Цивилизованное отношение к прошлому: один из стандартов европейского политического поведения
Самый конкретный аргумент, который высказали в комментариях читатели к предыдущей http://blogs.korrespondent.net/celebrities/blog/pikhovshek/a129922 моей статье «10 аргументов предчувствия гражданской войны» состоял в том, что пока речь идет о столкновениях «Беркута» и радикалов-протестующих, а также появлении видео с избитым Юрием Луценко.
Что касается нового видео «Громадського телебачення», то оно, как не трудно заметить, было выложено в сеть после появления моей статьи. Факт того, что Луценко пострадал, я привел. Я написал: «причины очевидного агрессивного поведения Луценко из всей массы видеоматериалов не понятны. Избиения Луценко ни на одном видео нет. Непонятно, когда его били. 13 января 2014 года ему дали статус потерпевшего».
Не оспаривая сам факт травмирования Луценко, мне по прежнему непонятны мотивы его слишком агрессивного поведения в отношении сотрудников «Беркута», причины применения им площадной брани. При случае я поговорю с Луценко об этом, мы регулярно пересекаемся в эфирах.
Но мне очевидно: зерна гражданского противостояния уже посеяны. Гражданская война начинается, когда часть населения отказывается поступать по закону и сознательно нарушает закон. А именно это мы и видим по видеоматериалам силовых акций протестующих против «Беркута».
Бесчестность и аморальность молчания журналиста в такой ситуации состоит в том, что мы должны честно и прямо предупреждать людей: из-за того, что вы не оценили или недооценили ситуацию, вы можете стать случайной жертвой кровавой потасовки.
Я безмерно благодарен неизвестному мне командиру «Беркута», не давшего команду на применения против агрессивных националистов огнестрельного оружия. Хотя закон был полностью на его стороне. Молодцы, ребята, перетерпели. Но и капли разума нет у тех, кто не может предположить, что если агрессивное поведение радикалов-националистов будет продолжаться, то это только вопрос времени – когда с целью самообороны правоохранители откроют огонь, надеюсь, сделав предупредительные выстрелы. Если для этого у них будет время.
Пока же ясно хочу сказать: больше всего меня беспокоит то, чтобы в потасовке не пострадали невинные люди.
Это не теоретическая угроза.
Приведу пример известной террористической атаки, 11 сентября 2001 года, в Нью-Йорке, боевиками «Аль-Каиды» на Всемирный торговый центр (ВТЦ). Юрию Орликову, ныне покойному издателю газеты «Зеркало недели» просто посчастливилось тогда выжить. Его офис находился на 46 этаже этого здания.
Понятно, что не Орликов был целью Мохаммеда Атты и его товарищей. Понятно и то, что он мог стать жертвой их теракта, невольной жертвой. Я не сравниваю террористов «Аль-Каиды» с боевиками, штурмовавшими «Беркут», масштаб, конечно, разный, но последствия их действий сравнимы: пострадали и могли пострадать невинные люди.
Еще одной искрой, которая способна зажечь пламя гражданской войны в нашей стране, является война памятников.
Никогда не думал, что на 23 году украинской независимости кому-то придет в голову разбираться с оставшимися памятниками советской эпохи. Да еще и так, как это случилось усилиями специалистов по новейшей архитектуре Украины из «Свободы», снесшими памятник Владимиру Ленину 8 декабря 2013 года.
Здесь был Ленин
Фрагменты памятника Ленину уже начали продавать на аукционах. Я не буду удивлен, если окажется, что продадут камней, которых хватит на десять памятников. Рыночная экономика в постсоветском исполнении.
Три особенности нынешнего политического момента.
Первая. Разобрались с изображением вождя пролетариата, не первое десятилетие пребывающего в местах гораздо более отдаленных, чем это можно было бы себе представить. Но ленинское наследие, как не странно, продолжает жить и процветать.
Никто в Украине не выступает против основополагающего документа Владимира Ильича – Декрета о земле, принятого на Втором всероссийском Съезде Советов 26 октября 1917 года. Мы не слышим, чтобы ныне здравствующим наследникам Бродского и Терещенко, крупнейших украинских сахарозаводчиков, вернули конфискованную большевиками землю.
Вот результаты социологического исследования - http://www.unian.net/news/552744-ukraintsyi-vse-huje-otnosyatsya-k-privatizatsii-zemli-i-krupnyih-predpriyatiy-opros.html «наибольшие сдвиги произошли в отношении населения к передаче в частную собственность земли: в 1992 году положительно к этому относилось 63,5% населения Украины, а в 2012 году – 19%; отрицательно в 1992 году – 14%, а в 2012 году – 56%».
Ильич был бы доволен.
Скажу крамольную вещь. Сама «Свобода» является наследником Ленина. Если бы она выступала за отмену ленинского декрета о земле, то она заявила бы о реституции сельскохозяйственной земли в Западной Украине. В чью пользу? Правильно, крупнейшего собственника земли до аннексии Западной Украины – Украинской Греко-Католической Церкви.
Политическое наследие того или иного политика вообще трудно поддается калькуляции в графы «хорошее» или «плохое».
Вот стелла Леониду Брежневу, в Днепропетровске. Установлена знаменитым политикам-уроженцам города 9 сентября 2012 года.
Брежнев, несомненно, ответственен за посадки 936 украинских диссидентов в конце 60-х и 70-х годов ХХ века. Для него, как ветерана Великой Отечественной войны, было само собой разумеющимся, что эти люди работают против власти, которой он руководил.
