Мосье социалист

18 травня 2012, 10:23
Власник сторінки
0

Ретроспектива французских выборов для "Эксперта"

Мосье социалист 
Наталия Бабанина, Сергей Слободчук

Впервые за историю Франции периода Пятой республики (с 1958 года) действующий президент, баллотировавшийся на следующий срок, не победил в первом туре. А затем и вовсе проиграл во втором, уступив кабинет в Елисейском дворце секретарю соцпартии Франсуа Олланду. Таким образом, социалистам удалось взять реванш за годы поражений: с 1995-го они три раза подряд проигрывали президентские выборы. После инаугурации 15 мая Олланд станет вторым президентом-социалистом после Франсуа Миттерана, правившего страной 14 лет. Пикантности ситуации добавляет то, что Олланд является бывшим бой-френдом Сеголен Руаяль — кандидата от соцпартии на выборах-2007, проигравшей Николя Саркози во втором туре.

От противного

Результаты первого тура президентских выборов и незначительный перевес в нем Олланда совсем не гарантировали ему победу во втором туре. В политической истории Франции бывали случаи, когда победитель первого тура проигрывал во втором. Так в 1974 году случилось с Франсуа Миттераном. Итог противостояния Саркози и Олланда зависел от перераспределения голосов кандидатов второго эшелона. Лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен, получившая рекордные 17,9% голосов (в 2002 году за ее отцаЖан-Мари Ле Пена в первом туре выборов проголосовало 16,9%), призвала избирателей воздержаться от поддержки обоих кандидатов. Между тем за ее правый электорат яростно сражался Саркози. Кандидат от «Левого фронта» Жан-Люк Меланшон, с чьим именем связывают возрождение французских коммунистов, еще 22 апреля, не дожидаясь официальных результатов первого тура, призвал голосовать против Саркози. А центристФрансуа Байру, которому глава государства якобы пообещал (в обмен на лояльность) портфель премьера, 4 мая открыто призвал голосовать за социалиста.

Штаб президента не смог мобилизовать достаточного количества избирателей для того, чтобы обыграть Олланда. В полной мере не сработал и арсенал контртехнологий, подобный тем, которые команда Саркози успешно применяла в 2007-м. Тогда, к примеру, политтехнологам последнего удалось не допустить во второй тур Франсуа Байру. Они подкупили влиятельных сторонников Байру из Союза за французскую демократию (СФД), а те за день до голосования убедили избирателей поддержать Николя Саркози. Это внесло раскол в партийные ряды СФД  и привело к электоральной сумятице. В результате Саркози сошелся с более слабой Руаяль во втором туре.

На выборах-2012 технологическим успехом окружения президента стало недопущение к выборам Доминика де Вильпена — бывшего премьера и личного врага Саркози. После разъяснительной работы, которую провел его штаб с депутатами и мэрами городов, Вильпен не смог собрать 500 подписей политиков, необходимых ему для выдвижения.

Но самым ярким технологическим ходом нынешней кампании, конечно, стала история с дискредитацией бывшего директора-распорядителя Международного валютного фонда (МВФ), социалиста Доминика Стросс-Кана, вынужденного отказаться от участия в выборах из-за обвинений в изнасиловании горничной. Версия о том, что сторонники президента таким образом убрали опасного конкурента, — заблуждение. На самом деле Стросс-Канн был бы более слабым соперником Саркози, нежели Олланд.

Экс-глава МВФ представляет правое крыло социалистов, которое взяло верх в партии после окончания правления Миттерана. Самыми известными представителями этого крыла являются Лионель Жоспен и Сеголен Руаяль, с которыми связаны поражения социалистов на выборах 1995, 2002 и 2007 годов. Стросс-Канн — один из столпов и промоутеров неолиберальной политики в мире, верный приверженец европейской интеграции и идеолог вхождения Франции в зону евро. То есть проповедует совсем не популярные среди французов идеи. Социалист-капиталист не мог стать консенсусной фигурой объединения французских левых. Парадокс: более слабый как личность и менее опытный Олланд имел больше шансов обыграть Саркози, нежели политический мастодонт Стросс-Канн.

Гламурный Тартюф

Саркози любит не политику в себе и не себя в политике, а просто себя. Сарко Дерганый, Сарко Евроатлантист, Сарко Американец, Пожарный-пироман — у него много прозвищ, данных за порывистость, непоследовательность, нервность, резкость формулировок, а также за неприкрытую симпатию к США. Расточительность президента, склонность к демонстрации богатства, фигурирование в коррупционных скандалах стали притчей во языцех и причинами «саркофобии».

Рассчитывая на блицкриг, Саркози позже других кандидатов начал избирательную кампанию, пытаясь эксплуатировать образ Шарля де Голля и его лозунг «Сильная Франция». Однако ему это не удалось: «Увидев, что делает Саркози, де Голль перевернулся бы в гробу», — написала газета Le Monde. Нынешний президент фактически умножил на ноль все достижения генерала: изменил на референдуме 47 из 89 статей Конституции, принятой в 1958 году; восстановил участие Франции в военных структурах НАТО (де Голль приостановил его в 1966 году); вернулся к практике колониальных войн (Кот-д’Ивуар), от которых отказался генерал; попытался изменить избирательную систему с мажоритарной в два тура (ее ввел де Голль, чтобы отсечь от прихода к власти представителей радикалов — коммунистов и фашистов) на смешанную; лишь демонстрировал свои симпатии России, в то время как де Голль считал Москву основным союзником Парижа; заигрывал с США, что категорически расходилось с позицией генерала.

