А у нас ЭКОВАС

02 травня 2012, 08:54
Власник сторінки
0

ЭКОВАС приняла решение направить вооруженные силы для интервенции в Мали и Гвинея-Бисау. Восстановление демократии или оправдания для военной интервенции в интересах Франции?

ЭКОВАС приняла решение направить вооруженные силы для интервенции в Мали и Гвинея-Бисау. Если ситуация в Гвинея-Бисау - это отдельный разговор, то в случае с Мали решение чрезвычайного саммита в Абиджане прояснило логику действий Запада и ECOWAS после военного переворота и смещения президента Амаду Тумани Туре. Восстановление демократии или оправдания для военной интервенции в интересах Франции? - вот вопрос, который возникает по итогам саммита ECOWAS в Абиджане. Итак, экономическое сообщество стран Западной Африки (ECOWAS) по итогам чрезвычайного саммита приняло официальное заявление, из которого следует, что страны-участницы отправят в Мали военный контингент, чтобы поддержать переходное правительство в борьбе против мятежников - успешный ход восстания туарегов позволил объявить на севере страны независимое государство Азавад. Правда, Азавад - из списка непризнанных государств, да и среди самих мятежников серьезные разногласия по этому поводу, ведь отряды исламистов Ansar Dine («Защитники веры») во главе Ийядом Аг Гхали и Омаром Хамаха отказались поддержать провозглашение независимости.

«Главы государств и правительств приняли решение предпринять все возможные меры, чтобы помочь Мали в восстановлении единства и территориальной целостности», - говорится в заявлении, обнародованном по итогам саммита в городе Абиджан (Кот д’Ивуар). Согласно официальной версии, представители 15 западноафриканских стран, образующих блок ECOWAS, опасаются распространения терроризма и уголовной преступности из «горячих точек» на всю Западную Африку, если на ситуацию вовремя не отреагировать. «Безопасность Европы и США сегодня зависит от ситуации в Сахель (район к югу от Сахары) и Гвинейском заливе», - прокомментировал логику стран ECOWAS Алассане Уттара, нынешний глава организации и президент Кот д’Ивуар. Как известно, в Гвинея-Бисау, которая представляет собой один из крупнейших перевалочных пунктов торговли кокаином, мятежные армейские части 12 апреля арестовали временного президента Раймундо Перейру и кандидата в президенты Карлуша Гомеша Жуниора. А в Мали туареги вместе с исламистами, которых связывают с «Аль-Каидой» захватили северную часть страны размерами превышающую Францию. В довершение ко всему, 22 марта власть в Мали захватила военная хунта во главе с капитаном Саного, возмущенная неспособностью президента Амаду Тумани Туре противостоять успешному наступлению сепаратистов.

Если говорить языком конкретных цифр, то в Гвинею-Бисау предполагается отправить от 500 до 600 военнослужащих. А в случае с Мали Пол Коффи Коффи, заместитель министра обороны Кот д’Ивуар уже заявил Associated Press, что ECOWAS отправит «по меньшей мере 3000 человек в Мали». Хунта в Мали во главе с капитаном Амаду Саного после полной блокады со стороны африканских государств и применения других санкций согласилась передать власть переходному гражданскому правительству, в обмен на амнистию для участников переворота в ночь с 21 на 22 марта. Соглашение о мирной передаче власти гражданской администрации написано под диктовку ECOWAS, которая ретранслировала «пожелания» США и ЕС, в первую очередь Франции. В четверг 12 апреля к присяге был приведен временный президент Мали - бывший спикер парламента Дионкунда Траоре. Траоре в первую очередь ставилась задача в течение 40 дней организовать проведение выборов президента страны. Теперь же ECOWAS обозначил, что ожидает от Мали и Гвинея-Бисау организации и проведения президентских выборов в течение 12 месяцев. То есть, задним числов срок временного президента увеличивается.

Решение властей западноафриканских государств по отправке войск получило немедленное одобрение со стороны Франции. В принципе, ситуация достаточно празрачно продемонстрировала, что военная интервенция в Мали отвечает именно интересам Франции. Не успели западноафриканские лидеры принять решение об «ограниченном контингенте», как французский министр иностранных дел Ален Жюппе сразу же пообещал, что Франция окажет поддержку в плане «логистики, материального обеспечения и разведки». «Очень хорошее решение», - так отозвался Жюппе, который пообещал поддержку, но не настолько, чтобы направлять в Гвинея-Бисау и Мали французские части или Иностранный легион. По словам Алена Жюппе, «вопрос о нашей высадке не стоит». То есть, прямое военное вмешательство, вроде высадки французского Иностранного легиона в Кот д’Ивуар в 2011 году (тогда благодаря французскому контингенту «Единорог» на пост президента был возведен нынешний глава ECOWAS Алассане Уаттара, ради которого отстранили Лорана Гбагбо), пока не предлагается.

Решения чрезвычайного саммита, прозвучавшая мотивация и реакция Франции - все вместе складываются в единую мозаику, проясняющую логику событий последних месяцев в Мали. Конечно, в отношении военной интервенции звучат исключительно благие намерения, но если уж точно следовать принципам демократии, то международные акторы должны были действовать иначе. Действительно, разве предыдущий президент Амаду Тумани Туре, которого свергла военная хунта, обвиняется в каких-либо преступлениях или государственной измене? Нет, ничего подобного. Западноафриканские страны, США, Франция не признали военную хунту и осудили государственный переворот. Но тогда по логике восстановления демократии и гражданского правления власть должна быть возвращена законному президенту - а правомочие Туре никто не ставил под сомнение. Вместо этого пришлось ссылаться на статью малийской Конституции, согласно которой в случае, если президент оказывается неспособен исполнять свои обязанности, временным главой государства становится спикер парламента. Но и здесь схема не сработала - президент Туре здоров и в здравом уме, а потому способен исполнять свои обязанности. Пришлось отправлять к нему международную делегацию и требовать официального заявления об отставке. Хотя, нужно еще раз подчеркнуть, если следовать общепринятым принципам права и законодательству Мали, Туре должны были вернуть полномочия президента, которые он приобрел, победив на признанных международным сообществом выборах. Но вот загвоздка - полномочия Туре на исходе, а значит, впереди президентские выборы с неизвестным результатом. Теперь же впереди - до 12 месяцев временного люфта и военный контингент с французской поддержкой за спиной.

Поэтому события последних недель с оттеснением хунты и приведением к власти спикера парламента вызвали, мягко говоря, массу вопросов. Действительно, перед лицом наступления туарегов и исламистов, Запад и ECOWAS лоббируют назначение Траоре, перед которым ставят крайне «актуальную» задачу проведения выборов. Теперь же ларчик открылся - таким путем были созданы основания для военной интервенции в Мали. Тем более, что получается двойной предлог - с одной стороны, военная помощь в борьбе против мятежников (с которыми придется воевать, в том числе и руководителю хунты капитану Амаду Саного), с другой - обеспечение правопорядка на время президентских выборов.

http://www.politcom.ru/13771.html

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.