Журналист Ирина Соломко экспортирует революцию на Запад?

26 лютого 2013, 19:25
Власник сторінки
политический аналитик
0

Дарка Чепак не могла приказывать пресс-секретарю Германа ван Ромпея

Я с определенной симпатией отношусь к журналистскому творчеству Ирины Соломко. Мне понравилось ее интервью с Арсением Яценюком от 28 января 2013 года, где Арсений Петрович своими малоубедительными ответами предстал в образе «разряженной батарейки».

Об этом и о некоторых других вещах я сказал Ирине на саммите Украина-ЕС в Брюсселе. Она приехала в пуле Еврокомиссии, я – в президентском пуле. Хочу высказать свою точку зрения в отношении конфликта, который возник из-за невозможности Соломко задать вопрос Президенту Украины.

Для начала – изложим позицию сторон.

Ирина так написала об этом в своем блоге – заранее прошу прощения за длинную цитату: «в скором времени от Дирка Де Бейкера, пресс-секретаря Вам Ромпоя мы узнали, что вопрос будет один, якобы это требования украинской стороны... Дарка (Чепак – В.П.) согласилась с тем, что вопрос буду задавать я, то есть представитель пула, который привез ЕС, но он должен вмещать в себя и то, что интересует президентский пул. Ко мне подошла Дарка Олифер, журналист ICTV и продиктовала свой вопрос относительно того, когда Украина получит безвизовый режим. Затем, Дарка, та которая Чепак, сказала, чтобы я заняла место поближе к сцене, чтобы модератор – пресс-секретарь Вам Ромпоя, увидел меня. Помимо этого, она представила меня ему, и сказала, что вопрос буду задавать я, свидетелем этого разговора были и другие журналисты, которые могут это подтвердить... Затем пресс-секретарь Ромпоя спросил у меня, какой вопрос и кому я буду задать, что шокировало меня. Озвучивать свой вопрос я, конечно, отказалась, на чем мы и завершили разговор. Дарка Чепак присутствовала при нем.  В итоге, когда начали задавать вопросы, и я подняла руку, вместе со мной руку подняла и Дарка Олифер, хотя она прекрасно знала о договоренности, и сама продиктовала вопрос от их пула, сам же пресс-секретарь Ромпоя намеренно не смотрел на меня, а дал команду передать микрофон ей. Мы с Сергеем Сидоренко из Коммерсанта пытались протестовать, но нас никто не послушал».

Дарка Олифер отреагировала на эти слова в своем Фейсбуке. И эта цитата не будет короткой: «когда я просила Ирину Соломко задать вопрос о безвизовом режиме между Украиной и Евросоюзом, то уж никак не могла предположить, что эта моя просьба будет расценена как тотальный отказ от моего права задать вопрос. В ответ на предложение пресс-секретаря задавать вопросы я действительно подняла руку.  И слово мне дали. По каким причинам — это уже вопрос не ко мне, а к тому человеку, который модерировал пресс-конференцию. Каждый человек, который хоть раз бывал на пресс-конференции знает, что для журналиста возможность задать вопрос — это лотерея: может, получиться, а может и нет. Сегодня повезло мне, завтра тебе. Ничего личного. И уж тем более ничего трагичного. Если только инициатор вопроса не преследует какой-то иной цели, кроме как удовлетворение профессионального интереса. После окончания пресс-конференции Ирина Соломко подошла ко мне и в крайне эмоциональной манере потребовала объяснений. Я ответила встречным вопросом — а почему я должна что-то объяснять?».

Чуть раньше на высказывания Ирины Соломко отреагировало главное управление пресс-службы и коммуникаций Администрации Президента: «предоставляем вам фотографию с пресс-конференции во время ХVИ Саммита Украина - Европейский Союз, о котором идет речь в сообщении. Пресс-конференция ведет принимающая сторона. В этом случае ее вел пресс-секретарь президента Европейского Совета Дирк Де Бейкер. Вопрос о предоставлении слово принимает исключительно он и никто больше", - уточнили в пресс-службе Януковича».

Существует еще две крайне интересные цитаты. Первая - слова Ирины Соломко в «Украинской правде» от  25 февраля 2013 года: «в результате микрофон дали представителю президентского журналистского пула, журналистке ICTV, и прозвучал безвредный вопрос о безвизовом режиме", - заявила Соломко. Вторая – от журналиста «Украинской правды» Сергея Лещенко: "слово предоставили журналистке из пула Януковича Дарке Олифер. Поэтому Янукович на брифинге так и не услышал ни одного вопроса о сворачивании демократии".

Вот таковы позиции участников конфликта, который на самом деле очередной раз засветил уже перед европейской публикой уровень общения украинской журналистики.

Я наблюдал происходящее с расстояния двух метров, поэтому могу в какой-то степени претендовать на то, что я видел все.

