти.
Амбивалентность столицы очевидна: в столице в парламент не был избран ни один мажоритарщик от власти. Но Киев избирал оппозиционеров в парламент по выходным, когда не надо было идти на работу. Киев избирал оппозиционеров комфортно, не задумываясь о деловых качествах Владимира Арьева, Сергея Терехина и Ксении Ляпиной, которым, по здравому размышлению (на которое столица не способна), нечего делать в любом парламенте мира.
Третье.
Киев убедился, что за участие в митингах платят деньги.
Виктор Балога 13 марта 2013 года на своей странице «Facebook»: «нельзя начинать «народные восстания» с проплаченых знаменосцев». В 2004 году за участие в митингах не платили. Представьте себе ситуацию сейчас: кто-то вышел на демонстрацию, допустим, по зову души, и видит, как рядом другой участник получает деньги за то, что стоит с флажком. Это не проделки журналистов: я сам вчера видел выражение лиц таких людей.
Отсюда вывод.
Киев не хочет протестовать в некомфортных для себя условиях.
Например, когда надо идти работу. Киев готов протестовать, но только тогда, когда его к этому принудят. А для этого должно случиться нечто из ряда вон выходящее, покруче недавнего киевского снегопада.
Киев не будет бурно протестовать против оппозиционного мера. В ментальности столичных жителей подспудно присутствует понимание, что оппозиционность Кличко или Порошенко ничего не меняет в повседневной жизни столичного мегаполиса.
Могу спрогнозировать дальнейшие изменения в киевской ментальности
Столица по-прежнему будет оставаться глубоко идеологическим городом. Киев совершенно сознательно отторгает, «вытесняет» из понимания голосующего большинства жителей то, что Партия регионов вбросила в столицу денег больше, чем Владимир Щербицкий за все время своего руководства.
ЧП с последним снегопадом и поведением Попова, конечно, прискорбно, но это - из ряда вон выходящее стечение обстоятельств, практически отдельный случай.
Массовый вброс денег в Киев, за счет, конечно, всей Украины, получается, совершенно не важен для столицы. Важнее, чтобы те, кого избирает Киев, совпадали с ним по идеологии. При этом, повторю, Киев, как город временщиков, готов уживаться с руководителями типа Леонида Черновецкого, которого многие ненавидели, но против которого не бунтовали.
Как долго это будет продолжаться?
Я уверен, что до того момента, пока Киев не осознает себя не просто местом временного проживания, не просто точкой делания карьеры и бизнеса, а городом. Понимающим, что кроме идеологии нужен ремонт лифтов. Подземных коммуникаций. Этого понимания, на адекватном уровне пока нет. Мне кажется, оно может наступить только после крупного ЧП. Настолько крупного, что хозяйственные проблемы Киева станут не менее значимыми, чем идеология.
Я не хочу техногенной катастрофы такого масштаба, но просто не знаю, что иное может изменить отношение временных киевлян к городу, где я живу постоянно.
P.S.
Немного о примерах «использования киевлян». 2 марта 2013 года Александр Данилюк, бютовский активист, призвал на митинге киевлян не платить за коммунальные услуги до объявления выборов в столице.
Ценное предложение.
И брендовое. 5 февраля 2007 года тогдашний губернатор Харьковской области, а ныне бютовец Арсен Аваков тоже предлагал харьковчанам не платить по тарифам за коммунальные услуги. Городскую власть тогда представляли члены Партии регионов.
Почему я считаю Данилюка бютовским провокатором?
Вот сообщение пресс-службы Юлии Тимошенко от 8 декабря 2010 года распространила ее следующее высказывание: «юристы общественного движения "Спільна справа" подготовили представление в Конституционный Суд Украины о неконституционности процедуры принятия Налогового кодекса Верховной Радой Украины».
Вот Михаил Свистович, один из лидеров общественного движения «Відсіч», пишет в своей статье на сайте «Майдан», что «Данилюк начал свой рейдерский захват предпринимательского протеста, чувствуя поддержку Тимошенко, которой он пообещал сделать революцию».
Вот заявление Данилюка в «Главреде», 24 ноября 2010 года: «хочу обратиться к чиновникам среднего звена: возможности выехать у них не будет. И именно их «хатынки» будут гореть в первую очередь».
Призыв не платить за коммунальные услуги до объявления выборов в столице – это логика не просто провокаторов, это стиль поведения «временных киевлян». Их не интересует, что за деньги, уплаченные за коммунальные платежи, и живет наш город.
Может, Данилюк призовет киевлян не пользоваться коммунальными услугами до объявления выборов в столице? Многие посмотрели бы на него более адекватными глазами.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.