С самого начала из Юлии Тимошенко старательно "лепили" образ украинского Ходорковского. С какой целью из нее сегодня делают второго Ходорковского? Когда на деле нет ничего общего.
С самого начала уголовного преследования из Юлии Тимошенко старательно «лепили» образ украинского Ходорковского. Но существуют ли параллели между "делом ЮКОСа" и "делом Тимошенко"? Зачем появляются сотни материалов и телесюжетов, настойчиво убеждающих, что "Сталин - это Ленин сегодня"? В смысле, что "дело Тимошенко" - это украинский аналог "дела ЮКОСа"? И с какой целью из Тимошенко сегодня делают второго Ходорковского?
Для начала нужно обозначить, что в Украине "дело ЮКОСа" - один сплошной миф. Границы плюс дефицит информации умножим на целенаправленную работу российской оппозиции плюс целенаправленные усилия украинских СМИ и "говорящих голов". Первые годами создавали Ходорковскому образ "узника совести" и политической жертвы "режима Путина". Вторые сознательно отдавали предпочтение "хорошей" оппозиции перед "имперским" и "чекистским Кремлем", а потому некритично ретранслировали все рожденные ею пропагандистские схемы и штампы.
Начать с того, что в Украине расхожим понятием является "дело Ходорковского" вместо "дела ЮКОСа". Простая ловкость рук - и несколько десятков осужденных вместе с бывшим олигархом №1 за мошенничество, неуплату налогов и наемные убийства со старта выносятся за скобки. Действительно, зачем они нужны, если портят картинку?
Причины уголовного преследования Юлии Тимошенко - это винегрет из политических и коммерческих мотивов. С одной стороны, велик соблазн убрать с дороги политического конкурента, закрыв его за решеткой, с другой - вырисовывается возможность опротестовать заключенные "газовые" контракты с Россией, коль скоро один из подписантов признан уголовным преступником. Ну, или хотя бы попугать таким поворотом событий. Не забываем и про конфликт между Тимошенко и бизнес-группой Дмитрия Фирташа, вызванный тем, что премьер фактически отобрала у предпринимателя 11 миллиардов кубометров газа. Добавим еще несколько пристяжных мотивов, когда чисто по украинской привычке каждый имеющий возможность попытался использовать схему, чтобы заложить в нее свой интерес. Но дело не в этом. Какие бы экономические правонарушения Тимошенко завтра ни открылись, она однозначно будет восприниматься только как политическая фигура, а ее приговор и тюремное заключение - как расправа над политическим конкурентом.
С "делом Ходорковского" совершенно другая история. Действительно, при чем тут политика, если осужденные по "делу ЮКОСа" получили обвинительные приговоры по обвинению в мошенничестве, уклонении от уплаты налогов и многих других преступлениях. Можно, конечно, кивать на "карманное правосудие" и Басманный суд, но вот куда деться от убийства мэра Нефтеюганска Петухова или схемы с "жидкостью из устья скважины"? Или истории с банком Менатеп, очень вовремя растворившимся в воздухе под предлогом дефолта 98-го. Можно привести в качестве аргумента серию статей Левый поворот, в которых Ходорковский соглашался с несправедливостью приватизации и сетовал на тяжкую долю российского народа. Но можно и вспомнить, что все свои труды с изложением политических взглядов экс-олигарх написал, уже находясь за решеткой. А поведение и взгляды свободного человека, тем более, одного из членов правившей страной «семибанкирщины» и политического заключенного - это две разные вещи. Разница между словом и делом, как ни крути.
Уместно вспомнить и решение Европейского суда по правам человека в деле "ЮКОС против России" от 20-го сентября, когда истцы требовали возместить из бюджета более 98 миллиардов долларов за "незаконный отъем собственности государством". Несмотря на политическую пиар-кампанию, суд в Страсбурге признал, что права компании на защиту собственности были нарушены российскими властями, но вместе с тем так и не нашел политической мотивации.
В конце концов, главная причина "дела ЮКОСа" заключалась совершенно не в личности самого Ходорковского. И в этом ключевое различие между Тимошенко и Ходорковским. Поставленный "на царство" вместо Ельцина Владимир Путин быстро осознал, что в системе координат олигархического капитализма ему уготована роль разменной монеты, на которую затем спишут все грехи и просчеты, чтобы заменить свежей разменной монетой.
Какую страну получил он в наследство от Бориса Ельцина? В корне всех бед - войны в Чечне, распада государства, коррупции, нищеты - лежала одна глобальная причина - модель олигархического капитализма. Война в Чечне, массовое обнищание населения, которое получало копеечную зарплату, к тому же не платившуюся годами, "стоп!" тысяч НИИ и заводов с добровольно-принудительной переквалификацией тысяч профессоров и доцентов в базарные торговцы, разгул организованной преступности - все имело один корень: государство управлялось бизнес-интересом, а общество являлось заложником госаппарата.
Отношения между государством и крупным бизнесом наглядно передает история Александра Лебедя, ставшего в 1998-м губернатором Красноярского края. Поводив с главным авторитетом Анатолием Быковым хороводы по детским садам, очень скоро Лебедь обнаружил, что ему нечем выплачивать бюджетникам зарплату и социальные выплаты. Оказалось, подконтрольные Быкову предприятия годами не платят налоги и отчисления в бюджет области. Лебедь поставил вопрос перед №1 самой влиятельной бизнес-группы, но услышал в ответ примерно следующее: "Слушай, я уже занес сто тысяч баксов твоим чиновникам в администрацию, чтобы не дергались. Если хочешь, давай я тебе яхту подарю. А налоги платить не буду - дурак я, что ли?" Описанная схема повторялась в 90-х сотни раз. Крупный бизнес осознал, что выгодно раз в 4-5 лет раскручивать новую политическую фигуру и «впаривать» ее электорату. А когда народ закономерно разочаруется, как он разочаровался в Ельцине, Ющенко и других, выдвигается и раскручивается новый "честный, незапятнанный, перспективный". И так до бесконечности.