Соломко пишет: «в скором времени от Дирка Де Бейкера, пресс-секретаря Вам Ромпоя мы узнали, что вопрос будет один, якобы это требования украинской стороны...». Но на самом деле вопросов было два, и первый, о взаимоотношениях Украины с Таможенным Союзом и Европейским Союзом задавал журналист информагенства «Рейтер», который сидел у меня за спиной. Так Де Бейкер обманул Соломко, что вопрос будет один? Или вопрос добавился в процессе?

Второй вопрос, который проистекает из слов Ирины Соломко «прозвучал безвредный вопрос о безвизовом режиме» и Сергея Лещенко о том, что не было «ни одного вопроса о сворачивании демократии". Так целью вопроса Соломко был «вредный вопрос»? Желание «причинить вред»? И такой вопрос планировался как «почему в Украине сворачивается демократия»?

Нет, целью был скандал ради самого скандала.

Я уже неоднократно писал в своих текстах, что на самом деле вопросы «Стоп цензуры» вполне предсказуемые. Джентельменский набор включает в себя Межигорье, Тимошенко, сворачивание демократии. У Виктора Януковича об этом спрашивали многократно. Например, вопрос о состоянии демократии задавали журналисты агентства украинской диаспоры в Чикаго «Vidia», и было это в рамках саммита НАТО. У Президента Украины есть варианты ответов на эти вопросы и он на них отвечал неоднократно.

Но сейчас даже дело не в этом. В каждой стране существует свой протокол, который вынуждены соблюдать и журналисты. В ряде стран главы государств ограничиваются заявлением для прессы, а где-то отвечают на вопросы.

В данной ситуации принимала нас европейская сторона. Это ее выбор, что делать и как. Нужно обладать очень большим воображением, чтобы представить себе, что Дарка Чепак дает команду  Де Бейкеру, кому давать задавать вопрос. И с какой стати Де Бейкер стал бы выполнять такую просьбу, такое требование?

Ирина Соломко, насколько мне известно, еще в Брюсселе. Ей ничего не мешает установить правду, спросив самого Де Бейкера, что произошло, почему ей не передали микрофон. Почему она этого не сделала? Но об этом в ее блоге нет ни одного упоминания. Ирина приехала в пуле Еврокомиссии, так неужели нельзя использовать эту связь?

Мне вся эта ситуация напомнила другую, трехлетней давности. Тогда тоже был саммит Украина-ЕС, и тогда скандал закатила журналистка Наталия Соколенко.

Но для начала – несколько слов об обстановке на саммите. Вот как об этом написал 23 ноября 2010 года журналист «Коммерсанта» Сергей Сидоренко, которого упоминает Ирина Соломко: «саммит от начала и до конца сопровождался организационными проблемами. Пресс-службы структур ЕС постоянно путались в списках мероприятий, доступных для прессы, то запуская журналистов в замок, то требуя освободить зал; ссоры представителей украинских СМИ с бельгийской охраной несколько раз заканчивалась рукоприкладством со стороны последней». Да, так это и было, и я помню титанические усилия тогдашнего пресс-секретаря Президента Украины Дениса Иванеско, разруливавшего этот конфликт.

Вот как скандал с участием Наталии Соколенко описывает Сергей Лещенко в своей статье в «Украинской правде» от 23 ноября 2010 года: «Но тут вмешался протокол европейцев, который настоял, чтобы вопросы в порядке очередности ставила Наталья Соколенко из канала СТБ, которой они передали микрофон... «Означает ли, что нынешние проблемы с демократией в Украине могут помешать подписанию этого соглашения? - спросила Соколенко у ван Ромпея. «Пять месяцев назад вы обещали, что закон о доступе к публичной информации будет принято, и вы его подпишете. Когда можно ожидать, что вы проявите политическую волю и выполните свое обещание?».

По нынешним временам это все читать просто смехотворно. Получается, в 2010 году протокол европейцев делал как он хотел, а в нынешнем передумал? Дикость какая-то. Закон о доступе к публичной информации в Украине успешно работает, и Янукович, кстати, первый Президент Украины, при котором это произошло.

Выводы из этой всей ситуации такие. Как известно, любой процесс по своей воле не останавливается. «Стоп цензуре», или Ирина Соломко индивидуально, решили учить европейцев демократии. Это очень мощная постановка вопроса.

При этом, не понимая логику действий Дирка Де Бейкера, решили во всем обвинить Дарку Чепак. Что же, вполне понятные действия перед запланированной пресс-конференцией Президента Украины, запланированной на ближайшее время, к которым наверняка готовят вопросы из «джентельменского набора». При этом, прекрасно понимая, о чем, кстати, свидетельствуют и публикации Ирины Соломко, которые никто цензуре не подвергает, что никакого сворачивания демократии в Украине не произошло. Просто есть люди, которые считают, что развитие демократии, это когда они задают вопросы, а не Дарка Олифер. Далеко мы зайдем с такой логикой. Кстати, вопрос мог задать и я, если бы он у меня возник по ходу пресс-конференции. И уже я подымал бы руку. Другое дело, дали ли мне задать вопрос. Это тоже было бы сворачивание демократии?

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.