20 марта 2013 года в программе «Подробности» на телеканале «Интер» я с интересом услышал комментарий народного депутата от БЮТ Андрея Павловского, по поводу кандидатов от оппозиции на выборах мэра Киева.
Павловский – интеллигентный человек, который не представляет радикальные круги соратников г-жи Тимошенко, кроме тех случаев, когда ему приходится отрабатывать задачу штаба по «обвинению антинародного режима». Всегда видно, насколько лексика боевиков от БЮТ не вяжется с обликом Павловского-интеллектуала. Тем не менее, 20 марта он выглядел… ну, не боевиком, а, скажем так, «мягким шантажистом».
Его прямая речь: «Есть условие к Порошенко, что он до баллотирования в меры вступит и в партию «Батьківщина», и во фракцию «Батьківщина». Потому что членство в партии «Батьківщина» - основа победы. Политически понятно и логично, что «Батьківщина» поддерживает кандидатов, которые являются членами «Батьківщины».
Это дословная расшифровка слов Павловского, слишком часто произносящего название своей партии. Его прямую речь каждый может услышать самостоятельно, зайдя на сайт «Подробностей недели», и просмотрев соответствующий выпуск.
Проанализируем ситуацию.
Что нам известно о политических желаниях Петра Порошенко?
Не так уж и мало, если не спеша разобраться.
Ключ к будущему любого политика, и Порошенко не исключение – его прошлое.
Оставим вне статьи то, что Порошенко – крупнейший предприниматель, активно продвигающий украинский бизнес за пределы нашей страны, работодатель, удерживающий в наше непростое экономическое время тысячи рабочих мест в нескольких регионах Украины. В свои неполных 48 лет, Петр Порошенко поработал Секретарем Совета национальной безопасности и обороны, Главой Совета Национального банка, министром иностранных дел, министром экономического развития и торговли Украины.
Даже просто перечень этих, не последних в государстве должностей, доказывает, что Петр Алексеевич всегда стремился занять ключевые из них. Говорю это без всякого осуждения, ибо желание успешного человека быть успешным во всем, в том числе и в политике, наличие в этой связи амбиции – можно только приветствовать.
Достиг ли Порошенко предела своей политической карьеры, исчерпал ли потребности в таком росте? Нет ровным счетом никаких оснований так полагать.
20 марта 2013 года он сам, прямой речью, заявил об амбициях стать мэром Киева. Сообщение информагенств по этому поводу выглядело так: «Порошенко согласен участвовать в выборах мэра Киева при условии, если его поддержат все три оппозиционные партии – ВО «Свобода», ВО «Батькивщина» и «Удар». «Мы все понимаем, что сейчас должен быть только один кандидат от оппозиции. Поэтому я пойду на выборы, только если меня поддержат все три оппозиционные партии», – сказал Порошенко. По его словам, на данный момент он не ведет переговоров о выдвижении в мэры столицы ни с одной из оппозиционных сил. «Переговоры о моем выдвижении в мэры будут иметь смысл только после принятия парламентом решения о проведении выборов», – заявил Порошенко».
Позиция заявлена, она понятна.
Зачем Петру Порошенко мэрство в Киеве? Для того, чтобы показать, что он успешный руководитель? Это не аргумент, и он доказал свою предпринимательскую успешность на примерах «Укрпроминвеста» и «Рошена». Для продвижения в Киеве интересов его предприятия, бывшей Киевской кондитерской фабрики им.Карла Маркса? Смешно, он и без того богат.
Все это не то.
Объяснение может быть только одно. Петр Порошенко давно и упорно идет к намеченной им самим цели – стать Президентом Украины.
Желанием поучаствовать в кастинге от действующей власти объясняется то, что он поработал министром экономического развития и торговли в правительстве Николая Азарова.
Стремление стать мэром столицы через согласование своей кандидатуры со всеми оппозиционерами – это заход на президентство с противоположной стороны.
Да и примеры впечатляют. Схема проста и апробирована Михаилом Саакашвили, другом Порошенко и его однокурсником, который с 2002 года и до своей победы на президентских выборах в Грузии поработал председателем законодательного собрания Тбилиси.
Желание Петра Порошенко прочитывается не только мной. А поскольку политика в среде украинской оппозиции состоит не столько в том, чтобы делать что-то самому, сколько мешать другим, то у Порошенко образовались конкуренты, с каждым из которых он без проблем справляется в одиночку, но все они вместе, пожалуй, могут нанести ему серьезный вред.
Пока же слова Андрея Павловского «есть условие к Порошенко, что он до баллотирования в меры вступит и в партию «Батьківщина», и во фракцию «Батьківщина» преследуют другую цель: репутационный ущерб политику Петру Порошенко.
Петр Порошенко и «Батьківщина»: брак по расчету и развод по расчету
Наметилась ли у Порошенко в последнее время некая дружба с «Батьківщиной»? Некая – да. Например, его сын Алексей вступил в партию Тимошенко, избирался депутатом облсовета в Виннице в качестве единого кандидата от оппозиции.
Почему это важно? Да потому что Петр Порошенко считает, что это именно так. 16 марта 2013 года он заявил в интервью Радио Свобода, что его сын возглавлял в Виннице колонну оппозиционеров, которая двигалась из района, где избрали Алексея Порошенко.
Да, на таком, областном, уровне дружба Порошенко и «Батьківщини» возможна. А на другом? Уверен, что нет.
Опять таки, ключ к будущему любых политических отношений –история этих отношений. Петр Порошенко не сделал бы себя ни в политике, ни в бизнесе, если бы хоть на секунду поверил в искренность слов, подобных тем, которые сказал Павловский. Ибо в его выражении «пусть до баллотирования в меры Порошенко вступит и в партию «Батьківщина», и во фракцию «Батьківщина», есть не только формальный момент: партия Тимошенко по уставу может выдвигать кандидатуру только своего однопартийца, и спикерам «Батьківщини» пришлось бы объяснять, почему Порошенко как мэр лучше всех.
