От слов и политиков к политике слов

04 січня 2011, 16:33
Власник сторінки
політолог
0

Недавно очередным «перлом» разразился мер Донецка А. Лукьянченко, комментируя факт, что он не пользуется «на публике» государственным языком.

"Вот пойти сегодня в коллектив Донецкого металлургического завода или на шахту Засядько, выйти и сделать доклад на украинском языке - они послушают, а потом будут думать, что у мэра случилось с головой", - отметил градоначальник.

Попробуем проанализировать логическую структуру данного предложения. Из нее следует, что обращение на украинском языке к людям являться признаком сумасшествия. Странно было бы, если бы это не оскорбило бы носителей украинского языка.

Оставим вне нашего внимания проблему о государственном статусе. Даже если бы украинский был языком малочисленной общины в 20 человек, признание его «языком сумасшедших» было бы, как минимум, неприемлемым для многонационального государства.

Не удивлюсь, если теперь эти «перлы» возьмут на вооружение представители националистических партий. Ведь это же, практически, «манна небесная», вокруг которой можно построить целую политическую кампанию.

Конечно, я понимаю, что городской голова, скорее всего, не хотел так явно оскорбить украинский народ и его язык. Но оскорбил, ведь каждое слово, сказанное политиком, имеет серьезное значение для общества.

Вот кто мешал ему, например, сказать, что он просто говорит с людьми на близком для них языке. Точка. И не выдумывать разные «психиатрические» метафоры. Это же простое интервью, а не «Война и мир». Было бы и понятнее, и не превратилось бы во всеукраинскую провокацию.

Вообще, политики – это люди, «работающие», преимущественно языком. У них, как в том анекдоте, «рабочее место убрано, когда закрыт рот». Но к своему рабочему месту наши «правители» относятся явно небрежно. Постоянно можно ждать от них чего-то такого, что и на голову не натянешь.

Думаю, что никто бы всерьез не осудил дворника Василия, который бы позволил себе подобного рода высказывания. Рядовые граждане могут иметь собственное мнение по любому вопросу, и открыто его выражать (по крайней мере, до тех пор, пока не угрожают общественно-политическому устройству). Но когда говорить начинает человек, наделенный статусом и властью, то говорит не он, а государство от его имени. Потому политики и должны следить за своими словами.

Недавно один из депутатов Кнессета позволил себе утверждения о том, что рост алкоголизма в стране начался после начала массовой репатриации из СССР. Моментально «на дыбы» встала общественность и заставила его оперативно извиниться.

Вообще, в развитых демократиях отработан механизм «филологического образования» для политиков. Он заключается в том, что любой, уличенный в антиобщественных высказываниях, политик превращается в объект массированной атаки (вплоть до травли) прессы и общественности. Часто одного непродуманного заявления достаточно для того, чтобы окончить политическую карьеру.

Мы можем считать слова политиков чем-то несущественным, мелочью. Но подобные «мелочные» провокации (вольные или невольные) часто в мировой истории имели разрушительные последствия. Кто знает, чем обернутся для страны недавние «действия» в области языковой политики господ Костусева и Лукьянченко? Может, они и сами не понимают до конца, что сделали и сказали, но кто-то в стране, возможно, «понял», «проинтерпретировал» и готовится к действиям.

Господа политики! Думайте, прежде чем говорить что-то на людях. Лучше один раз промолчать, чем сказав что-то неудобоваримое, спровоцировать гражданскую войну.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.