Мировое сообщество приняло решение наводить порядок в Мали. Что на самом деле скрывают ленты новостей о военной интервенции в Африку?
Мировое сообщество приняло решение наводить порядок в Мали. Саммит глав африканских государств и правительств, состоявшийся 11 ноября в Абудже — столице Нигерии, единогласно поддержал отправку в Мали военного контингента. За день до этого состоялось заседание совета ЭКОВАС (Экономического сообщества западноафриканских государств) по посредничеству и безопасности, утвердившего план военной интервенции против сепаратистов. Сообщество направило документ в Совет Безопасности ООН, на основе которого эта организация на заседании до конца ноября примет резолюцию, санкционирующую высадку военного контингента из африканских подразделений.
С просьбой о помощи в борьбе против сепаратистов, захвативших север страны и объявивших о создании государства Азавад, обратился Дионкунда Траоре, временный президент Мали. На деле за демонстративной решимостью западных стран и ЭКОВАС разрешить конфликт в этом государстве, которое по площади занимает 24-е место в мире, скрывается план по установлению контроля над его природными ресурсами.
|
Настоящая роль временного президента Дионкунда Траоре — быть проводником интересов Франции |
В Мали отправится контингент, состоящий из трех тысяч военнослужащих африканских стран. Мандат миротворцам выдан сроком на один год. При этом о своей поддержке плана военной интервенции заявила Франция — бывшая метрополия. Правда, ее президент Франсуа Олландподчеркнул, что Франция и другие государства-члены Евросоюза не намерены отправлять в Мали свои военные подразделения. В середине ноября в Париже состоялись переговоры между США и Францией с участием представителей Африканского союза, ЭКОВАС, ЕС и ООН, по итогам которых французы заявили, что Соединенные Штаты отдают им руководящую роль в разрешении кризиса в Мали. А 19 ноября в Берлине запланирована встреча министров обороны и иностранных дел ЕС с целью обсудить детали интервенции и возможность отправки около 400 военных для участия в операции ООН.
|
История Мали — непрерывная цепь военных переворотов |
Одновременно в Уагадугу, столице Буркина-Фасо, состоялись трехсторонние переговоры между одним из высших должностных лиц Мали, делегацией представителей групп экстремистов, контролирующих север страны, и президентом Буркина-Фасо Блэзом Компаоре (главный посредник ЭКОВАС по вопросу кризиса в Мали), не давшие никаких результатов.
Темная сторона Мали
В северо-западной Африке мир вернулся в XIX век с его колониальной логикой международных отношений |
Еще в мае, на саммите в Абиджане (Кот-д’Ивуар) блок ЭКОВАС сообщил о решении направить вооруженные силы для интервенции в Мали и Гвинею-Бисау, где произошли военные перевороты. Официальное заявление гласило, что страны-участницы организации готовы осуществить высадку военного контингента в Мали, чтобы поддержать переходное правительство страны в борьбе против мятежников. Решение предпринять все возможные меры, чтобы помочь Мали в восстановлении единства и территориальной целостности мотивировалось тем, что 15 стран, образующих блок, опасаются распространения терроризма и уголовной преступности по всей Западной Африке.
|
В личном деле главы военной хунты капитана Амаду Саного американские инструкторы записали: не имеет лидерских качеств |
После поражения сил Муаммара Каддафи в Ливии многие туареги, воевавшие на стороне полковника, вернулись в Мали с французским оружием, которое самолеты НАТО сбрасывали повстанцам. Вооруженные сепаратисты недолго сидели сложа руки. Семнадцатого января 2012 года в северном Мали (пустыня Сахара) начался мятеж под руководством бывшего полковника ливийской армииМухаммеда Аг-Наджима. Слабые армейские подразделения не смогли организовать отпор туарегам и исламистам из группировки Ansar Dine («Защитники веры»), которые в кратчайшие сроки захватили две трети страны.
Уже в первые месяцы вооруженной борьбы у сепаратистов проявилось главное противоречие: если вожди племен были готовы остановиться на создании нового государства Азавад на северо-востоке Мали, то Ansar Dine полагала, что цель борьбы — не создание отдельных стран, а всемирная исламская революция. «Наша война — священная война. Мы против независимости. Мы против революций, которые совершаются не во имя ислама», — пояснил позицию организации ее военный руководитель Омар Хамахa.
В итоге в сердце Африки возник новый «заповедник» террористических групп, в первую очередь «Аль-Каиды в странах Магриба». Резолюция Совета ООН по правам человека от 26 сентября 2012 года описывает ситуацию следующим образом: «Массовые убийства, случаи взятия заложников, акты насилия в отношении женщин и детей, грабежи, кражи, уничтожение объектов культурного и религиозного назначения, вербовка детей-солдат». Как отмечают корреспонденты, в страну вернулся рабовладельческий строй. Женщина там стоит около тысячи долларов, за ребенка просят несколько сотен. Исламистские группировки, захватившие часть страны, навязывают радикальную интерпретацию ислама. Экстремисты врываются в дома мирных жителей и, если находят женщину без паранджи, отрезают ей ухо. Всё это породило массовое бегство местного населения. Прежде всего христиан, которые ищут спасения на юге страны (там уже назрела гуманитарная катастрофа) либо в Алжире и Мавритании.
