Расход ее, вопреки этому, в Украине не становится более осмысленным.
Хотя, в развитых странах переход от бездумного потребления, истощения естественного капитала к его эффективному управлению - один из главных трендов.
Ключевой вызов концепции устойчивого развития заключается в том, чтобы найти правильный подход к экономическому росту – развиваться, но не рубить сук, на котором сидим.
Как обеспечить благосостояние людей, при этом, например, прямо пропорционально увеличить эффективность использования водного, земельного потенциала государства?
Для Украины этот тренд как нельзя актуален. С каждым годом износ природных ресурсов государства увеличивается. Отсутствие эффективной системы управления и контроля над их использованием – главные причины, из-за которых потенциал расходуется вхолостую.
В результате, очень скоро мы можем столкнуться лицом к лицу не только с газовым кризисом, но и водным, по сравнению с которым первая проблема покажется временной неприятностью.
В глобальном разрезе "всплыть" могут самые разные вопросы – от дефицита питьевой воды, возникшего из-за отсутствия регулирования канализационных стоков, до разрушительных паводков – из-за застройки пойм рек и бесхозных водоемов.
С позиции местного самоуправления проблемы видны особенно ясно. К примеру, в Киевской области свыше 100 бесхозных водоемов, озера и реки сдаются в аренду как обычная земля, тысячи кубов воды забираются из подземных хранилищ нелегально.
Эти проблемы в большей или меньшей степени имеют место и в других регионах страны. В этом контексте курс реформ, принятый нынешней властью – шанс навести порядок и в этом секторе.
Первая и последняя инвентаризация земельных ресурсов в независимой Украине проводилась в середине 90-тых, а вот оценкой водного потенциала в масштабах всего государства вплотную, в принципе, никто не занимался.
Сегодня страна взяла курс на повторный аудит своего "земельного потенциала" и создание прозрачного рынка земли. В этой связке нужно рассматривать и разрешение вопроса, который долгое время находился в тени, – рациональное использование земель водного фонда.
Для того, чтобы перевести водные ресурсы из категории "перманентной проблемы" в разряд "стратегического преимущества", центральные и местные органы власти должны сконцентрироваться на трех ключевых направлениях.
Во-первых, обеспечить реальное выполнение условий спецводопользования (забор воды из подземных хранилищ и так далее), во-вторых, определить прозрачные условия аренды водных объектов и, в-третьих, обеспечить жесткий, действенный контроль над их эффективной эксплуатацией.
В советский период, чтобы пробурить скважину в 80 метров – до первого горизонта питьевой воды – нужно было получить разрешение Министерства экологии. Сегодня такое разрешение не нужно даже на глубину в 250 метров, и скважины стали бурить все, кто может это себе позволить.
Разрешение на спецводопользование согласовывает областное управление экологии, но в дальнейшем никто не контролирует, сколько в действительности забирается воды из подземных хранилищ. А это стратегические запасы государства.
К примеру, у сахарного завода есть разрешение на скважину с объемом забора в 10 тысяч кубов. А по факту используется в 10 раз больше. Сегодня нигде не установлены специальные опломбированные счётчики, которые фиксировали бы каждую каплю воды.
Но даже при условии отсутствия счетчиков, определить нарушителей несложно. Для каждой продукции нужно конкретное количество воды. Если по складу предприятия проходит больше товара, чем можно было сделать из заявленного в разрешении количества, открывается широкий коридор для налоговых проверок и штрафных санкций.
А за ними, как правило, возобновляется адекватный налоговый поток и увеличивается доходная часть местных бюджетов.
В 2010 году за спецводопользование в Киевской области в госбюджет направили 44 миллиона гривен. Очевидно, что, при наличии счетчиков и реального контроля со стороны фискальных органов, сумма увеличилась бы в n-ное количество раз.
Сегодня у органов местного самоуправления впервые за долгое время появился мощный финансовый стимул, чтобы держать эту ситуацию на контроле.
Согласно Бюджетному кодексу, с 2011 года 100% средств за сдачу в аренду водных объектов и 50% дохода от спецводопользования будут идти не в центр, а оставаться в области.
Вторая проблема, лежащая на поверхности, – аренда рек и водоемов местного и государственного значения.
Во-первых, нет нормативов для расчёта арендной платы для водных ресурсов – в результате о цене договариваются в индивидуальном порядке. В процессе таких "переговоров" арендатор и представитель райгосадминистрации приходят к смешным цифрам.
Пример из опыта Киевской области. В 2010 году в аренде находилось 8,3 тысячи гектар водного фонда. Госбюджет получил 452,4 тысячи гривен. То есть, в среднем, по 54,5 гривен за гектар. Откуда такая стоимость? Для сравнения: аренда 1 гектара земли сельскохозяйственного предназначения стоит 450 гривен.
Во-вторых, львиная доля водных ресурсов оформляется как обычные земельные участки. В Киевской области больше половины ресурсов оформлено по такой схеме: 677 из 1102 водоемов.
В результате, теряем не только капитал, но и нарываемся на крупные неприятности. Ведь согласно Водному кодексу, договор аренды нужно согласовывать с органами водного хозяйства и Госуправлением охраны окружающей природной среды.
Когда участок оформляется как земля – никаких согласований на использование не нужно. А значит, документ не содержит пунктов об ответственности арендатора, условиях содержания водоема и так далее.
А когда случится паводок – разбираться будет громада и местная власть.
Буквально на прошлой сессии в Киевском областном совете приняли решение создать Временную контрольную комиссию, которая должна разобраться в законности предоставленных разрешений на пользование водными ресурсами области чиновниками разного уровня и инициировать инвентаризацию всех договоров.
Повторюсь: рядом с проблемой аренды водных ресурсов стоит вопрос их эффективной эксплуатации. Это касается и предотвращения паводков, и застройки прибрежных линий, и соблюдения экологических стандартов "в воде".
Адекватного контроля сейчас просто нет – все заканчивается на согласовании договоров.
Согласно решению Госводхоза Украины, к примеру, на территории Киевской области нет ни одной речки или водоема местного значения, а это значит, что подписывать договора аренды имеют право только райадминистрации.
Влияние громады через областные и районные советы сведено к минимуму. Как на самом деле используют пойменные земли, сколько отходов сбрасывают в реку – никто не знает.
Эффективный контроль тут возможен только со стороны громады и местных органов власти, но для этого им нужны полномочия, что невозможно без реформы местного самоуправления.
К правильному управлению "водой", а вместе с тем устойчивому развитию государства, можно прийти, решив стратегические и тактические задачи.
Совершенно очевидно, что необходимо провести глобальную инвентаризацию всего водного потенциала. Когда на руках будут самые свежие данные, мы поймем, каким ресурсом располагаем и какая его реальная оценочная стоимость, и сможем перейти к решению тактических проблем: определить наиболее целесообразный вариант использования и управления ресурсом.
Если не разобраться с этой проблемой сейчас, ситуация будет как в анекдоте, когда у девочки в аквариуме умерли рыбки. Мама ее спрашивает: ты хоть воду меняла? А девочка ей: зачем? Они еще эту не выпили.