Ничего не зная о мировой и украинской классике, соотечественники, подражая коллекционерам-богачам, ринулись приобщаться к современному изобразительному искусству. Рембрандта, Гойю и Малевича просьба не беспокоить.
Киев стал центром современного искусства. Два крупнейших арт-центра - Мистецький арсенал и PinchukArtCentre, а также с десяток галерей приглашают жителей украинской столицы посмотреть на лучших современных художников.
И киевляне идут, даже бегут. Причем в больших количествах, начиная от известных бизнесменов и политиков до парикмахеров и фитнес-тренеров, эту знать обслуживающих. Сформировалась даже некая модная украинская тенденция, когда поводом для выхода в свет может стать шумное открытие выставки, на которую придут знаменитости и набежит куча простого люда - посмотреть и приобщиться.
Но при всем этом мы видим в Украине низкий уровень художественного образования, отсутствие арт-рынка, аварийное состояние государственных музеев. Так что возникает вопрос: действительно ли современное искусство, вызвавшее такой патологический интерес, нужно киевлянам и они без него не могут жить?
Я являюсь простым потребителем искусства, в том числе и современного, смотрю его везде, где бываю, но не только его. Специалистом не являюсь, поэтому само искусство обсуждать не буду. Скажу всего лишь о своих наблюдениях.
Несколько лет назад, путешествуя семьей по Испании на автомобиле, мы остановились в потрясающем историческом городе Сантьяго-де-Компостелле. Сам город является музеем, улицы переполнены людьми, и, гуляя по нему, мы неожиданно вышли к выставке знаменитого немецкого художника Йозефа Бойса. Галерея, или, точнее, выставочный центр, находится в исторической части. Выставка была организована немецкой стороной, занимала два просторных этажа, и, естественно, мы не могли обойти ее своим вниманием.
Около двух часов мы рассматривали работы великого концептуалиста, и за это время на выставку никто не зашел. Ни один человек! Двумя днями ранее в Мадриде мы выстояли несколько часов в очереди, чтобы попасть в музей Прадо.
Спустя два года в одной из берлинских галерей проходила выставка Дэмиена Херста, британского художника, хорошо известного украинцам. Кстати, я прекрасно запомнил день открытия его выставки в Киеве в PinchukArtCentre - таксист, подвозивший меня, слезно просил отдать ему пригласительный, так как без современного искусства он жить не может. И добавил: "Там же все будут!".
На выставке Херста в Берлине я не был. Но газеты писали о том, что выставка слабо посещается, а жители и гости немецкой столицы проявляют мало интереса к знаменитому англичанину. В это же время тысячи, десятки тысяч людей стояли в очередях в городские музеи и национальные галереи.
И еще один берлинский пример. Андреас Гурски, самый продаваемый и дорогой фотограф в мире, известный у нас также благодаря PinchukArtCentre, выставил в одной из берлинских галерей пять своих работ из серии Oceanic Feeling. Antarctica - огромных размеров фотографии Антарктиды и окаймляющего самый южный материк океана, которые производили мощное, незабываемое впечатление. И снова наслаждался я этими работами в одиночестве.
Возвращаемся в Украину. Имея представление о том, как и что происходит в мире с искусством, его потреблением, арт-рынком и так далее, мы можем говорить о некоторых отечественных перекосах. И это еще мягко сказано. Безусловно, во всем мире искусство является предметом купли-продажи, но импрессионисты, например, давно скуплены и лежат в сейфах. Поэтому сегодня самое пристальное внимание людей с деньгами обращено на современное искусство и современных художников.
На Западе это - дело частное, хотя и достаточно освещается в СМИ. У нас люди с излишком денег тоже пытаются следовать мировым веяниям и тоже покупать contemporary art. Не все, конечно, могут позволить себе лучших в мире, но с удовольствием приобретают современных художников и украинских тоже - слава богу!
А что наш народ? А наш народ любит поглазеть, потереться, приобщиться, а не восстанавливать музеи, исторические и архитектурные памятники, строить гражданское демократическое общество. Украинцы - безусловно, не все, но их критическая масса - сразу хотят стать Ахметовыми, Коломойскими, Пинчуками.
***
Эта колонка опубликована в №22 журнала Корреспондент от 8 июня 2012 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua