Глядя на лица присутствующих в храмах на очередном праздничном молебне, можно подумать, что идет, по крайней мере, расширенное заседание Совета национальной безопасности и обороны.
Украинцы становятся все более религиозными (см. статью "Территория Бога" в журнале Корреспондент от 29 апреля 2011 года). От обычных прихожан не отстают и власть имущие. Глядя на лица присутствующих в храмах на очередном праздничном молебне, можно подумать, что идет, по крайней мере, расширенное заседание Совета национальной безопасности и обороны. Тут тебе и Президент, и Председатель Верховной Рады, и Премьер-министр. Чиновников же рангом поменьше и вовсе не сосчитать.
Церковь и государство (в лице топ-чиновников) от диалога переходят к более тесной фазе отношений: начинается активное сотрудничество (как правило, с той Церковью, к которой тяготеет руководитель государства).
Правда речь не идет о помощи в решении проблем бездомных или покинутых детей-инвалидов, живущих в порой в невыносимых условиях.
Церковь, используя свою дружбу с чиновниками, получает от государства материальные блага: земельные участки, здания, денежные средства. А священники (к примеру, Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел) и проповедники (Александр Турчинов) занимаются активной политической деятельностью, сея, при этом, отнюдь не зерна любви.
В свою очередь, чиновники заинтересованы использовать в своих целях высокий авторитет Церкви. Ведь прихожане часто готовы закрыть взгляд на неблаговидные поступки политика, если знают, что он является приверженцем их конфессии.
Может, у такой тесной дружбы Церкви и государства ничего плохого и нет. Но есть одно "Но".
Сегодняшняя Украина – это коррумпированная страна, с низким уровнем демократии и дефицитом морали у политиков. Страна – где попирается Верховенство права, а законодатели, на глазах у своих избирателей, нарушают прямую норму Конституции о личном голосовании. Страна, в которой люди самых благородных профессий – медики и учителя – вынуждены брать унизительные взятки, чтобы выжить.
Десятки миллионов граждан этой страны живут у грани и за гранью бедности, в то время как пару миллионов "шикуют" на украденные у государства (то есть, у его граждан) или отобранные у предпринимателей деньги. Не нужно упорно трудиться, делать изобретения или находить богатую жилу на золотых приисках. Достаточно стать начальником налоговой или судьей в хорошем районе. Никаких злоупотреблений, никакой коррупции, никаких наказаний. Лимузины, дворцы и яхты – нашим чиновникам не принадлежат, и они их не заработали. Это все их жены, дети и племянники. Ну, бывает так в жизни: муж стал большим чиновником, распоряжающимся бюджетными средствами, а у жены вдруг, ни с того ни сего, проснулся такой предпринимательский талант, что и Рокфеллеру не снилось.
Христианское учение призывает нас быть покорными высшим властям. Но быть покорным, не означает стыдливо молчать. Зачем чиновник приходит в Церковь? За спасением души? Тогда задача священника объяснить ему, как трудно богатому войти в Царство небесное. Рассказать о нищих и убогих и попросить для них пропитания. Рассказать о судьях, которые засуживают вдов и оправдывают богатых и просить справедливого закона. Обличить, что нельзя требовать от граждан послушания закону, самому нарушая его.
Прощение Бога нельзя купить за деньги: в отличие от законов, принимаемых Верховной Радой, заповедь "не укради" – принята на века.
Поэтому, священнику (не важно, православный он, католик или протестант) не стоит своим молчанием и дружбой с миром одобрять грех.
Если человек в красивом белом костюме будет обниматься с пьяницей, вывалявшемся в луже, результат не трудно предугадать. Нет, одежда пьяницы не очистится, а вот на белом костюмчике пятна останутся еще те. Конечно, его можно отстирать, но от частой стирки вещи изнашиваются, теряют свою нарядность и качество. Данная аналогия нет так далека от реальной жизни, как кажется.
Церковь не может игнорировать тот факт, что в Украине отсутствует социальная справедливость, что налоговая система больше напоминает древний оброк, чем механизм справедливого распределения общих ресурсов и стимулирования производства социальных благ. Священнослужители не могут не видеть того, что происходит в стране, поэтому не имеют права притворяться слепыми. Ведь "если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму".
Пока еще украинское общество доверяет Церкви, как социальному институту. И все же, дружба с государством наносит авторитету Церкви незаметный, но методичный вред. И этот вред взаимный. Ведь Церковь перестает быть солью земли (общества).
Если в ближайшие годы политическая и социально-экономическая ситуация в Украине будет развиваться таким же путем как сегодня, ответственность за это разделит и Церковь. Что дальше, предугадать не трудно: страна, в которой не осталось моральных авторитетов, не имеет будущего.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.