Сарко не любят за происхождение (его отец — венгерский еврей) и непоследовательность. Он инициировал запрет на ношение хиджабов и предлагал дотировать строительство мечетей, а также создал Французский совет мусульманской веры. Выступал за ужесточение правил миграции и предлагал политику мягкой адаптации переселенцев во французское общество. В 2007–2008 годах Саркози принимал в Елисейском дворце ливийского лидераМуаммара Каддафи и сирийского президента Башара Асада, а в 2011 году стал одним из инициаторов военного вторжения в Ливию, а Асада назвал чудовищем. Саркози критиковал США за вторжение в Ирак, но при этом сам ввязался в войну в Кот-д’Ивуаре, а также обещал отправить войска в Мали и Гвинею-Биссау. Он защищал свободный рынок и выступал приверженцем политики государственного протекционизма, поддержал идею формирования бюджетного союза и «продавил» выделение помощи Греции.

В 2007 году эпатажный и жесткий министр внутренних дел Николя Саркози стал президентом на волне антиэмигрантских настроений после погромов 2005 года. От него ждали решительных реформ, а дождались лишь обещаний, скандалов и бесконечной рисовки перед телекамерами.

Не исключено, что по окончании президентского срока Сарко, как и его предшественник на посту Жак Ширак, предстанет перед судом. Саркози обвиняют в том, что его избирательную кампанию в 2007 году незаконно финансировали Каддафи и компания L'Oreal. А в 1994–1995-м он, будучи министром финансов, вместе с тогдашним премьер-министром Эдуаром Балладюром участвовал в коррупционных схемах при продаже французских подлодок Саудовской Аравии и Пакистану.

Олланд на безрыбье

Если в 2007 году эпатажный Сарко стал кандидатом в президенты, выиграв безальтернативные внутрипартийные выборы, то чтобы получить право участвовать в кампании 2012 года, Франсуа Олланд победил в общегосударственных праймериз, обойдя лидера социалистов Мартин Обри. То, что Олланд не такая уж скучная личность, лишенная, по словам Саркози, «президентского костюма», подтвердили предвыборные дебаты кандидатов. Вопреки ожиданиям, он изящно нападал, а Саркози истерично отбивался. «Сухарь», не занимавший ни одного государственного поста, за спиной которого лишь работа в партийных структурах и на посту мэра городка с населением в 15 тысяч, обошел многоопытного Сарко. Успех Олланда связан не только с традиционным для Франции запросом на левые идеи. На руку победителю сыграло то, что избиратели его не знали и не проецировали на него негативных ожиданий, как на Саркози. Олланд позиционировал себя как «кандидат всех французов», в то время как Сарко заламывал руки: «Все против меня!»

Олланд умело применял лозунги Миттерана, обещая ввести налог на богатство (это Миттеран сделал в 1981-м), снизить минимальный пенсионный возраст с 62 до 60 лет (Миттеран уменьшил его с 63 до 60 лет), сократить рабочую неделю до 35 часов (Миттеран урезал ее с 40 до 39 часов), расширить права профсоюзов. Он наобещал больше, чем в состоянии выполнить. По словам главы МВФ Кристин Лагард,на воплощение планов Олланда нужна сумма, втрое превышающая бюджет Франции.

Через левое плечо

Франция после проигрыша социалистов в Греции, Испании и Португалии может стать единственной крупной европейской страной, в которой к власти придут левые. Но случится это лишь в случае достижения ими хорошего результата на парламентских выборах в июне. В нынешнем созыве большинство (305 из 577 депутатов) — за представителями Союза за народное движение, под флагами которого Саркози баллотировался в президенты в 2007 году. Проиграв выборы, он отказался далее продолжать политическую карьеру и возглавлять список партии. Поэтому позиции Союза за народное движение вполне могут потеснить социалисты, имеющие в нынешнем составе 197 мандатов.

Для Олланда принципиально важно сформировать левое большинство в парламенте. Тогда новому президенту не придется делиться властью  с премьером от другой политической силы, и его действия не будут ограничены лишь представительскими функциями и реализацией внешнеполитической линии. К примеру, президент-социалист Франсуа Миттеран в разные годы сосуществовал с премьерами-голлистами Жаком Шираком и Эдуаром Балладюром. Позже президенту Шираку довелось терпеть на посту главы правительства социалиста Лионеля Жоспена.

На фоне общего евроскепсиса приход к власти во Франции социалиста, заявляющего о необходимости выхода республики из бюджетного соглашения, — серьезный сигнал. Олланд не собирается разрешать Германии диктовать правила жизни для всего Евросоюза. И в этом его поддерживает Греция, где на прошедших 6 мая досрочных парламентских выборах провалились партии «Новая демократия» и ПАСОК, поддерживающие соглашение с ЕС и МВФ о финансовой помощи стране. Сопротивляются введению режима экономии и Нидерланды. Правительство Марка Рютте не смогло договориться по поводу сокращения бюджетных расходов. В конце апреля премьер подал в отставку, и страна оказалась на пороге выборов.

Канцлеру ФРГ Ангеле Меркель вряд ли удастся убедить Олланда не отказываться от попыток спасти евро и еврозону. Выборы во Франции и Греции, а также политический кризис в Нидерландах нанесли давно ожидавшийся удар по евро: впервые с января нынешнего года за евровалюту на рынке FOREX дают менее 1,30 доллара США.

журнал «Эксперт»

http://www.expert.ua/articles/8/0/10197/

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.