«День бульдозера»

04 червня 2011, 20:22
Власник сторінки
політолог
0
1679

…И воздаяние…

4-го июня вся «прогрессивная американская (и не только американская) общественность» отмечает неортодоксальный памятный день – т.наз. «День бульдозера», посвященный памяти Марвина Химейера, который, по мнению многих, является «последним американским героем».

Всем интересующимся данной неординарной личностью можно порекомендовать ознакомится с его жизненным путем и действиям, благодаря которым он оставил след в современной американской истории.

Однако сегодня хотелось поговорить о другом.

Чем отличается свободное общество от несвободного?

Свободное общество – это общество свободных людей, наделенных правами, осознающих их и готовых их отстаивать. Конечно, это идеал, который не существует нигде. Но, все-таки, степень этой самой свободы в разных обществах разный. И определяется он, во многом, не законами, а самим мироощущением граждан.

Например, Украина, не смотря на широкий перечень декларативных прав в Конституции, не является государством свободных граждан, поскольку все наши права – не более чем красивые слова.

У обычного украинского гражданина нет ни единого шанса отстоять свои права как в судебном, так и несудебном порядке. А незащищаемое право не имеет смысла.

На пути к справедливости у украинского гражданина стоит несколько барьеров: 1) административный (не бывает справедливости для «чужих»); финансовый (не бывает справедливости для бедных).

Но, самое главное, каких-то особых внутренних мотивов бороться за абстрактную «справедливость» у многих украинцев нет в принципе. Много вы знаете примеров наших сограждан, готовых «идти до конца»? Чаще всего можно только услышать унылые оправдания, что «ничего сделать нельзя», «что все кругом одинаковые», «что все равно как-то оно будет», «что мне еще жить» и т.д.

Насильники и убийцы гуляют по улицам, власти захватывают общественные земли гектарами и т.д. «А братія мовчить собі, Витріщивши очі! Як ягнята: "Нехай, каже, Може, так і треба".» (Т. Шевченко). Молчит даже не только потому, что пассивный и безразличный, а потому, что не понимают: ненаказанное преступление порождает новые и новые.

Пример Химейера показывает, что в США тоже с этим далеко не все гладко. И там бывают ситуации, когда человека уничтожает система, стирает в порошок любого, кто стоит на ее пути.

Но Химейер был с этим не согласен. Он был простым сварщиком, и разработал такой план, на который был способен. И реализовал его так, как умел. Нарушив закон, но отстояв то, что он считал справедливостью.

Все это основывается на глубоко укорененных в протестантской культуре представлениях о необходимости «воздаяния» и индивидуальной ответственности каждого за свои грехи (в отличие от отечественной традиции, где каждый бандит считает, что полностью искупает грехи, построив очередную церковь).

«Вторая поправка» к Конституции США утверждает, что «Так как для безопасности свободного государства необходима хорошо устроенная милиция, то право народа хранить и носить оружие не будет ограничиваться».

На этой поправке основывается факт существования в США т.наз. «гражданской милиции», а также владение и ношение гражданами страны огнестрельного оружия.

Вообще, так уж издревле повелось, что оружие являлось атрибутом свободного человека, а его отсутствие – раба.

Обсуждение вопроса его легализации чаще всего сводится к проблеме криминальной ситуации в стране и вопросам преступности. Но данном случае много важнее и интереснее социальный срез проблемы.

Отличается ли взаимодействие власти с обществом, в котором граждане существенно ограничены в правах самообороны, и обществом, в котором граждане владеют миллионами единиц огнестрельного оружия? Меняется ли сам менталитет граждан в такой ситуации?

Конечно, ибо человек, воспитанный свободным, по-другому оценивает свое место  в мире, и по-другому смотрит на проблему справедливости.

В Украине касательно этого вопроса существует феодальная практика, согласно которой свободное владение и ношение оружием гражданами якобы запрещено законом. Однако это не является преградой для разных Лозинских и прочих мелких князьков, разгуливающих по своим владениям со «стволами» наперевес и проводящих отстрел «зазевавшихся» граждан. Ежегодно выдается масса «наградного» оружия, не прекращаются и другие потоки легализации вооружения «феодальной элиты», что служит закреплению социально-кастового неравенства в Украине на правовом уровне.

Думаете, в США никто не пытался из властей отменить «вторую поправку»? Попытки этого не прекращаются ни на один день, и в историю этой страны, например, вошел судья Герштейн, существенно переинтерпретировавший содержание данной нормы. Но пока никому так и не удалось добиться отмены данной нормы из-за сопротивления общественности, которая четко осознает свои неотъемлемые права и готова их отстаивать любыми доступными способами.

Марвину Химейеру не нужны были деньги, ему нужна была справедливость и воздаяние. А вот, например, родственников убитого и изуродованного В. Лозинским В. Олийныка – только деньги от убийцы.

Потому каждый американский локальный босс теперь имеет все основания содрогаться при звуке мотора бульдозера, а каждый украинский локальный феодал знает, что достаточно просто не сильно шуметь, вовремя делать правильный политический выбор и вовремя «заносить» нужные суммы.

Безразличие к воздаянию и молчаливое одобрение несправедливости – вот то, что создало современное украинское общество.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.