Последний довод банкиров

30 грудня 2012, 13:07
Власник сторінки
0

Высадка "миротворческих контингентов" в Африке и экономическая эксплуатация под знаменем "несения прогресса" - 100 лет назад все это уже было

 


К началу ХХ века территориальный раздел мира был завершен, а эксплуатация колоний приносила сверхприбыли. Навязывать подчиненным территориям кредиты, инвестировать в них средства и экспортировать товары из метрополии в колонию оказалось более выгодным, чем развивать внутренний рынок метрополии.

Еще одной характерной чертой того времени являлся ростовщический характер экономической модели в виде чрезмерного экспорта капитала. Такая политика толкала государства Европы на путь колониальной экспансии, так как для экспорта и кредитов необходимы были всё новые и новые рынки.

Например, первый Марокканский кризис 1905–1906 годов спровоцировали французские финансисты, пытавшиеся навязать султану некий заем, а в качестве обеспечения кредита потребовавшие введение французского контроля над таможней, армией и полицией. Германия рассматривала Марокко как зону своих интересов, поэтому постаралась вмешаться в ситуацию. В тамошний порт Танжер 31 марта 1905 года прибыл кайзер Вильгельм II, пообещавший военное сопротивление любому государству, которое попытается установить единоличный контроль над марокканской территорией. Кризис удалось разрешить путем мирной конференции 1906 года в Альхесирасе (Испания). Договор закрепил равные права всех великих держав на территорию Марокко, но передавал французским властям полномочия на поддержание внутреннего порядка и контроль над марокканской полицией.

Офицеры и солдаты русской армии на позиции вблизи кордона Савокриничный, 1915

«Миротворческая операция» в Африке

Осуществляемый великими европейскими державами ползучий захват колоний и расширение территориальных границ за счет более слабых соседей рано или поздно должны были привести к столкновению. В начале столетия в ряды ведущих держав благодаря промышленному подъему выдвинулась Германия. Впрочем, оказалось, что мир уже поделен без нее. Так что поползновения Германии и в колониях, и в Европе постоянно сталкивались с интересами Франции, Англии, Японии и других могущественных государств.

В 1907 году с заключением договора между Россией и Великобританией окончательно сформировались разделившие Европу два противостоящих военных блока: Антанта (в лице Англии, Франции и России) и Тройственный союз (Австро-Венгрия, Германия, Италия). Движущими силами формирования блоков являлись экономические связи между участниками в увязке с геополитическими устремлениями. К примеру, вложения в Австро-Венгрию осуществлял преимущественно германский капитал, который также активно инвестировал в итальянские банки и промышленность.

Поручики 10-го уланского Одесского полка с солдатами на позиции вблизи кордона Савокриничный, 1915

Англия была заинтересована в союзе с Россией, надеясь на ее помощь в борьбе против национально-освободительных движений на Востоке, а также в случае возможной войны с Германией. В частности, соглашением 1907 года российский царь и английский король разделили зоны интересов в Иране (северная часть считалась зоной влияния России, южная — Великобритании, центр получал статус нейтральной территории). Россия признавала британский протекторат над Афганистаном, оба государства согласились признать права Китая на Тибет.

Союз Франции и Великобритании был прежде всего вызван опасениями по поводу нарастающей колониальной экспансии Германии в Африке и Азии. Двустороннее англо-французское соглашение 1904 года, закрепившее претензии Лондона на Египет и гарантии признания прав Парижа на Марокко, стало отправной точкой для выработки генеральными штабами обеих стран общей антигерманской военной стратегии.

Система получилась неустойчивой. Вспышки военных конфликтов начались задолго до Первой мировой. Показательной колониальной войной стала военная аннексия Италией турецких колоний Триполитании и Киренаики (нынешняя территория Ливии).

Русские солдаты ведут стрельбу по немецкому аэроплану на позиции «Попова гора», 1917

Владимир Ленин назвал эти события «типичной колониальной войной XX века». В ее ходе впервые в истории применялась военная авиация. Боевые действия начались с ультиматума 28 сентября 1911 года, когда Италия потребовала от Турции дать согласие на оккупацию Триполитании, чтобы, как говорила итальянская пропаганда, «положить конец беспорядку и пренебрежению, в которых Турция оставляла Триполи и Киренаику, дабы эти области, так же, как и прочие части Северной Африки, стали причастными к благам прогресса». Сразу же после отказа турок в Африке высадился экспедиционный корпус генерала Карло Каневы в составе 35 тыс. солдат против семитысячных турецких подразделений. К маю 1912-го итальянский контингент насчитывал уже сто тысяч человек.

