Мали награждают сепаратизмом

12 квітня 2012, 16:02
Власник сторінки
0

Спикер Национальной Ассамблеи Мали Дионкунда Траоре принес присягу в качестве временного президента страны. Почему же больше всех радуются сепаратисты: тауреги и исламисты?

Спикер Национальной Ассамблеи Мали Дионкунда Траоре принес присягу в качестве временного президента страны. Передача власти стала возможной после того, как военная хунта согласилась на передачу власти в обмен на обещания амнистии для всех участников переворота 21 марта. США, европейские государства и страны-участницы ЭКОВАС поддерживают возвращение Мали к демократической форме правления. Но первыми, кто должен рукоплескать уходу военных, являются сепаратисты из Национального Движения за Освобождение Азавада и вооруженные исламисты Ийяда Аг Гхали.

Глава малийского парламента принял присягу временного президента страны, согласно решению Конституционного суда и плану мирного урегулирования, подписанному в минувшую пятницу между медиаторами из ЭКОВАС («Экономическое сообщество стран Западной Африки») и руководством военной хунты. Переговорам предшествовали безуспешные попытки руководителей хунты наладить контакты с представителями стран-соседей и других иностранных государств. Но после того, как был введен режим международных санкций, а президент ЭКОВАС отверг призывы руководителя хунты капитана Амаду Саного о военной помощи против туарегов, военным ничего не оставалось, как согласиться на переговоры с группой медиаторов из блока ЭКОВАС.

Понадобилось три дня переговоров, после которых ночью в пятницу хунта заявила о согласии на передачу власти. В обмен военные потребовали амнистии для всех участников переворота 21 марта, а также снятия политических и экономических санкций против Мали. Согласно плану, который одобрил Африканский союз и подписали медиаторы и капитан Саного, военные передадут власть временному президенту Траоре и будут способствовать формированию правительства народного единства. Сразу же после этого должно последовать снятие санкций ЭКОВАС, которые включали закрытие границ с Мали всех стран-участниц ЭКОВАС, запрет на доступ к портам стран ЭКОВАС и замораживание банковских счетов, имеющих отношение к Мали. Нынешний президент ЭКОВАС Алассан Уаттара (президент Кот д’Ивуар) уже заявил, что санкции будут сняты немедленно. Кроме того, Уаттара пообещал, что бывший президент Туре сможет жить там, где захочет, а его безопасность должны гарантировать военные.

Следом за этой новостью последовала отставка президента Амаду Тумани Туре, который с дня переворота скрывается, опасаясь военных. Уже в воскресенье вечером он встретился с переговорщиками и журналистами на своей вилле в центре Бамако. По итогам встречи последовало официальное письмо Туре, в котором он заявил о сложении полномочий президента.

«Мы только что получили официальное письмо с заявлением об отставке от президента Амаду Тумани Туре», - так прокомментировал отставку свергнутого президента Джибрил Бассоле, министр иностранных дел Буркина-Фасо и главный арбитр блока ЭКОВАС. «Мы планируем наладить контакт с ответственными властями, чтобы было объявлено о том, что пост президента свободен и они приняли необходимые меры», - раскрыл Бассоле дальнейшие планы по урегулированию конфликта.

Учитывая, что переговорщики сошлись на кандидатуре спикера парламента Траоре, следом в дело включился Конституционный суд, задачей которого было подогнать юридическое обоснование для передачи власти. Статья 36 Конституции Мали гласит, что если действующий президент оказывается неспособен исполнять свои обязанности до конца срока, временным президентом переходного периода становится глава Национальной Ассамблеи, а сам переходный период длится до тех пор, пока не будут проведены новые выборы. Решение Конституционного суда и открыло Дионкунда Траоре дорогу к посту временного главы государства. Согласно решению, на посту президента Траоре будет находиться до 40 дней максимум с задачей организовать новые выборы.

Международное сообщество с США, ЕС и ЭКОВАС на первом плане добилось отстранения от власти военных, которых не пожелали признать ни в каком качестве после свержения президента Туре. В то же время, замена одного функционера павшего режима другим, выглядит как смена декораций в палате вместо оперативного вмешательства для спасения больного. Несмотря на передачу власти гражданской администрации, нерешенными остаются ряд животрепещущих вопросов, собственно, вызвавших военный путч в Мали после того, как страна оказалась в состоянии гражданской войны.

В первую очередь, так и не определено, к кому перейдут полномочия по управлению страной через 40 дней, когда закончится мандат Траоре. А любая спорная ситуация рискует привести к новому вооруженному перевороту. Согласно плану мирного урегулирования, если за 40 дней выборы организовать не удастся, потребуется создать переходные структуры власти.

Приведение к присяге спикера Траоре окончательно зафиксировало: несмотря на то, что только капитан Саного, при всей нелегитимности прихода к власти, мог организовать отпор мятежу туарегов и сформулировать ответы на охвативший страну кризис, его кандидатуры не устраивает США и европейские страны, чьи компании работают в Мали. Интересно, что выпрыгнувший как чертик из табакерки капитан в свое время проходил обучение в США, где инструкторы охарактеризовали его в личном деле как человека без лидерских качеств.

Самое главное, остается нерешенным вопрос, что делать с мятежниками, захватившими на севере Мали территорию, превышающую размерами Францию. Позиции соседних с Мали государств, организовавших встречу, чтобы обсудить последствия мятежа на севере страны, одной из главных причин вооруженного свержения президента Туре, варьировались от предложений нанести удар по северным мятежникам, которые представляют собой симбиоз сепаратистов-туарегов и связанных с «Аль-Каидой» исламистов, до переговоров с ними. На предыдущем совещании африканских стран в Мавритании прозвучала позиция Нигера, потребовавшего прежде любых переговоров, чтобы туареги отказались от своих завоеваний. В ответ представитель Алжира заявил, что любая военная интервенция только усугубит ситуацию в регионе. Опять-таки, для начала стоило бы определиться, с какими мятежниками и о чем вести переговоры. Дело в том, что группировка «Защитники веры» во главе Ийядом Аг Гхали отказалась поддержать провозглашение независимого государства Азавад. «Наша война - священная война. Это законная война во имя ислама. Мы против мятежников. Мы против независимости. Мы против революций, которые не совершаются во имя ислама», - подвел черту военный руководитель группировки Омар Хамаха. Действительно, раз уж на повестке дня мировая исламская революция, к чему мелочиться из-за какого-то Азавада? Да и в чем интерес мятежников, которые до сих пор побеждали, захватывая город за городом?

И снова-таки, каким образом международное сообщество планирует провести «честные и демократичные выборы» в северной части страны, занятой туарегами?

В сухом остатке, выходит, что оттеснение военной хунты от власти играет в первую очередь на руку наиболее радикальной части вооруженных мятежников. В ситуации, когда горит дом, проводить выборы вместо того, чтобы тушить пожар - не лучшее решение. Впрочем, нужно понимать, что и туарегам, а тем более исламистам, подыгрывать никто не собирается. Скорее, вырисовывается люфт во времени, в течение которого компании-экспортеры природных ископаемых и спецслужбы заинтересованных стран могут попытаться привести к власти новую военную хунту, только уже с заранее лояльным руководством.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.