Фактически в Европе и Украине одни и те же законы, гарантирующие вечную жизнь архитектурным ценностям. Правда, в Европе они действуют, а в Украине на их нарушении неплохо зарабатывают
У истоков мирового движения за
сохранение культурных ценностей, что примечательно, стоит русский, а не
европеец, - Николай Рерих. Если вы не были в Почаевской лавре или в Пархомовке,
за Белой Церковью, обязательно съездите, посмотрите - в обоих местах мозаики по
его эскизам.
Так вот, в 1929 году Рерих
разработал, опубликовал и начал продвигать (рассылать главам правительств и
общественным организациям) проект международного договора о защите культурных
ценностей - так называемый Пакт Рериха (The Roerich Pact). Впервые его
подписали в 1935 году президент США Франклин Рузвельт и еще 20 глав государств.
Это так называемый Вашингтонский пакт.
В 1954-м, в разгар холодной войны
и гонки ядерных вооружений, по инициативе ЮНЕСКО была проведена
межправительственная конференция в Гааге, и в результате на основе Пакта Рериха
ООН приняла Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного
конфликта.
Надо отметить, что прецеденты
бережного отношения к памятникам были и до того, один из ярких примеров - сохранение Понте-Веккьо, Старого моста во Флоренции. В 1944 году немецкие
войска взорвали все мосты через Арно и только этот пощадили из уважения к
возрасту - постройка 1345 года все-таки.
Можно долго перечислять названия
конвенций, рекомендаций, хартий, резолюций, с помощью которых развитые (и не
очень) страны оберегают свое культурное, природное, подводное, историческое,
археологическое, строительное и прочее наследие. А также красоту и характер
ландшафтов, исторические сады, настенные изображения, культурные маршруты,
исторические города, традиции строительства, принципы анализа, сохранения и
реставрации зданий архитектурного наследия и т. д.
Украина не слишком отличилась в
разработке и подписании этих международных договоров, но главный - Конвенция об
охране всемирного культурного и природного наследия (1972), - был ратифицирован
указом президиума Верховного Совета УССР еще в 1988 году.
На основе этой конвенции было
выписано и украинское законодательство об охране культурного и природного
наследия, являющееся, увы, скорее декларацией и утешением общественности, чем
щитом для памятников старины и природы. Тот же Андреевский Спуск с 1987 года входит
в зону Государственного историко-культурного заповедника Древний Киев, и строить
на его территории - по закону - нельзя. А сколько уже построено!
«А что вы хотите, - сказал мне
знакомый искусствовед, - если в столице за сохранность памятников отвечают
кухари и кучеры?» Это, конечно, горькая шутка, у самого искусствоведа предки
занимались дегтярным промыслом, но отсутствие профессиональной чести защитника
старины и отечества у наших чиновников по культуре и природе налицо, а жажда
денег - в кармане. Ведь все, что сносится и уничтожается, у нас «согласовано», тарифы
тоже называются. Тем временем в Европе и мире это законодательство работает.
Где-то в документах у меня
хранится письмо мэра Тулузы, которое он направлял каждому горожанину с
информацией о планах реконструкции одного, не очень старого, здания, - вы
можете сегодня представить такое у нас? Там же, в Тулузе, в 1993 году мне
довелось побывать на заседании горсовета, когда неожиданно в заднем ряду тихо
появились плакаты - державшие их не произносили ни звука. Депутаты обернулись,
почитали, и мэр снял вопрос с повестки дня - как неподготовленный. Как
объяснила переводчица, это были горожане, которые пришли на заседание и
поставили (плакатами) вопрос о строительных работах в их квартале, - и этого
оказалось достаточно, чтобы остановить все до согласования с местными жителями.
В цивилизованном обществе власть
считается и советуется с обществом и только после этого принимает решение. Это
есть то, что называется совещательной демократией.
В вечном городе Риме с купола собора
Святого Петра на много километров вокруг не видно ни одной высотки, даже
здания, которое выбивалось бы по этажности. И это лишь один из множества
примеров того, как законодательство работает там, где его охраняют граждане и где
они принуждают власть действовать исключительно по букве и духу закона.
На этом фоне неудачной пародией
выглядит встреча мэра украинской столицы Александра Попова с активистами,
выступающими против незаконных застроек в Киеве, которые накануне прорвались в
КГГА и оккупировали его кабинет. Первое, что он потребовал, - чтобы активисты
извинились. Второе - пообещал разобраться с застройками по названным адресам.
Чем это закончилось, знают все: через пару дней в вотчине губернатора, на
историческом Андреевском, и были снесены три дома.
Почему же снос этих неказистых зданий
на Андреевском Спуске вызвал волну возмущения, которой испугался даже
всесильный Ринат Ахметов?
Причина, думаю, проста. До
Андреевского Спуска адреса столичных конфликтов - метро Театральная, Гончара,
17-23, Грушевского, 9а, и еще пара сотен - были локальными, в пикеты и драки
лезли только местные жители и отчаянные активисты. А вот инцидент на
Андреевском, культовой киевской улице в самом сердце города, для киевлян, как
коренных, так и неофитов, явление трагическое и глобальное.
После этого случая у Киева остается
одна надежда - на все тех же киевлян, которым уже однажды удалось противостоять
власть имущим. В противном случае на жителей этого города уже никто не будет
оглядываться.
***
Эта колонка опубликована в №15 журнала Корреспондент от 19 апреля 2012 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.