О некоторых событиях, часть которых не попала в интернет-пространство
Я обратил внимание на заявление министра юстиции Елены Лукаш от 22 декабря 2013 года, по результатам переговоров с оппозиционными лидерами: «шкода, що опозиція відмовилася бодай оголосити заяву з засудженням екстремістських і радикальних дій у центрі столиці".
На сегодняшний день – это одна из самых крупных ошибок оппозиции, которая может стоить ее лидерам президентских амбиций. Ведь украинцы в массе не поддерживают организаторов погромов.
Социология протестов
Социологический опрос участников так называемого «евромайдана» http://www.dif.org.ua/ua/events/gvkrlgkaeths.htm, проведенный лояльным к этой акции фондом «Демократические инициативы» 7 и 8 декабря 2013 года установил, что в это время в создании независимых от власти вооруженных формированиях было готово принять участие 15% участников так называемого «евромайдана».
Опрос этой «Деминициатив» http://www.dif.org.ua/ua/events/kpfkbprkfhpkp.htm, проведенный с 20 по 24 декабря 2013 года зафиксировал, что 2,5% западноукраинцев готовы участвовать в нелегальных вооруженных формированиях, и по полпроцента в Центре и Востоке страны, процент на Юге. Так как погрешность выборки этого опроса составляет 2,5%, то можем заключить: желание украинцев воевать – в пределах погрешности.
Но ведь главные акции экстремистов произошли после проведения социологических опросов. В Киеве, в ночь с 10 на 11 января 2014 года под Святошинским РОВД и крещенским вечером 19 января 2014 года на улице Грушевского.
Было бы очень важным получить «свежую социологию»: как эти акции боевиков повлияли на настроения большинства голосующих избирателей.
Возможность участия военных в гражданском конфликте
Вчера появились две новые информационные провокации.
22 декабря 2014 года сообщалось http://www.day.kiev.ua/uk/news/220114-opoziciya-vede-peremovini-z-viyskovimi-parubiy о заявлении Андрия Парубия: «опозиція намагається домовитися з військовими частинами, аби ті перейшли на бік протестувальників та підтримали людей». Также говорилось http://www.unian.net/politics/875283-armiya-v-kakoy-byi-to-ni-byilo-situatsii-ne-budet-vmeshivatsya-v-konflikt-istochnik.html, со ссылкой на «источник из Вооруженных сил Украины», что «личному составу запрещено принимать любую из сторон противостояния».
Я бы не исключал возможность использования оппозицией военных.
Первый аргумент: этого ранее не исключали сами оппозиционеры. Вот http://ukrgazeta.plus.org.ua/article.php?ida=2522 слова Анатолия Гриценко в бытность министром обороны: «якщо будуть незаконні спроби втягнути інші силові структури у вирішення політичного конфлікту, то Збройні Сили зіграють свою стабілізуючу роль». Абсолютно была явная угроза Гриценко.
Второй аргумент. Вот публикация http://www.umoloda.kiev.ua/number/558/295/20187/ в «Украине молодой», где говорится, что во время «оранжевой революции» в 2004 году некий «Віктор Безпальчук, полковник, начальник 169-го навчального центру Сухопутних військ ЗС України «Десна» должен был перебросить танки Т-80 под здание Администрации Президента.
Кто может исключить, что нынешние оппозиционеры могут повторить эту наработку?
Как говорил старшина Васьков в фильме «А зори здесь тихие», «война это не просто, кто кого перестреляет, а кто кого передумает».
Или у нас еще не война?
Крайне важное заявление Всеукраинского совета церквей
Информационные сайты, где размещается последняя информация о конфликте, четко поделились на те, которые придерживаются, и которые не придерживаются журналистских стандартов. В частности, дают всю информацию, или выступают подстрекателями бунта в Украине, одну информацию выпячивая, другую умалчивая. Украинские специалисты, отслеживающие отечественное информационное пространство и их зарубежные коллеги, давно учитывают этот параметр.
На сайте «Украинской правды», поддерживающей агрессивную сторону в нынешнем гражданском конфликте, я не нашел этой http://interfax.com.ua/news/political/187091.html информации.
«Всеукраинский совет Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО) призывает к прекращению кровопролития в стране и просит о срочной встрече и с президентом Украины Виктором Януковичем, и с лидерами оппозиции. "Просим о срочной встрече как с президентом Украины В.Ф. Януковичем, так и с руководителями оппозиции", - говорится в коммюнике экстренного заседания ВСЦиРО, опубликованном на сайте Совета. "Остро осуждаем факты убийств, за которые несет ответственность перед Богом каждый, кто к этому причастен. Никому не позволено переступать Божью заповедь "не убий". Призываем немедленно прекратить кровопролитие", - подчеркивается в коммюнике. Главы и представители конфессий также осудили "использование церквей и религиозных организаций в политических технологиях", а также призвали верующих к усиленной молитве за сохранение мира и целостности Украинского государства».
Крайне важное заявление Партии регионов
Оно http://interfax.com.ua/news/political/186992.html объясняет, как думают по поводу происходящего в партии власти и объясняет некоторые факты.
