Кандидат во французские президенты хочет победить на выборах ... чтобы уничтожить Пятую республику.
На самом деле, это не дурацкий эпатаж, а часть плана по выведению левых Франции из кризиса
Выиграть, чтобы уничтожить приз. Кандидат от французских левых Жан-Люк Меланшон в свежем интервью одному из европейских телеканалов после победы на президентских выборах пообещал … уничтожить Пятую республику. «Если меня выберут, я обещаю, что стану последним президентом Пятой республики, и выкину ключи от дворца в Сену», - заявил депутат Европарламента и сопредседатель Левой партии.
Если говорить о взглядах на государственную модель, кандидат от коммунистов и Левой партии - это де Голль наоборот, потому что выступает за парламентскую республику в противовес сильной президентской власти, которая была идеалом генерала. Ну, и с поправкой на принадлежность к левому лагерю, конечно. А если учесть, что соцопросы дают Меланшону около 8%, фавориты французских выборов сегодня ломают головы над тем, как использовать его результат в своих интересах.
По мнению самого Меланшона, его участие уже отразилось позитивным образом на французской политике. К примеру, его резкая позиция в отношении капитализма, Евросоюза и государственного вмешательства в экономику заставила всегда осторожного и плавного Франсуа Олланда заговорить, наконец, подобным языком и стать похожим на кандидата от партии, где хотя бы в названии есть слово «социалистическая», а не на улыбчивого и желеобразного обывателя.
По своему политическому происхождению Жан-Люк Меланшон - бывший социалист. Во Французскую социалистическую партию он вступил на подъеме ФСП в 1977 году. С 1988 избирался в Национальный совет и Национальное бюро. Тогда же в конце 80-х организовал внутри ФСП антикапиталистическое течение - «Социалистическую левую», являясь в последующие годы одним из ведущих лиц левого крыла партии. Если говорить о работе в исполнительной власти, то Меланшон занимал пост министра профессионального образования в правительстве Лионеля Жоспена. Кроме того, неоднократно избирался во французский Сенат. С окончанием эпохи Миттерана - и во Франции, и внутри ФСП - разногласия между Меланшоном и руководством партии развивались по нарастающей. Меланшон магистрально оставался на тех же позициях, что и в начале карьеры, а ФСП все сильнее дрейфовали в сторону социал-либерализма.
Кроме того, после завершения президентского срока Миттерана в партии взяли верх представители правого крыла и центра (самые известные лица - Доминик Стросс-Кан, Лионель Жоспен, Сеголен Руаяль, Мартин Обри), поэтому Меланшон больше не видел перспективы внутри ФСП. В 2008 он официально вышел из партии из-за противоречий с Сеголен Руаяль, обвинив ее в социально-либеральном курсе и отходе от левой политики. По примеру немецкого Оскара Лафонтена с его «Die Linke», Меланшон организовал Левую партию, к которой в качестве сопредседателя присоединилась бывшая глава фракции партии зеленых Мартин Биллард. С 2009-го заседает в Европарламенте в качестве депутата от Левой партии.
Своей высокой узнаваемости Меланшон обязан не президентской кампании, а активному участию в протестном движении. Сначала в 2005-м он был одним из ярых противников Евроконституции, вследствие чего сблизился с коммунистами, стоявшими на той же позиции. Затем активно «засветился» в агитации против пенсионной реформы в 2010 году, когда благодаря участию в митингах и на телевидении ему удалось повысить свою популярность.
На выборах-2012 Меланшон представляет не только свою политическую силу - ему удалось добиться своего выдвижения и от Французской коммунистической партии, и от «Объединенных левых». Французские коммунисты находятся в жестком кризисе, поэтому «Левый фронт» и кандидат Меланшон для них - попытка разорвать порочный круг и найти новые перспективы. Праймериз с 16 по 18 июня 2011 года принесли 59, 12% голосов сопрезиденту Левой партии победу и право представлять коалицию «Левый фронт» на президентских выборах. Этому предшествовало глобальное соглашение между, которое предусматривает сотрудничество на последующих парламентских выборах и политическую программу управления. Конкурент Меланшона Андре Шасенье набрал 36, 82% голосов, а радикальный Эммануэль Дон Тран - 4, 06%.