Но и бесценен вклад Леонида Брежнева в дело ракетно-ядерного паритета СССР и США. После атаки на Хиросиму и Нагасаки советское руководство было бы безумным, не предполагай оно возможности искушения первого ядерного удара по СССР. Украины после такого удара на карте мира не было. Была бы ядерная пустыня.
История не знает условного наклонения, но то, что созданные в Днепропетровске ракеты сыграли роль сдерживания – очевидно. И в решении Брежнева финансировать их создание, разруливать бесконечные личные и бюрократические конфликты вокруг них – его несомненная заслуга.
Но у кого-то может появиться искушение снести и стеллу Брежневу.
Вторая особенность. Что удивительного в том, если кто-то придумает и ответный ход?
Вот памятник Степану Бандере в Тернополе. Выполнен, кстати, настолько в ленинской стилистике, что только, кажется, головы вождям поменять надо.
Разве можно исключить, что националистам из «Свободы» придется охранять этот объект от левых радикалов, которые могут захотеть поквитаться за памятник Ленину?
Третья особенность нынешней политики
Ничего общего с европейским подходом в действиях оппозиционеров нет и быть не может.
Киевский памятник Ленину – авторства Сергея Меркурова, выпускника Киевского политеха, лично присутствовавшего на мероприятиях Ленина. Меркуров был учеником швейцарского скульптора Адольфа Мейера, учился в Мюнхенской академии художеств у Вильгельма Рюмана, а затем в Париже знакомился с работами Родена и Менье. Но, боюсь, это все не информация для фанатов «Свободы».
Вот – настоящие европейские подходы.
В центре Берлина, где я был несколько дней назад - памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, 1986 года постройки. Никто его не демонтировал. Кучма, конечно, прав. Украина – не Россия, а уж тем более не Германия.
Его перенесли на расстояние порядка 80-ти метров. Никому памятник не мешает. Памятник возвели в 1986-м году, сегодня это одна из достопримечательностей города, где туристы часто фотографируются, особенно сидя на коленях у Маркса.
В центре Карловых Вар, где я был несколько недель назад - памятник Карлу Марксу работы карловарского скульптора Карла Кунеша. Бородатый пророк светлого будущего никому не мешает, сидит напротив Генконсульства России. Маркс здесь пил воду в 1874, 1875 и 1876 гг.
Вот памятник Гагарину в Карловых Варах работы карловарского скульптора Антонина Кухаржа и его супруги, художницы Гизелы Зубровой-Кухаржовой. Сначала его тоже воспринимали типа как памятник советской оккупации, потом здраво решили, что все-таки Гагарин – первый космонавт человечества и перенесли к аэропорту. Ближе к небесам, так сказать.
Но вернемся к памятникам Ленину. Советский Союз обеспечил нам широкий выбор вполне забавных памятников. В городе Улан-Удэ, где мне приходилось бывать по вопросам воинской службы, - один из самых забавных. Голова вождя с этническими чертами, превращающего Ильича в форменного бурята.
В городе Рыбинске, это в Ярославской области России, где мне тоже приходилось бывать по вопросам воинской службы, еще один забавный памятник.
Памятник вождю, открытый в Рыбинске 6 ноября 1959 года, авторства Хасбулата Аскар-Сарыджи, исполнен так, что Ленин представлен в зимней одежде. Говорили, что Хасбулату показалось слишком холодно в Рыбинске по сравнению с его родным Азербайджаном.
Есть и другие забавные памятники эпохи. На вокзале города Уссурийска, это Приморский край России, где мне тоже приходилось бывать по вопросам воинской службы, стоит американский паровоз, в топке которого якобы сожгли революционера Сергея Лазо. Это историческая нелепость. Специфика в том, что эту модель паровоза начали выпускать в 30-годах прошлого века, т.е. лет через десять после смерти Лазо.
Все это памятники ушедшим временам. Со своей историей, которая лишь относительно связана с их персонажами. Зачем их уничтожать?
Мне кажется, что «Свобода» просто ищет себе фронт работы.
А кто ищет, тот, как известно, всегда найдет.
Памятник царице Екатерине в Одессе, стелла Ленину на станции столичного метро «Театральная». А как мы забыли о памятнике генералу Ватутину?
Его, по официальной версии, ранили боевики УПА около села Милятин Острожского района Ровенской области. То, что Сталин потом приказал генерала не лечить, другая история. А вот то, что подстрелили Ватутина бойцы идеологической веры нынешней «Свободы» - для людей Тягныбока важно. И памятник, с их точки зрения, неправильный. На нем написано – «від українського народу».
«Свобода» вполне может решить, что такая надпись – как бы издевательство над украинским народом, который как бы извиняется перед покойным генералом за то, что его подстрелили.
Ну и решив, действовать. Меня это не удивит.
Правда, «Свобода» 13 декабря заявила, что Ватутина не тронут. Но ее депутат Юрий Сиротюк сказал: «мы намерены освободить Киев от всех оккупационных памятников сразу после того, как будет сформирован новый состав Киевского городского совета. И это решение будет принято первым и будет немедленно реализовано".
Какие именно памятники являються «оккупационными», Сиротюк не уточнил.
Но тогда не надо трепа о европейских подходах.
Вчера «Украинская правда» сообщила http://www.istpravda.com.ua/short/2014/01/14/140865/: «викладачі житомирських вишів просять владу Житомира та області демонтувати та перенести пам’ятники тоталітаризму до Кмитівського музею образотворчого мистецтва».
Но у меня вопрос. А почему так не поступить со всеми памятниками тоталитаристам? Степан Бандера, который считал демократию ругательством, построил ЗЧ ОУН по принципам военной организации, ни с какой точки зрения антитоталистом не является.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.