Промежуточный финиш французских выборов

23 квітня 2012, 12:44
Власник сторінки
0

Против шансов Саркози, которому 6 мая опросы прочат отставание от соперника на 6 (данные BVA), а то и 9 % (Ifop), работает еще один фактор. Какие выводы можно сделать по итогам первого тура?

Саркози вопреки некоторым социологическим опросам отстает от Олланда, а Меланшон уступил Марин Ле Пен в борьбе за третье место. Олланд и Саркози теперь будут вынуждены бороться не столько друг против друга, сколько за голоса избирателей кандидатов второго плана. Против шансов Саркози, которому 6 мая опросы прочат отставание от соперника на 6 (данные компании BVA), а то и 9 % (Ifop), работает еще один фактор. А еще 22 апреля высветило ряд не настолько явных итогов, в конечном счете, повлиявших и на результаты. Какие же выводы можно сделать по итогам первого тура?

Итак, после обработки 99, 9 % бюллетеней, кандидат от Французской социалистической партии Франсуа Олланд лидирует с 28, 61 % голосов (экзит-полы дали 28, 4%). Действующий президент и кандидат от Союза за народное движение Николя Саркози идет вторым с результатом в 27, 08 % (25, 5 % - данные экзит-полов). В соревновании за третье место победителем оказалась Марин Ле Пен («Национальный фронт») - ее 18, 05 % подводят итог противостоянию с Жан-Люком Меланшоном, у которого только 11, 12 % (результаты экзит-полов чуть выше - 11, 5 %). Хотя в конце февраля - начале марта Меланшону удалось обогнать Ле Пен в рейтингах, удержать свои позиции ко дню первого тура он так и не сумел. Фаворит выборов 2007 года Франсуа Байру, который проявил себя на этих выборах в качестве центриста, причем не только в политическом плане, а вообще во всех смыслах, набрал 9, 11 % (в то время как экзит-полы дали 11, 5 %). Кандидат от «Зеленых» и депутат Европарламента Ева Жоли зафиксировала результат в 2, 27 % голосов (2 % по данным экзит-полов), хотя в ходе кампании демонстрировала более высокий уровень поддержки. Следом идущие кандидаты расположились так: Николя Дюпон-Эньян - 1, 8, Филипп Путу - 1, 15, Натали Арто - 0, 57 и Жак Шеминад - 0, 25 % голосов.

Нужно честно признать: если Олланд выиграет, это произойдет не благодаря кандидату от ФСП и его команде. Успех левых - это в первую очередь реакция французского избирателя на социальную повестку, которая определяет ход выборов и предпочтения электората. Запрос на социальную Францию настолько велик, что резко полевевшего избирателя хватает на двух фаворитов - Олланда и Меланшона. Важно, что запрос на «социалистический поворот» подпитывается резким неприятием Саркози, характерным для многих избирателей. В отличие от 2007 года, когда судьбу выборов решали голоса, отданные за центриста Франсуа Байру (и в меньшей мере за Жан-Мари Ле Пена), сейчас направление выбора для избирателей определяют два магистральных фактора. Во-первых, запрос на «левую», то есть, более социальную политику, что логично на фоне трясущих ЕС и Францию финансово-экономических катаклизмов. Во-вторых, радикализация настроений, логичная для периода экономического кризиса. Учтем, что радикализация происходит в контексте двойного напряжения: с одной стороны, такие экономические демотиваторы как безработица, рост цен и снижение доходов простых французов, с другой - рост напряжения в межнациональных отношениях, характерного для развитых стран Европы в целом.

Вообще выборы-2012 - более реалистичные по сравнению с гламурным голосованием 2007 года. Кампания-2007 скорее напоминала побег от реальности, концентрируясь на том, как выглядела Руаяль или что сказал Саркози, вместо обсуждения вызовов и механизмов.