Захватив Триполи, Додеканесские острова, а затем Дерну, Тобрук и Бенгази на побережье, итальянцы не смогли развить успех из-за развернутой населением партизанской войны, а также действий отрядов добровольцев из Алжира, Туниса и других арабских стран. В конце концов турецкие власти фактически потеряли контроль над территорией Триполитании и Киренаики, а великие державы заняли сторону Италии. Турция была вынуждена согласиться на переговоры. Согласно Лозаннскому мирному договору 18 октября 1912 года турецкий султан отказался от спорных колоний в пользу Италии, а итальянцы согласились на вывод войск с Додеканесских островов (это положение договора они так и не выполнили до конца Второй мировой войны).

Впрочем, захват территории будущей Ливии оказался экономически невыгоден: расходы на содержание колонии превышали доходы. Итальянцы создали в стране первые железнодорожные ветки, соединяющие Триполи с городами Зувара, Гарьян и Таджура, а также линии Бенгази—Дерна и Бенгази—Сулук, но так и не решили задачу строительства транссахарской железной дороги для экспорта европейских товаров вглубь континента.

Репетиции Первой мировой

Если война за будущую Ливию была продиктована логикой экономической экспансии, то главным фактором конфликтов на Балканах выступили геополитические устремления Германии, Австро-Венгрии и России.

Написанный в конце 1912 года марш «Прощание славянки» штаб-трубач 7-го запасного кавалерийского полка Василий Агапкин посвятил всем славянским женщинам, проводившим своих мужей и сыновей на фронт

При посредничестве российских дипломатов Болгария и Сербия 13 марта 1912 года создали Балканский союз, дабы отвоевать Македонию у Турции. Та контролировала на Балканах также Албанию и острова Эгейского моря. Договор дополнили соглашение между Болгарией и Грецией, а затем договоренности между Сербией и Черногорией. Санкт-Петербург умело играл на недовольстве балканских народов турецким владычеством, рассматривая Балканы как зону своего влияния, а противоречия с Турцией были вызваны притязаниями на контроль за проходом судов через проливы Босфор и Дарданеллы.

По итогам военных действий, длившихся с 4 октября 1912-го по 30 мая 1913 года, Турция потерпела поражение. В ноябре 1912-го была провозглашена независимость Албании под сюзеренитетом султана и контролем европейских государств, поставивших на албанский престол немецкого принца Вильгельма Вида. Поражение в войне спровоцировало переворот младотурок во главе с Энвер-пашойТалаат-пашой иДжелаль-пашой, отменивших конституцию и установивших военную диктатуру.

Лондонский мирный договор, написанный под диктовку крупных держав, был заключен 30 мая, но его положения не устроили Германию и Австро-Венгрию, поставивших целью расколоть Балканский союз. Используя недовольство Болгарии разделом территорий и союзного им болгарского царя Фердинанда Кобургского, германский кайзер и австрийский император начали подстрекать страну к конфликту с другими участниками Балканского союза.

И это дало свой результат. Болгария 29 июня внезапно атаковала Сербию на македонском участке границы. Но уже 2 июля заключившие военный союз Сербия, Греция, Румыния и Черногория начали контрнаступление и нанесли ряд поражений болгарам. Итогом войны стали Бухарестский мирный договор Болгарии с Сербией, Грецией и Румынией (10 августа) и Константинопольский договор Болгарии с Турцией (29 сентября 1913 года.)

Еще одним последствием второй Балканской войны стал Албанский кризис, когда Сербия 17 октября 1913 года ввела свои войска в северную часть страны, рассчитывая таким образом получить доступ к морю. Но албанцев поддержали Германия и Австро-Венгрия. Оба государства выдвинули Сербии военный ультиматум, поэтому уже на следующий день сербские войска покинули территорию Албании.

Между первой и второй промежуток небольшой

Военная экспедиция в будущую Ливию и обе балканские войны оказались локальными конфликтами, отразившими колониальную логику и будущую расстановку сил в Первой мировой войне, а также стали примером использования крупными странами «младших партнеров» в своих интересах. «Малые войны» 1912–1913 годов подстегнули военные реформы и гонку вооружений и наглядно продемонстрировали, что передел мира невозможно провести за счет точечных конфликтов. Поэтому начало Первой мировой войны оказалось всего лишь вопросом формального повода, которым и стал выстрел Гаврилы Принципа в Сараево. В свою очередь, итоги Первой мировой, породившие реваншистские настроения внутри Германии, создали почву для прихода к власти нацистов во главе с Адольфом Гитлером, развязавших через два десятилетия еще более глобальный конфликт в виде Второй мировой войны. Впрочем, многие историки склонны считать Первую и Вторую двумя частями одной войны. Тем более что и промежуток между этими двумя бойнями изобиловал конфликтами — от советско-польских до японо-китайских войн.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.