Мы вправе также предположить, что некоторые из этих избирателей прочитали предвыборную программу «Свободы».Это действительно необходимо. Ибо в конце полномочий этого состава парламента «Свободе» придется отчитываться о выполнении своей предвыборной программы, или, во всяком случае, что-то говорить об этом. Такие отчеты вместе с набором конкретных действий силового характера – драк в парламенте, пикетов, маршей, обычно легко воспринимаются избирателем «Свободы» под лозунгом: «наші хлопці всім їм показали…».
В прошлой статье, посвященной предвыборной программе националистов, я анализировал предлагаемый «Свободой» запрет на аборты. В этой статье коснусь другого пункта предвыборной программы: «ввести голосование народных депутатов по отпечатку пальца». Это официальное положение части предвыборной программы 2012 года, а именно раздела «Своя власть: Коренная очистка госаппарата и ответственное народовластия вместо произвола чиновников и бутафорские «демократии». Положение не случайное. В зарегистрированной Минюстом программе «Свободы» под названием «Власть и общество. Коренное очищение и справедливый строй» сказано: «ввести дактилоскопические голосования (по отпечатку пальца) с целью обеспечения исключительно личного участия народных депутатов в работе парламента».
Немного о дактилоскопии
Дактилоскопия – это известный метод идентификации человека по отпечаткам пальцев, основанный на уникальности рисунка кожи, который широко применяется в криминалистике. Одни утверждают, что идея применения отпечатков пальцев в криминалистике основана на идеях англичанина Уильяма Гершеля, служившего полицейским чиновником в Индии и выдвинувшего в 1877 году гипотезу о неизменности папиллярного рисунка пальцев и ладоней. Другие говорят, что это открытие сделал британец Генри Фолдс, работавший в Токио и изучавший отпечатки пальцев на древней японской керамике, который обнаружил, что узор на подушечках никогда не повторяется.
На самом же деле, использование отпечатков большого пальца – метод, широко и издавна применяемый в банковской практике по всему китайскому побережью Желтого моря. Он восходит к временам, когда население было почти поголовно неграмотным. Тогда практиковалось удостоверение своей личности отпечатком большого пальца левой руки. Обязательно левой – потому что считалось, что от работы он стирается меньше, чем на правой. Это была, так сказать, банковская дактилоскопия. В криминалистике отпечаткам пальца нашлось применение, когда английский антрополог Френсис Гальтон добился введения дактилоскопии в качестве метода регистрации уголовных преступников в Англии в 1895 году.
Кажется, «Свобода» своей инициативой нашла дактилоскопии новое применение.
Мировая практика парламентаризма голосования
Изучая, было ли что-то похожее в мировой истории парламентаризма на эту инициативу «Свободы», я обнаружил, что ничего похожего в мире нет.
В Великобритании предусмотрено только личное голосование депутатов. Чтобы депутаты не проявляли «особую хитрость», они должны – перед голосованием закона – пройти в кулуары, где голосуют, в одну комнату, если «за», и в другую – если «против». Там сидит клерк, который записывает, кто куда зашел.
«Двойников» за все годы британского парламентаризма не замечено. Потом депутаты идут в зал заседаний, клерки подсчитывают голоса и информируют об исходе голосования спикера парламента. А депутаты не могут передать голос кому-то из коллег, необходимо только личное присутствие.
Я не сомневаюсь, что наши депутаты-политики, как мастера возможного, нашли бы возможность договариваться с клерками.
Во Франции возможно голосование за коллег по фракции.
Оправдываясь перед многочисленными критиками такой системы, французские депутаты говорят о том, это предопределено особенностями их избирательной системы, по которой партийный депутат избирается в округе, по мажоритарной системе, обязательно в два тура, и, чтобы участвовать во втором туре, кандидат в депутаты должен набрать первом как минимум 12,5 % от количества зарегистрированных избирателей.
В Украине этот этап политики уже «проскочили». Ведь при таких выборах «теряется» куча технологий – клонов, например, направленных на оттягивание голосов. Интересно, что в парламенте Франции, Национальной ассамблее голосования проходят в один и тот же день недели - среду. В Украине тоже были политические годы, когда в парламенте голосовали только в четверг.
В Германии голосование за другого депутата категорически запрещено. Предусмотрена тройная перепроверка результатов голосовании.
Спикер Бундестага, плюс два депутата - по одному представителю от большинства и оппозиции - формируют совет для подсчетаголосов.
Депутат голосует, поднимая руку или вставая. Потом этот совет может решить, принят закон или нет. Если же кто-то из трех лиц, входящих в него, сомневается, что итог голосования подведен верно, возможно переголосование, когда спикер просит депутатов выйти и вернуться в зал через один из трех входов, обозначенных как "за", "против" или "воздержался". Еще один вариант: персональное голосование, когда каждый парламентарий наносит свое имя на карточку, а потом в зависимости от позиции кладет ее в специальную коробку - синюю для тех, кто за, красную - против и белую – воздержался.
На что похожи инициативы «Свободы»?
Ближайшее, что напоминает инициативы украинских националистов по личному голосованию парламентариев, находим, как не странно, в России. В октябре 2012 года депутат от Госдумы партии «Справедливая Россия» Олег Михеев предложил ввести в российское избирательное законодательство радикальные поправки: у избирателей брать отпечатки пальцев, а за неучастие в голосовании - штрафовать. Согласно этому предложению, и на всех участках должны быть установлены автоматизированные комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы). По мнению авторов этого законопроекта, «такие меры помогут в борьбе с фальсификациями результатов голосования, так как отпечатки пальцев человека уникальны». По опубликованным в прессе расчетам, массовая дактилоскопия населении обойдется бюджету России в 300 млн. долларов. Это дало повод говорить многим: для того и предлагают такие инициативы.
Украинская «Свобода» не заходит так далеко. Но нововведение голосования по сенсорной кнопке, которая реагирует исключительно на отпечаток пальца владельца – это очередная «замануха» для избирателя. Ибо ничего не мешает кнопкодавам получить имитаторы отпечатков пальцев, которые сыграют роль «живых депутатов». В кулуарах парламента уже родился новый анекдот на дактилоскопическую тему: временно отсутствующие депутаты оппозиции теперь обязаны будут оставлять руководству фракции не только карточку для голосования, но и свой палец.
Так что ничего не заменит личного голосования депутатов и взаимного контроля парламентских фракций.
Интересно, почему «Свобода» не требовала персонального голосования в 2008 году, когда коалиция БЮТ и НУНС превышала оппозицию всего на 2 голоса? И не надо говорить, что «Свобода» тогда не была парламентской силой. Разве Олег Тягнибок не был в силах потребовать этого у Яценюка и Тимошенко? Но что-то его остановило.
У меня есть альтернативное предложение к «Свободе». Установить при входе в зал заседаний парламента и комиссии Верховного Совета, где парламентарии должны якобы работать во внепарламентские дни биометрические терминалы со сканером отпечатков пальцев, предназначенные для учета рабочего времени. Тогда и станет понятно, кто работал, а кто не работал. А около каждого терминала можно назначить контролера из числа депутатов конкурирующей фракции.
В предвыборной программе «Свободы» находим еще один пункт: «ввести обязательную регистрацию иностранных граждан, прибывающих на территорию Украины, в местных органах МВД. Ввести, в связи с угрозой международного терроризма и преступности, единую систему биометрического контроля для всех, кто въезжает в Украину (база данных отпечатков пальцев, сетчатки глаза и т.д.).»
Это очень хорошо. Начнем с единой дактилоскопической базы народных депутатов?