Нынешняя телекартинка – митинги, громкоговорители, бронежилеты, дубинки и каски, потасовки и поломанный забор под ВР. Присмотритесь, прямо на наших глазах умирает политический PR. А "был ли мальчик?"
Сегодняшняя телекартинка Украины – митинги, протесты, знамена, громкоговорители, милицейские бронежилеты, дубинки и каски, потасовки и поломанный забор под Верховной Радой. Но это лишь то, что показывает экран, только внешний выплеск происходящего. На деле же прямо на наших глазах умирает политический пиар. Умирает в корчах и конвульсиях. Хотя, если разобраться, «а был ли мальчик»?
Драки протестующих с милицейским оцеплением, штурм Верховной Рады и поваленный забор возле парламента, автозак, везущий в СИЗО Юлию Тимошенко, – все это звенья одной цепи. Одна чаша весов – когда настоящие, а когда и организованные самой властью акции афганцев, чернобыльцев, профсоюзов, а другая – демонстративный «игнор» политического дела №1. «Игнор», когда после оглашения приговора лидеру оппозиции и кандидату в президенты «пламенные сторонники» не только не попытались отбить заключенную у конвоя или организовать бессрочную голодовку возле СИЗО, никто не вышел даже на слабенький митинг под транспарантом.
С одной стороны, в массовых выступлениях прорывается недовольство властью, а с другой, выходит так, что в километре от Кабмина с Верховной Радой находится Печерский суд, который продуцирует политические информповоды №1. И вот под Кабмином и Верховной Радой бурлят протестные страсти, а в километре от них отвергается железобетонный повод подключиться к протестам оппозиции. Выходит, из всего ассортимента, который предлагает политический супермаркет, украинцу сегодня ближе разгромить и сжечь сам супермаркет, чем что-нибудь выбирать.
Какие там Майданы! Провал такого повода, как приговор Тимошенко, – это свидетельство кризиса политического пиара. Кризиса крайне жесткого, ведь дело Тимошенко продолжается на фоне такого накала митингов и пикетов, которых не вспомнить со времен Майдана. Хотя, что именно мы все эти годы называли политическим пиаром? Если говорить о политическом пиаре как механизме обратной связи «избиратель – политический проект». Если говорить о механизме, помогающем политику или партии наиболее эффективно донести свои инициативы обычному украинцу. Если считать его механизмом, позволяющем мобилизовать своих сторонников и объединить усилия, скажем, для того, чтобы добиться от мэрии снижения тарифов в городке Задрюпинске или организовать оперативную и некоррумпированную выдачу свидетельств о приватизации земельных участков на уровне Киевской области. Или поставить перед правящей администрацией (независимо от того, кто при власти – красные, белые, оранжевые или бело-голубые) ультиматум – спустя 20 лет наконец-то расчехлиться и законодательно закрепить механизм оплаты труда. Так вот, если говорить о политическом пиаре на Украине именно в таком качестве, то выходит, что его на сегодняшний день не существует. Не существует, потому что не существовало никогда.
Если же говорить о пиаре как аналоге блатного слова «развод» — когда избирательная кампания строится на том, кто кого «перепрыгает и переобещает», а на следующий день после выборов победители бросаются дерибанить должности и сажать своих людей на финансовые потоки, моментально выбросив из головы встречи с избирателями и проведенные акции, да периодически вяло отбрехиваясь от вчерашних лозунгов, когда пиар используется, чтобы создать в глазах избирателя искусственные различия, скажем, между КПУ, БЮТ и «Фронтом перемен», одинаково рвущими жилы за интересы олигархии — тогда да, такой пиар, судя по всему, умер. Точнее, бесславно сдох.
Причина краха – в том, что под личиной политического пиара скрывался самозванец. Самозванец помогал заинтересовывать избирателя в конкретном Ющенко, Тимошенко, Януковиче и использовать его интерес, чтобы забраться в одно из высоких кресел. Если же говорить об интересах самого простого украинца, то с каждым годом он должен был все сильнее ощущать, как его энергия выплескивается в пустоту. Если анализировать, каким образом пиар встроен в интересы обычного украинца – жилье, работа, образование, пенсия, самореализация, то оказывается, что его там не было вообще.