Не только в этом дело. В словах Павловского легко читается подтекст: пусть Порошенко сначала вступит к нам, а затем выполняет распоряжения «Батьківщины».
Но Павловский, с таким же успехом, мог бы потребовать от Порошенко извинений за его слова против Тимошенко и Зинченко, сказанные в 2005 году. Слова то могут быть произнесены, только кто в них поверит?
Павловский, повторю, не может не понимать, что Порошенко никаких распоряжений не будет выполнять, кроме своих собственных. Следовательно, объяснение слов Павловского может быть только одно: его попросили это сказать, и приказали продолжать осуществлять троллинг Порошенко «светлые фигуры» нынешней «Батьківщини» - Арсений Яценюк и Александр Турчинов.
А иначе и быть не может. Ибо Яценюк должен сохранять себе возможность маневра – и для того, чтобы уговаривать Турчинова, мол, Порошенко нужен «Батьківщине», и для того, чтобы они вместе уговаривали в полезности Порошенко уже саму Юлию Тимошенко, которая Петру Алексеевичу 2005 год не простит никогда. Или Яценюк с Турчиновым и в вопросе мера Киева проигнорируют Тимошенко?
Я буду последним из тех, кто поверит во «внезапную дружбу» Порошенко с «Батьківщиной», помня осень 2005 года, когда обвинения Александра Зинченко в отношении «любих друзів» нанесли Петру Алексеевичу крупнейший репутационный ущерб. Единственный вывод, который Порошенко мог сделать из той истории, это то, что сплоченная секта тоталитарной объединенной оппозиции, если ей надо кого-то затравить, не останавливается ни перед чем.
Порошенко не может не понимать, что «Батьківщина» предложит ему в обмен на мэрство не брачный, а кабальный контракт. Последствия разрыва которого для Порошенко гораздо более очевидны, чем для меня, ибо он эту публику лучше знает… И если Порошенко станет мэром благодаря членству в «Батьківщине», но потом захочет избавится от этого контракта, или не выполнять его, или просто забудет об обещаниях бютовцам - я думаю, что его обвинения образца 2005 года, по сравнению с новыми, как говорил незабвенный Остап Бендер, покажутся «детской игрой в крысу».
Ему припомнят, что «когда Юлю сажали», то Порошенко «был министром в правительстве Азарова» и, какое кощунство, «не ходил на митинги в ее поддержку». Представьте: «пальцем о палец не ударил, чтоб ее спасти, а мог бы Лукъяновский СИЗО приступом взять». Порошенко в лучших традициях политической культуры объединенной оппозиции будет объявлен «предателем Родины», «лично ответственным за посадку Тимошенко», «тушкой» и всем, что объединенной оппозиции в этот момент взбредет в голову.
При этом я вовсе не хочу сказать, что Порошенко не умеет себя защищать. Что он и будет делать. Он хорошо понимает ситуацию, и не спешит вливаться в ряды «Батьківщины», чтобы сохранить свободу маневра. «Батьківщина» ведь может в качестве брачного залога контракта на мэрство Порошенко потребовать от него и публичного обещания не баллотироваться на главу государства в 20015 году. И Порошенко будет вынужден такое обещание давать, а потом – правильно – отменять это свое обещание, что «Батьківщина» немедленно объявит «кидаловом».
И даже при этом многое остается не ясно. Готова ли киевская «Батьківщина» выполнить решение центрального офиса партии на Туровской выдвигать Порошенко, когда у них есть свой кандидат – Николай Томенко. Об этом 7 марта заявил шеф киевской «Батьківщины» Юрий Одарченко.
Почему я не верю в то, что оппозиция договорится по кандидатуре Петра Порошенко?
Если совсем коротко отвечать на этот вопрос, то я не верю, что оппозиция вообще в состоянии договорится о поддержке единого кандидата.
Сколько их сейчас? Николай Томенко? Александра Кужель? Владимир Бондаренко? Николай Катеринчук вот тоже о себе как о мэре Киева заявляет, вспомнил, наверное, что немало голосов набрал на выборах в Киевраду в 2009 году. Кто еще? Олег Тягныбок сказал, что может киевским головой поработать, назвал своего однопартийца Андрея Ильенко, как того, который тоже потянет. Арсений Яценюк уже всем надоел своими предложениями Виталия Кличко на мера – такое впечатление, что Яценюк свахой работает. Кличко – еще не мер, но уже надоел своим многозначительным молчанием. Может, ему объясняли, что он выглядит умнее, когда молчит?
Вот в этот расклад, «курятник», базарную драку новых «любих друзів», чтобы никого не оскорблять, я не говорю о «собачьей свадьбе» желает попасть Петр Порошенко? Не верю. Хотя понятно, что и у него шансы на победу есть, и у Кличко их побольше, чем у остальных. Но ведь все заявленные кандидаты в меры значительно «голоднее». А это означает, что они будут рвать мясо из тела и Порошенко, и Кличко. И если за Кличко водятся отдельные недостатки в виде неизвестной и его стратегии, и тактики, то в отношении Петра Порошенко будут находить все, что может надежно его замазать.
А теперь вспомним слова Порошенко от 20 марта 2013 года «я пойду на выборы, только если меня поддержат все три оппозиционные партии». Вы верите, что «Свобода» найдет как оправдать свою поддержку Порошенко? А «Удар», который по его поводу вообще никогда ничего не заявлял?
Мутная намечается история.
.