Украина и Россия: Накануне

23 грудня 2011, 18:02
Власник сторінки
громадський діяч
0

Сегодняшний воздух России – это смесь акции «Украина без Кучмы!» 2001-го года и предчувствия Майдана. Оказалось, что таки можно все! И в этом – спасение власти. Или погибель.

 В России весна. Ранняя, оттепель.

Ручейки приготовились бежать. Снежная кромка поартачилась и решила дать слабину.

Два срока тандема бетонировали российскую политику, еще один – полировали. А оно прет.

Первый урок российской весны – ни одно зернышко протеста, ни один акт распрямления плеч не проходит бесследно. Силы протестующих выглядели ничтожными. Их акции были малочисленны, а броня спецназа и жесть автозаков выглядели непрошибаемой.

Ан нет, подул ветерок, и – стоять, ребята, спокойно. Еще не вечер.

Второй урок – нет такого Колосса, что б не на глиняных ногах. Деньги – это эмоции, доверие, политика – тем более. Доверие – легкий газ. Склонен испаряться. В.Путин поставил антирекорд: рейтинг еще за 40, а его уже освистывают.. Важна тенденция.

Сегодняшний воздух России – это смесь акции «Украина без Кучмы!» 2001-го года и предчувствия Майдана. Оказалось, что таки можно все! И в этом – спасение власти.Или погибель.

Все это украинцам знакомо, но есть вещи, которые не похожи. Перед Оранжевой революцией в 2004-м году в Украине была системная, парламентская оппозиция. У той оппозиции – согласованный кандидат, лидер рейтинга популярности в стране на протяжении двух предыдущих лет. Сейчас в России парламентской оппозиции практически нет, а политических лидеров – и подавно. Есть поиски моральных авторитетов и попытки формирования альтернативы снизу, новые имена либо новые выскочки – с этим еще предстоит разобраться. Есть большинство населения, желающее жить хорошо, и меньшинство, первейшим приоритетом ценящее свободу и готовое нести бремя, с ней сопряженное. Все это  роднит российскую весну с Украиной сегодняшней.

Перед 2004-м украинская власть не была столь самоуверенна. Были попытки показать свою твердость, озвучиваемые не первыми лицами. Но такой бессмысленной, по-подростковому хулиганствующей самоуверенности, которую демонстрирует В.Путин, у Л.Кучмы, не было.

В обоих случаях политически неравнодушная верхушка интеллектуалов – что в Украине тогда, что в России теперь, слабо верила в возможность успеха.

Тогда были начинающие подниматься на ноги новостные интернет-проекты и блоггеры в ЖЖ при распространенности интернета в пределах десяти процентов. Сегодня – социальные сети и покрытие интернетом в разы выше.

Почему это интересно нам, в Украине? Потому что любой порыв к достоинству, поиск правды достойны внимания и уважения. Потому что все хотят жить рядом с пристойными, доброжелательными соседями.  Потому что мы соседствуем с большой, многосложной страной, лидера которой иностранные еженедельники признают вторым самым влиятельным политическим деятелем в мире, , экономика которой – шестая в мире, а рынки которой в среднем в десяток раз превышают по объему наши. Потому что по различным данным от 40 до 50 процентов украинских граждан есть родственники в России.

Никто не заинтересован в том, чтобы в этой стране начался хаос. Даже, да простят меня советские реликты и другие звезды современной пропаганды, заокеанскому Госдепу не нужна головная боль с расхлебыванием проблем в России, которые могут поставить под вопрос ее сохранение в нынешнем виде. А вот от того, что в России был бы установлен более понятный в смысле европейских политических ценностей режим, Украина бы точно выиграла.

На пальцах рук можно сосчитать людей в истории России, которые спокойно относились к понятию Украины как отдельного народа и государства. Экономические интересы, геополитические игры никто не отменял. Идиллии не предвидится. Но более вежливого, понимающего, что для достижений необязательногокого-то побеждать, хочется.

Сейчас несогласные россияне требуют малого – быть услышанными. Есть ли у них шанс на большее? Есть. Каким окажется результат? Есть ли программа у новых лидеров из блогосферы, у прохудившихся традиционных оппозиционеров?

Программы реформ, команды, способной ее реализовать, не видно. Есть настрой на позитив и относительная организованность рядовых россиян при протестах – хорошее начало. Времени вроде бы и много – на украинском Майдане все решали часы, дни, здесь есть недели, месяцы. Но этого времени все равно крайне мало для формирования нового лица страны.

Украина сейчас дышит той же смесью тревоги УБК и надеждой на возможность лучшего – как перед осенью 2004-го.

У нас много общего. Недоверие к политикам (см. комментарии к тексту). Брожение в обществе, задеревенелые верхи. Разброд и шатания внутри гражданского общества и оппозиции. Робкие попытки произрастания новых организованных сил с самых низов. Собственно, отсутствие оппозиции и поиск новых лидеров, нового лидера. Боязнь поверить в то, что лучшее возможно хотя бы в будущем и нежелание мириться с зазеркальем настоящего. Полное неведение того, что будет После Того и крайне малое количество тех, кто над этим всерьез задумывается.

Самое сложное еще предстоит. Россия в двойной ловушке: в ловушке свободы и ловушке империализма. Обе ситуации патовые – куда не двинься, везде эскалация трудностей. Больше свобод политических, больше децентрализации могут привести к результатам, отнюдь не тем, которые желаемы демократами-ледоколами изменений. И в России, и в Украине, такие ледоколы, кстати, в меньшинстве.

Протест, продемонстрированный 10-го декабря, для последнего российского десятилетия беспрецедентен. Но в сравнении с украинским протестом-2004 его масштабы невелики. Тогда сотни тысяч людей не уходили с центральной площади украинской столицы неделями. Сейчас россияне вынуждены довольствоваться площадью с довольно болотным названием или другими местами, отдаленными от Кремля.

Каждое мероприятие, проходящее не на Красной площади, будет демонстрацией тактического преимущества власти. И в то же время, перерывы по нескольку недель между акциями в России при теперешних обстоятельствах как раз могут российским "рассерженному креативному классу или "обманутым дольщикам" пойти на пользу. Такой временной шаг в несколько недель и нужен для подготовки, разбега. Протесты могут привести к смене власти или к ее либерализации. Или же – законсервировать систему еще на несколько лет для ее последующего практически неминуемого взрыва.

Мы нуждаемся в переменах вместе. Кто посмелее – их приближает.

Во льду множественные трещины. Перемены будут. В Киеве под Посольством РФ синхронно с событиями в Москве соберутся люди, чтобы солидарно требовать Перемен.

#24дек

Владимир Кухар

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
ТЕГИ: весна,Росія,Україна,зміни
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.