Политический пиар последних 20 лет свелся к имитации бурной деятельности. Чем большая пустота была и есть внутри, тем более бурно имитируется наличие каких-то идей и инициатив. Вспомним проект Юлии Тимошенко «Идеальная страна», реклама которого висела в каждом киевском вагоне метро. Казалось бы, все просто – есть у тебя идея, как сделать жизнь лучше, есть гражданская инициатива, присылай на конкурс, а дальше воплощай в жизнь вместе с Блоком Тимошенко. Как почти всегда бывает, со старта закладывалась скрытая схема – надергать ценных предложений, которые затем можно бесплатно использовать в предвыборных кампаниях. Прошли годы, и что же? Где хоть одна идея, воплощенная в жизнь? Нет, само собой «Идеальная страна» пригодилась как база для аналитики при разработке предвыборных стратегий, но что с авторами идей, которые поверили в рекламу проекта?
Или еще один пример. Тот же БЮТ в 2006-2007 годах активно раскручивал в качестве своей визитной идеологии солидаризм, стараясь ассоциироваться у избирателя с левыми/левоцентристскими ценностями. А когда задается «левое» направление, открывается «широкая волнующая тема» и рождается ассоциативный ряд: социализм, СССР, Социалистический интернационал, социал-демократические механизмы решения, скажем, проблемы жилья и занятости, левая риторика и левые партии Европы. Смотрелось крайне трогательно, когда в парламентский список как мухи на мед, уплатив соответствующий взнос, слетелись олигархи, крупные земельные латифундисты и аграрные бароны, на предприятиях которых тот самый наемный работник, кого, по идее, должны защищать «левоцентристы», бесправно гнул спину за копейки.
Или действительно талантливый ход, который обыграли в ходе последних выборов команды двух кандидатов в президенты Януковича и Тигипко. Биг-борды «Услышу каждого» и номер горячей линии, по которому якобы можно задать вопрос кандидату, на поверку оказались банальным «разводом» – если кому и посчастливилось дозвониться, в лучшем случае он мог пообщаться с оператором, который в варианте с Тигипко записывал вопрос и сообщал, что ответы для страждущих планируются позже. Насколько позже? Настолько, что никогда.
Из классики предвыборного пиара – обещания отменить депутатскую неприкосновенность, вокруг которого строилась избирательная кампания блока «Наша Украина – Народная самооборона» на досрочных выборах в Раду-2007. Положив в основу жлобство и зависть к депутатам, которые обладают неприкосновенностью (хотя, казалось бы, и что с этого обычному человеку, зачем ему неприкосновенность, если он не бандит?), организаторы проводили в областных центрах целые постановочные спектакли: сцена, листы с подписями избирателей, выстроившаяся первая пятерка блока, президент Виктор Ющенко, которому кандидаты его блока клятвенно обещали лишить неприкосновенности самих себя.
Правда, после прохождения в Раду тема как-то очень оперативно «сдулась». Для проформы обещание еще пару раз прозвучало в телестудиях, вроде бы даже регистрировался законопроект, происходили еще какие-то ритуальные и ни к чему не приводящие телодвижения. В общем, если сегодня встретите кого-то из депутатов парламентской фракции «Наша Украина – Народная самооборона», поинтересуйтесь, что там с депутатской неприкосновенностью, и сразу увидите, как у народного избранника оперативно нарисуются какие-то срочные дела и он с места в карьер рванет заботиться о нуждах народа, оставив скользкую тему без ответа.
И в этом плане есть еще один вариант прочтения приговора Тимошенко, когда к Печерскому суду с трудом удалось собрать лишь несколько сотен проплаченных митингарей и народных депутатов, которым предписано там жить по долгу службы. Просто параллельно приговору главной оппозиционерке, вслед за судьей Киреевым коллективное бессознательное зачитало обвинение, вынесло политическому пиару приговор и привело его в исполнение. И это касается не только Тимошенко, но и Ющенко, и Януковича, и всех остальных. Просто развязка сюжета произошла именно в случае с приговором Тимошенко. Что, согласитесь, по-своему символично, ведь мало кто мог сравниться с ней в плане ассортимента и мастерства применения технологий. А значит, конец политического пиара в том виде, к которому мы привыкли, – это и конец политиков, которые с его помощью сделали себе карьеру. Пусть даже большинство из них об этом еще не догадываются, кто занимая кресло спикера Верховной Рады, а кто претендуя на место новой надежды гламурной украинской оппозиции.
И, перефразируя Гребенщикова, можно сказать, что «пиар, как мы его знали, подходит к концу» Но, оказывается, если это и был пиар, то с такой очень, очень большой натяжкой. Настолько далекое подобие, что «да и бог с ним».
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.