Сами коммунисты до сих пор продолжают спорить - что это, шанс на второе дыхание или провал? Национальный секреталь ФКП Пьер Лоран сочился медом, говоря про «однозначное, бесспорное и важнейшее решение». «Объединенный левый» Кристиан Пике рукоплескал результату Меланшона. А депутат Андре Жеран, снявший свою кандидатуру в пользу Шасенье, наоборот, резко оценил победу Меланшона как потерю в историческом смысле и попытку списания со счетов Французской коммунистической партии. В истории Пятой республики это второй случай, когда коммунисты официально поддерживают некоммунистического кандидата - в 1974 году это был Франсуа Миттеран, выигравший в первом, но проигравший Валери Жискар д’Эстену во втором туре. Что касается коммунистов, после «плодотворного сотрудничества» с французскими социалистами в 70-х они сильно потеряли и с тех пор так и не восстановились.
С другой стороны, своего кандидата у коммунистов нет, а противников Меланшона можно ткнуть в разгромный результат на президентских выборах-2007. Тогда глава партии Мари-Жорж Боффе набрала на президентских выборах 1, 9% - рекордно низкий результат за всю историю коммунистов. Даже Оливье Безансно от гораздо более слабой Революционной коммунистической лиги и тот показал 4, 08%. После этого, хочешь - не хочешь, коммунистам пришлось отказываться от стратегии «партийной независимости». С 2009 реализуется курс на объединение с Левой партией и «Объединенными левыми» в формате «Левого фронта». Если первые - это социалисты из левого крыла ФСП, то вторые - умеренные троцкисты. С одной стороны, в данном объединении коммунисты как самая мощная партия - на первых ролях. С другой стороны, приходится идти на компромиссы, как в случае с Меланшоном.
Поддержав чужого кандидата на президентских выборах, коммунисты надеются отыграться на парламентских. Президент Республиканской ассоциации бывших фронтовиков и коммунист Рафаэль Вае считает, что «гораздо важнее то, что по предвыборному контракту внутри фронта коммунисты имеют возможность выдвинуть в парламентских округах 80 % от всех кандидатов в Национальное Собрание».
В своей кампании Меланшон старается использовать запрос на социалистическую политику и всячески подчеркивает свою близость к простому народу. А еще клеймит капитализм, европейских бюрократов, глобализм, Саркози и продавшихся социалистов. Так, во время волны из 160 массовых манифестаций 29 февраля Меланшон был единственным из кандидатов, кто вышел поддержать протестующих. Правда, использовал информповод еще и чтобы лягнуть Франсуа Олланда - Меланшон возмутился, что кандидат от Социалистической партии не присоединился к демонстрантам.
Понятно, что чем больше Меланшон клянет Франсуа Олланда, тем больше работает на победу Саркози. Здесь играют такие факторы как откусывание части избирателей и критика главного социалиста. Что особенно важно, нападки на кандидата от ФСП звучат не просто от имени еще одного представителя левого лагеря, а человека, который запомнился именно своей последовательной политической позицией, пусть иногда даже чрезмерно резкой и эпатажной.
На самом деле, только от Франсуа Олланда и штаба социалистов зависит, будет ли Меланшон представлять конструктивную линию в кампании или станет кандидатом-спойлером. Поддержку во втором туре можно будет разменять на посты в правительстве и на передачу коммунистам с другими левыми части округов, где ФСП не станет выдвигать сильных кандидатов. И если такое предложение прозвучит, Меланшон будет вынужден согласиться - формат «Левого фронта» означает, что он далеко не единственный, кто принимает решения о поворотах своей предвыборной кампании. Тем более, что коммунисты заинтересованы в озвученных вариантах.
На текущий же момент «Левый фронт» ставит перед собой несколько взаимосвязанных задач. Во-первых, повлиять на социалиста Олланда, чтобы тот давал больше подчеркнуто левых обещаний, за которые в случае победы с него спросят избиратели. Во-вторых, консолидация симпатизирующего левым идеям избирателя, которого во втором туре они приведут к Олланду - если социалисты не пожадничают и пообещают посты в правительства. И задача №3, которая на самом деле является главной - новый формат и образ настоящих борцов за левые идеалы, которым результат Меланшона в первом туре (сейчас соцопросы дают около 8%) позволит пройти в Национальное собрание.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.