Для того, чтобы сохранить власть, Путину нужно было, с одной стороны, ограничить влияние крупного бизнеса, а с другой - обеспечить постоянный приток средств в бюджет, чтобы поддерживать популярность в народе. Ежемесячно государство должно тратить миллиарды рублей на зарплаты бюджетникам, социальную помощь пенсионерам, малообеспеченным и льготникам, а также закладывать в бюджет для финансирования льгот. Где взять деньги, когда бюджет разворовывается чиновниками и бизнес-группировками, а государство вытесняется из экономики, распродавая за бесценок стратегические и другие предприятия?
Именно здесь прячется причина разгрома ЮКОСа и посадки Ходорковского. Для начала нужно было вернуть государству контроль за наиболее доходными секторами экономики. В конце 90-х такие флагманы социалистической экономики, как военно-промышленный комплекс, авиастроение, сельское хозяйство лежали "на боку". В первую очередь интересовали вертикально интегрированные компании (то есть, владеющие замкнутым циклом, например, от добычи на своих разработках до сети автозаправок, что приносит в кассу "живые" деньги).
Таких компаний было всего две: Газпром и ЮКОС. По данным Михаила Делягина, к концу 90-х годов нефтегазовый комплекс составлял примерно 20% ВВП, около 45% экспорта и 60% валютных поступлений страны.
Бывший премьер Черномырдин достаточно быстро все понял и передал свою долю, хотя его партнера Рэма Вяхирева пришлось достаточно жестко выбивать с предприятия. А вот Ходорковский ничего уступать не собирался. Гонения на ЮКОС развивались по возрастающей, с кульминацией 25 октября 2003-го, когда Ходорковского задерживают в аэропорту, и развязкой в виде решения Басманного суда. Только после ареста финансируемые ЮКОСом СМИ, эксперты, политики и правозащитники начали раскручивать версию "политических гонений", "авторитарного режима", "карманного правосудия". А сам олигарх - проникаться левыми идеями и оформлять свое видение судеб России в авторских статьях.
А проникаться левыми идеями и терзаться проблемой социальной несправедливости бывший владелец ЮКОСа получил возможность уже в заключении, когда появилось много свободного времени.
Итогом трансформации, осуществленной Путиным, стал переход от модели олигархического капитализма к капитализму государственному. Коротко суть нового устройства можно выразить так: государство становится крупным игроком в экономике благодаря принадлежащим ему предприятиям, получая таким путем возможность наполнять бюджет. Именно здесь корни успеха Путина, который благодаря контролю за финансовыми потоками смог увеличить доходы миллионов россиян и помочь забыть бешеную инфляцию, массовую нищету и невыплаты зарплат, как страшный сон. А государство получило необходимый ресурс для развития, результаты чего мы наблюдаем в виде Сколково, нанотехнологий, Булавы, Олимпиады в Сочи и многого другого.
В украинском же случае свет клином уперся именно в личность Тимошенко. Но «дело Тимошенко» никоим образом на связано с трансформацией экономической модели Украины - по причине того, что вопрос о переходе от олигархической модели к какой-либо другой даже не ставится. Речь идет об олигархических войнах, где «смешались в кучу кони, люди и залпы», но которые минимально влияют на жизнь простого украинца, так как не затрагивают основ существующего порядка.
Однако благодаря экспертам и спикерам оппозиции, а главное, транслирующим их месседжи СМИ выстраивается ассоциативная цепочка в российскую действительность: "Тимошенко - Ходорковский - политические репрессии - тоталитарный режим".
Не сразу понимаешь, что в данной схеме спрятана еще одна пропагандистская мина с часовым механизмом. Смотрите, есть "антинародный режим", есть оппозиция, которая борется с ним, наступит момент, когда обывателю придется делать выбор между первыми и вторыми. То есть, потребителя пропагандистского продукта заранее подталкивают к самому простому и комфортному восприятию политического процесса - за кого ты, избиратель, за «хороших» или за "плохих"? Давай, голосуй, главное, не задумывайся, а что лично тебе принесет, если к власти вместо "плохих" политиков и чиновников придут "хорошие"? И что изменится, если финансово-промышленные группировки и бюрократические кланы моментально перестроятся и снова будут водить рукой, подписывающей постановления Верховной Рады или указы президента? А главное, чем "хорошие" отличаются от "плохих", кроме самозваных и самонаклеенных ярлыков?
С помощью образа "украинского Ходорковского" разыгрывается постановка, цель которой - создать на сцене образ страшного "антинародного режима", с которым героически борется "демократическая оппозиция". А когда придет час, благодарный народ должен не глядя поддержать "хороших" в их претензиях на власть. Желательно, не задумываясь над тем, что "хорошие", как те же Ющенко и Тимошенко с "оранжевой коалицией" в 2004-м (а по большому счету, как все украинские политики и высшие чиновники), в очередной раз ничего не предлагают, да и не собираются делать взамен.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.