Небесная геральдика

04 жовтня 2011, 18:50
Власник сторінки
Руководитель Центра правового анализа и исследования политических рисков (CLAPRI)
0

Будут ли после смерти преференции тем, кто при жизни получил почетное звание "Заслуженный работник православия"?


Вопрос схоластический и на первый взгляд кажущийся глупым. Вот только все ли так просто?

Поездка Предстоятеля Русской Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Черновицкую область, где он совершил освящение Свято-Троицкого собора Вознесенского Банченского монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме, не предвещала особых сенсаций. Большинство из нас наслышаны о наместнике монастыря архимандрите Лонгине (Михаил Жар) и его добрых делах по защите детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Но сенсация все же, случилась, да еще какая!

Министр топлива и энергетики Украины Ю.А. Бойко и председатель Совместного представительского органа стороны работодателей на национальном уровне Д.В. Фирташ во внимание к помощи в деле строительства Свято-Троицкого собора были награждены орденами святого преподобного Серафима Саровского II степени (цитата из официального сайта РПЦ).

О том, как в Украине награждают государственными наградами и присваивают почетные звания, не писал, наверное, только ленивый журналист (статью автора на эту тему можно посмотреть здесь: "Рівні та рівніші" ).

Но тот факт, что Церковь позаимствует порочную (по крайней мере, в Украине) мирскую практику награждать всех без разбору, искренне удивил и автора, и судя по комментариям под новостью, многих читателей.

Вот здесь и возникает главный вопрос: А что это такое – церковная награда?

Священное писание, говоря о награде, в основном подразумевает награду небесную. Смотрите, к примеру:
"А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего". (Ветхий Завет, Книга Исаии 49:4);
"Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас". (Новый Завет, Евангелие от Матфея 5:12).

В то же время, согласно Положению о наградах Русской Православной Церкви,  награды Русской Православной Церкви являются формой поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием – в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах.

Интересно, что первой из церковных наград Русской Православной Церкви стал орден святого равноапостольного князя Владимира, учрежденный в 1957 году к 40-летию восстановления патриаршества в России.

Что касается награждения наших "газовых" мирян, господ Фирташа и Бойко, то согласно вышеупомянутому Положению о наградах, Орденом Святого преподобного Серафима Саровского награждаются иерархи, клирики, монашествующие, миряне за особый вклад в дело возрождения монастырей, храмов, пастырскую и церковно-общественную деятельность.

И снова вопрос: наградив благодетелей, Патриарх Кирилл сделал им лучше или хуже?
С одной стороны, теперь все узнали, что наши уважаемые "газовые олигархи" пожертвовали немалые средства на строительство храма.

Но как тогда быть со словами Иисуса из "Нагорной проповеди"?
"Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. (Новый Завет, Евангелие от Матфея 6:1,2).

Не будем вдаваться в теологические споры и в споры философские, какая из наград более важная и по каким делам определяется степень ордена (первая, вторая или третья).

По мнению автора, система церковных наград по своей сути противоречит основам евангельского учения, которое призывает творить добро, руководствуясь любовью к ближнему (назовем это – пункт первый) и не ожидать награды на земле, поскольку истинная любовь – жертвенна и не станет ожидать вознаграждения (смотри пункт первый). Если любить за вознаграждение – то это уже не любовь, а трезвый расчет: я тебе, а ты мне.

Странные вещи получаются, когда Церковь пытается быть похожей на царя земного (государство), а не Царя Небесного. А вы как думаете?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
ТЕГИ: церковь,Православие,награда
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.