Наступив на фундаментальные ценности Европы, Виктор Янукович перечеркивает перспективу евроинтеграции Украины.
После прошедшего в украинской столице саммита с участием руководителей Европейского союза власть не скупится на оптимистические комментарии: процесс переговоров об ассоциации с ЕС и Зоне свободной торговли завершен, документы согласованы, наша страна сделала еще один важный шаг на пути к европейской интеграции. Но все эти разговоры не более чем попытка прикрыть очередное внешнеполитическое фиаско команды Президента Виктора Януковича.
Нет никаких сомнений, что окончание переговоров и согласование текста договора об ассоциации - важный дипломатический успех и Киева, и Брюсселя. Однако главным на встрече должно было стать торжественное парафирование текста договора, после чего можно было бы согласовывать сроки подписания. Без всего этого соглашение - всего лишь листы бумаги с благими пожеланиями. Конечно, парафирование - то есть согласование текста документа - рано или поздно состоится, ведь это не более чем техническая процедура. Но главное - это подписание и ратификация договора парламентами стран - членов ЕС.
В сложившейся в нашей стране внутриполитической ситуации об этом не стоит даже мечтать. Гости из Брюсселя поставили жесткие и четкие условия украинскому Президенту: не просто прекращение использования судебного рычага для преследования своей главной политической конкурентки, но и честные выборы. Честные выборы в данном контексте - это те, в которых будет участвовать лидер оппозиции Юлия Тимошенко. То есть речь идет не просто о декриминализации статьи, использованной для осуждения бывшего премьера, но и о создании условий, при которых фамилия Тимошенко сможет появиться в избирательном бюллетене. Ну и, конечно, после этого власть должна обеспечить процедуру проведения голосования и подсчета голосов. Учитывая то, что сейчас полным ходом идет подготовка к тотальной фальсификации волеизъявления украинцев - без этого правящая группировка просто не сможет сохранить власть и доходы, - об интеграции с Европейским союзом можно забыть. Забыть надолго, если не навсегда.
Прошедший саммит - еще одна иллюстрация того, что бывает, когда государственные учреждения и институты есть, а вот само государство отсутствует. У нас - вроде бы - все, как у остальных, с одним только небольшим но. Президент как бы есть, но он озабочен не государственными интересами, а исключительно собственным благополучием, резиденциями, охотой, вертолетами, успехами сыновей. Правительство тоже как бы есть, но состоит из миллиардеров, заботящихся о безопасности и процветании собственного бизнеса. О том же думают и большинство народных избранников в парламенте, поэтому парламент как бы есть, но он не для законотворчества, он для другого. Суды есть, но никому и в голову не придет обратиться в них "просто так", рассчитывая на честное решение. Правоохранительные органы есть, но им приходится выполнять волю власти или крышевать связанные с ней группировки. МИД есть и может подготовить любое соглашение с иностранными коллегами, но вот только дипломатический труд оказывается напрасным, так как наталкивается на непреодолимые политические препятствия.
Государство - это прежде всего ценности и общественный контроль над его учреждениями и институтами. Ни того ни другого в украинском обществе нет и в помине. Именно поэтому наши сограждане голосуют за вождей, а не за политические идеалы и экономические программы - и когда разочаровываются в очередном проходимце, начинают лихорадочный поиск нового мессии. Именно поэтому мало кто в Украине - от Президента до обычного гражданина - способен понять, чего хотят от нас эти чванливые европейцы. Чтобы освободили Тимошенко? Да зачем она им, неужели это стоит европейской интеграции, неужели ради этого стоит толкать Януковича в российские объятия? И разве до ареста Тимошенко украинская судебная система была менее зависимой и коррумпированной? Такие вопросы задают и авторы интернет-блогов, и оппозиционные политики, и пропагандисты из властных структур. И уже сама постановка вопроса демонстрирует всю степень нашей неевропейскости.
Вне всякого сомнения, коррупция присутствует в судебной системе многих стран, зависимость от власти можно заметить и в юстиции новых членов Европейского союза. Но совсем другое дело, когда эта зависимость используется для зачистки политического поля и установления авторитарного режима. В Украине это происходит впервые, кто бы там что ни говорил. Ни сама Тимошенко в момент своего первого ареста в 2001 году, ни Борис Колесников или Евгений Кушнарев в 2005 году не были определяющими политическими фигурами. Их задержанием можно было возмущаться или находить для него оправдание, но оно кардинально не меняло ситуацию в стране. Именно поэтому на Западе так осторожно реагировали на аресты чиновников, начавшиеся после прихода к власти Януковича, и даже на задержание Юрия Луценко. Но арест Тимошенко изменил все, потому что стало очевидным главное намерение нового Президента: лишить людей самой возможности выбора, устранить из политики человека, получившего примерно такое же, как он сам, количество голосов избирателей. Это намерение и есть то, что отличает коррупцию от авторитаризма, а Европу - от постсоветского пространства, к методам и принципам которого возвратилась современная Украина.
***
Эта колонка опубликована в №50 журнала Корреспондент от 23 декабря 2011 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.