Цитата: «оборвалась жизнь оппозиционного активиста, "организовывавшего по указанию майданных вождей прицельное бомбометание "коктейлями Молотова" с тринадцатиметровой коллонады стадиона "Динамо" имени Лобановского". Еще два активиста "при крайне загадочных обстоятельствах" получили огнестрельные ранения, несовместимые с жизнью. Мы уверены, что в результате проведения необходимых следственных действий, криминалистических экспертиз будут даны ответы на все интересующие общество вопросы, будут установлены исполнители и заказчики этих гнусных преступлений. Однако уже сегодня необходимо ответить на вопрос, кому сейчас выгодна смерть гражданских активистов. В последние несколько недель можно было отчетливо наблюдать очень тревожную тенденцию – оппозиционные лидеры и их политтехнологи настойчиво и целенаправленно всеми возможными способами пытались спровоцировать жесткую фазу противостояния, мобилизовать своих сторонников на радикальные действия, создать образ "безвинной жертвы", пострадавшей в борьбе с властью".
Крайне важное заявление Госдепартамента
В этом http://interfax.com.ua/news/general/187062.html документе впервые, среди уже прозвучавшего, сказано: «агрессивные действия членов крайне правой группы Правый сектор являются неприемлемыми». Не то, что может, конечно, повлиять на действия экстремистов, но позиция США выражена отчетливо.
Позиция оппозиционеров
Только жесткое осуждение насилия показывает позицию политика. Осудить жесткие действия правоохранителей для оппозиционеров было естественно. Но духу не хватило заклеймить тех, кто прибег к насилию с антивластной стороны.
Виталий Кличко, несомненно, поступил ответственно, выступив против Олега Тягныбока.
Олег, согласно «Украинской правде» http://www.pravda.com.ua/news/2014/01/22/7010598/ заявлял о планах – «хід центральними вулицями та подальші дії».
Кличко выступил http://glavcom.ua/news/179804.html против этого: «Виталий Кличко предложил не проводить запланированное ранее шествие, которое может закончиться большим количеством жертв».
В результате оппозиция не выступила в роли новоявленного попа Гапона, не подвела людей под стволы.
Не осудив действия экстремистов «Правого сектора», оппозиционеры не приобрели ничего нового для себя. Но потеряли тех потенциальных своих сторонников, которые могли надеяться на вклад оппозиции в предотвращение гражданской войны.
С другой стороны, какое-то влияние на экстремистов у Кличко существует. Сегодня он вроде бы уговорил их хоть немного прекратить силовое противостояние.
Но возможны ли эффективные переговоры власти и оппозиции?
Сегодня Президент Украины высказал просьбу спикеру Рыбаку о проведении внеочередного заседания парламента. Вроде бы и оппозиция этого хочет. 23 декабря 2014 года Олег Тягныбок заявил, что "на цій сесії має стояти питання відставки уряду Азарова. І при тому, Партія регіонів, яка має більшість, має дати голоси за цю відставку".
Возможна ли отставка правительства?
Нет, невозможна.
Она не решает ни одной проблемы и создает иллюзию, что ультиматумами можно от власти чего-то добиться. Отставкой правительства не удовлетворятся экстремисты из «Правого сектора», влияние на которых у оппозиции самое минимальное.
Но это ставит под вопрос целесообразность и самих переговоров.
Я уже говорил об этом. С точки зрения власти: какой смысл вести переговоры с людьми, которые ничего не контролируют и ни на что не влияют? Даже если будет какой-то результат переговоров, то оппозиционеры могут вернуться к своим сторонникам на «евромайдане», а их никто не послушает.
Так какой смысл в переговорах с людьми, потерявшими не только доверие, но и влияние?
Требование о выводе «Беркута» из Киева
К сожалению, как бы многим этого не хотелось, в том числе и самим «беркутовцам», это невозможно.
Оппозиция не может же взять на себя симметричное обязательство: экстремисты прекращают погромы. Влияния у нее нет.
О чем возможны переговоры власти и оппозиции?
Такой предмет переговоров, как ни странно, есть.
И это не отставка правительства, на которую власть не пойдет и которой не удовлетворятся экстремисты.
И это не прекращение акций экстремистов, чего оппозиция гарантировать не может.
Это будущее евроинтеграции Украины. Формально власть от нее не отказалась. Формально ее требует оппозиция.
Фактически же блокирующим евроинтеграцию фактором является ныне парафированное соглашение о зоне свободной торговли Украины и ЕС. Создание совместной рабочей группы власти и оппозиции по этому поводу возможно, как и совместные требования по этому поводу к Еврокомиссии. И оно не несет имиджевых потерь ни власти, ни оппозиции.
Но все это не так зрелищно, как силовое противостояние. Создание такой комиссии не сможет удовлетворить тех, кто хочет крови, беспорядков. И, тем не менее, это единственный путь сотрудничества власти и оппозиции, а не войны, где победить не сможет никто.
И пожелание каждому. Каждый из нас, на своем месте, независимо от профессии или политических убеждений, должен делать все возможное, чтобы насилие прекратилось. Лишь жесткая общественная позиция полного неприятия насилия может его остановить.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.