Еще интересно, что на выборах-2012 не сработал фактор альтернативных левых. Если в 2002 году кандидаты от маленьких левых партий отобрали у Лионеля Жоспена в сумме 21 %, то сейчас левый запрос распределил голоса между Олландом и Меланшоном, которые в сумме набирают почти 40 %. Даже крикливо эпатажная Ева Жоли демонстрирует чуть больше 2 %, а Филипп Путу и Натали Арто вообще показали разгромные результаты.

Кстати, именно фактор радикализации, подстегнувший среди французов евроскептические настроения, поясняет, почему частично пересекается электорат Марин Ле Пен и Жан-Люка Меланшона. Если отбросить ярлыки, по сути, Ле Пен являюется традиционным консерватором с уклоном в национализм, а Меланшон последовательным социалистом, в идеологическом портрете которого прослеживаются коммунистические черты. Ведь оба кандидата, несмотря на идеологическую и имиджевую полярность, совпадают в радикальной подаче своих взглядов и отличаются жесткой критикой против Европейского союза. Добавим, что кампании Ле Пен и Меланшона были яркими на фоне предсказуемо пафосного Саркози, который привык к закулисным договоренностям и хитроумным «разводкам», и предсказуемо пресного Олланда, который как будто специально старался ничем не выделяться, то, говоря банальности, то просто «съезжая» с какой-то темы.

Теперь вся интрига сосредоточена вокруг расстановки сил накануне второго тура и возможных вариантов Саркози и Олланда. И, конечно же, вокруг поведения непрошедших во второй тур кандидатов, в арсенале которых достойный процент голосов. Штаб Саркози еще до выборов попытался найти общий язык с Франсуа Байру, правда, пока что неизвестно о каких-либо результатах переговоров. В этом ключе интересны методы, которые применят политтехнологи всеядного Саркози, чтобы привлечь на свою сторону избирателей Ле Пен, Меланшона и Байру. Вопрос только, получится ли?

Ведь Меланшон и Ле Пен с первых же минут отвергли любые компромиссы с Саркози. Сразу же после оглашения результатов экзит-полов вечером 22 апреля, выступая на крыльце своего штаба, Жан-Люк Меланшон призвал своих сторонников голосовать против Саркози, «не требуя ничего взамен», потому как главная задача - это «разбить Саркози». Выступление Меланшона уже через считанные минуты начали критиковать спикеры Союза за народное движение. В прямом эфире France24 депутат Элен Келлер (UMP) прокомментировала выступление кандидата от Левого фронта, выразив удивление тому, что Меланшон призвал голосовать против Саркози. В то время как, по ее мнению, Франции нужна позитивная повестка, голосовать нужно за человека, способного взять ответственность за страну, а не строить свой выбор на антитезисе.

Марин Ле Пен, выступая в своем штабе сразу после оглашения данных экзит-полов, жестко прошлась по обоим фаворитам, правда, стараясь не называть их имена. Главное достижение, по ее словам, в том, что «мы подорвали монополию двух партий, которых поддерживают финансы и банки». Понятно, что если сегодня она называет Саркози ставленником олигархии, то завтра вряд ли станет призывать отдать ему голоса.

Обтекаемая линия кандидатов второго эшелона имеет логичную причину. Кстати, еще один фактор, работающий против Саркози. Чуть более месяца спустя после второго тура Францию ждет парламентская кампания - первый и второй туры выборов в Национальное собрание пройдут 10 и 17 июня. По большому счету, для таких кандидатов как Ле Пен, Меланшон, Байру, Жоли президентская кампания на самом деле являлась стартовой площадкой для парламентских выборов. А парламентская кампания, которая, по факту, идет уже сейчас, предполагает правило «каждый за себя». Поэтому, чтобы, скажем, Байру или Ле Пен, в открытую призвали поддержать Саркози, им взамен должны пообещать такие вещи, которые кандидат от UMP выполнить не может. И самое опасное для Саркози - в том, что все это понимают.

Политком

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.