Кабмин предлагает ввести 5%-й гастрольный сбор, средства от которого пойдут на развитие культуры. На самом деле власть, похоже, задалась целью окончательно похоронить эту самую культуру.
Есть такой популярный анекдот - о девушке, которая хотела стать звездой. Музыкантов наняла, песню купила, аранжировщикам заплатила, автору стихов, хореографу, стилисту, фотографу, концертному директору, пиарщику, режиссеру клипа. И думает: "Осталось купить петь".
После ознакомления с новой редакцией Закона о гастрольных мероприятиях стало ясно: нам хотят продать наше же "петь". Есть реальный шанс, что народные избранники якобы ради моего же блага проголосуют за - и все это под благовидным предлогом помощи культуре. А мы тогда, извините, кто? Истеблишмент в пальто?
В каком-то смысле новый закон О гастрольных мероприятиях может быть образчиком чиновничьей мысли начала ХХІ века и создан в духе их жизненного кредо: вы не мешаете нам делать наши дела, а взамен мы не устраиваем вам маски-шоу.
Упрощая юридические формулировки, написано там следующее: "Если ты, паяц, хочешь получить от нас разрешение спеть, сплясать, показать фокус или продекламировать стихи, сначала отдай нам 1-5% от максимально возможного количества еще не проданных билетов на свое шоу. За что? А мы посчитали, что где-то бродят 90 млн грн., нами не освоенных. Сколько придет на концерт на самом деле - твои проблемы. Хотим - дадим разрешение, не хотим - не дадим, но деньги в любом случае возьмем. Куда, как, когда и кому пойдут эти деньги, не твоего ума дело". Во как.
Мне все равно, кто именно из политиков и чиновников хочет тихо украсть побольше денег, прикрываясь потребностями капелл и фольклорных коллективов (они должны платить по минимуму, то есть 1%, в отличие от участников шоу-программ, которых вынуждают расстаться с 5%), а кто - покрасоваться, защищая «интересы артистов». Мне интересно другое: сможет ли музыкальное, театральное и прочее гастрольно зависимое сообщество выйти из образа и дать организованный пинок в ответ?
А пока несколько вопросов от имени коллег-музыкантов, арт-директоров клубов, концертных компаний и независимых промоутеров. Во-первых, знают ли авторы закона объем украинского гастрольного рынка? Откуда цифра 90 млн? В курсе ли они, что «гастролирующими украинскими музыкальными коллективами» можно назвать приблизительно 50 творческих единиц? И на сегодняшний день аншлаг могут обеспечить только три (!) артиста при цене билета не дороже 250 грн. Около 30 коллективов собирают площадки от 200 до 400 мест с ценой билета от 40 до 200 грн., а все остальные с большей выгодой и без рисков гастролируют по ресторанам и корпоративам.
Знают ли авторы и эксперты о количестве площадок, их состоянии, вместительности, общем количестве концертов и аншлагов в год по всей стране? Известно ли им, сколько готов выложить за поход на Любэ, Tiesto или Веру Полозкову среднестатистический зритель и как часто? Слышали ли они о ценообразовании в зависимости от регионов? И о том, что за последний год рынок упал почти на 40% из-за низкого уровня жизни населения?
И еще один важный вопрос: есть ли у авторов и экспертов калькулятор?
Вот простая задача. Дано: независимый творческий коллектив из семи человек, 14 железнодорожных билетов, четыре номера в отеле, трехразовое питание на протяжении двух дней, аренда звуковой аппаратуры (по дружбе - 4 тыс. грн.), аренда дома культуры на 700 мест (3 тыс. грн., включая откат директору ДК), скромная рекламная кампания на местном радио плюс 1 тыс. цветных афиш. Областной центр, билеты по 80-100 грн., явка 40% вместимости зала - среднеоптимистическая по Украине. Вопрос: какими словами встретит жена музыканта, когда он привезет домой всего 614 грн. гонорара?
Понимают ли авторы закона, что он направлен против развития той самой культуры, которую они собираются поддерживать? Потому что культура это не только содержание и событийная интенсивность. Это процесс взаимодействия арендаторов, рекламодателей, промоутеров, прокатчиков и зрителя. Это взаимозависимая инфраструктура, которую подрывают необдуманные импульсы чиновников "срубить бабла по-быстрому".
Да и с какой радости вообще платить гастрольный сбор? Это же нонсенс. Его не существует в других странах - организаторы мероприятий платят налоги, как и любой бизнес. Государство вольно потратить их на культуру.
Странно также требовать деньги с выступлений одних артистов якобы для поддержки других - академическим музыкантам предлагают платить меньше других. В этом случае текст закона - прелестная предпосылка для стравливания артистической среды. Дескать, вот вы - культура, а вы - недокультура. У этих заберем, этим (может быть) дадим. Как вы это видите? Раскулачь диджея - спаси филармонию?
Никто не отрицает, что бывают успешные концерты, после которых промоутеры робко прячут прибыль жирную в утесах: приезжает востребованный артист, есть спонсор, цена билета адекватна спросу, и зал продан. Бритни Спирс, Монтсеррат ли Кабалье, Петр Мамонов или Ляпис Трубецкой, не важно. Если артист собирает зал - хвала ему и его менеджменту.
Количество финансово успешных выступлений организаторы оценивают по-разному, но их все равно немного. Один говорят, что в 2011 году только 5% мероприятий были прибыльными, другие - что в среднем на восемь убыточных концертов приходится один удачный.
И на данный момент мнение рынка едино: предлагаемый законопроект не будет способствовать наполнению бюджета, так как спровоцирует сокращение количества гастрольных мероприятий. Закон не учитывает интересы зрителя, артистов и бизнеса, а также фактически препятствует гастролям молодых артистов и украинских коллективов, так как именно их выступления сопряжены с наибольшим финансовым риском. Кроме того, принятие подобного закона предоставляет неограниченные возможности для коррупции чиновников на всех уровнях.
***
Эта колонка опубликована в №47 журнала Корреспондент от 2 декабря 2011 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.