Военная хунта во главе с капитаном Амаду Саного, возмущенная пассивностью властей, в ночь с 21 на 22 марта осуществила переворот, захватив президентский дворец и отстранив от власти президента Амаду Тумани Туре. Страны-соседи с этим не согласились, организовав полную блокаду границ (Мали не имеет выхода к морю) и замораживание всех счетов страны. Военным ничего не оставалось, как в обмен на амнистию согласиться передать власть переходному гражданскому правительству по главе с Траоре.
|
Парижский ястреб Николя Саркози возобновил курс Франции на военное вмешательство в дела Африки в 2010-м |
Новая экспансия Пятой республики
На деле речь идет об использовании «управляемого конфликта», с помощью которого Франция осуществляет экспансию в страны Африки. Юрист-международник Александр Мезяев обращает внимание на то, что все мировые лидеры, начиная с генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, осудили переворот, но ни один из них не потребовал восстановления полномочий президента Туре. Его мандат истекал в 2012 году, а президентские выборы могли привести к власти фигуру, не устраивающую страны Запада. Добившись отстранения хунты, Франция с помощью ЭКОВАС добилась, чтобы присягу принял спикер парламента Дионкунда Траоре в качестве временного президента. Сначала его мандат составлял 40 дней для организации выборов, но после присяги страны ЭКОВАС задним числом увеличили срок полномочий до 12 месяцев.
Новому главе Мали была поставлена изначально невыполнимая задача по организации выборов в стране, где идет гражданская война, а власти не контролируют и половины территории. Вернувшись из Франции, Траоре обратился к ЭКОВАС за военной помощью для реорганизации вооруженных сил и восстановления территориальной целостности страны. Ссылаясь на это обращение, Совбез единогласно поддержал резолюцию «Мир и безопасность в Африке», дающую «зеленый свет» военной операции.
Это далеко не первый случай за последние годы, когда фактическим вдохновителем операции становится Франция, контролировавшая эти земли до 1960 года (тогда они носили название Французский Судан). Новый виток экспансии в Африку с прямым применением вооруженных сил Париж начал в 2010 году, когда страной руководил Николя Саркози, запомнившийся французам своими острыми речами в отношении иммигрантов и преодоления последствий ослабления роли Пятой республики в мировой политике после длительного правления социалистов. Саркози приказал отправить в Кот-д’Ивуар военный контингент «Единорог». Тогда оба кандидата в президенты страны, Лоран Гбагбо и Алассане Уаттара, объявили себя победителями выборов. С помощью французских военных удалось отстранить Гбагбо от власти, объявив президентом Уаттара, лояльного Франции. Примечательно, что сегодня он занимает пост председателя ЭКОВАС.
Ситуация в северо-западной Африке осложняется целым рядом особенностей. Во-первых, границы государств являются условными и в основном совпадают с границами колониальных владений великих держав в середине XX века, а не с межами расселения племен и этносов. Во-вторых, в центре этой территории расположена пустыня Сахара, территорию которой сложно контролировать. Уже несколько лет популярное ралли «Дакар» проходит не здесь, а на территории Южной Америки. Причина тривиальна — организаторы рейда не могут гарантировать безопасность гонщикам, стюардам и зрителям. Равно как и свободную от мин трассу.
Те же туареги, численность которых ООН оценивает в пять миллионов человек, живут не только в северной части Мали, но и в Нигере, Алжире, Буркина-Фасо, Ливии. Этот факт позволяет сравнить их с курдами — еще одной нацией, которая не имеет своего государства, но при этом громко заявляет о себе на мировой арене. Неслучайно на многих футуристических политических картах 2050 года помимо Курдистана значится и Азавад.
В современном Мали проживают несколько социолингвистических общностей. Помимо бербероязычных туарегов, мавров и арабов, которые традиционно являются кочевниками и преимущественно промышляют разбоем, торговлей оружием и наркотиками, тут еще живут скотоводы фульбе, земледельцы и рыбаки, говорящие на языках манде и согай. Мали входит в список беднейших стран мира, где средний доход на душу населения едва достигает тысячи долларов США.
Однако экономический интерес со стороны Франции и соседей Мали продиктован другими мотивами. Тут расположены значительные запасы природных ресурсов, включая золото, уран, бокситы, железную руду, олово, медь. В последние годы компании Total (Франция) и Qatar Petroleum Company (Катар) проводят активную геологоразведку на севере страны, благодаря чему обнаружены значительные запасы нефти. Несмотря на то что львиную долю территории республики занимают пустыня Сахара и засушливый регион Сахель, страна богата и запасами пресной воды: на юге протекают полноводные реки Нигер и Сенегал, вдоль которых сложился плодородный регион.
|
Сотни лет войн и переворотов привели к тому, что в Африке человеческая жизнь не стоит ничего |
Получается, что мировой экономический кризис последних лет заставил западные демократии искать способы решения проблемы ресурсов за счет стран третьего мира, в первую очередь Африки. И здесь на руку играет нестабильность, охватившая регион после войны в Ливии и революций Арабской весны. В северо-западной Африке мир вернулся в XIX век с его колониальной логикой международных отношений.
Колониализм XXI века |
Александр Мезяев, заведующий кафедрой конституционного и международного права Академии управления (Казань): — Резолюция Совета Безопасности ООН по Мали носит условный характер, не санкционируя интервенцию, а лишь уполномочивая Генсека ООН к 26 ноября подготовить доклад о концепции возможной операции, после чего только будет возможна санкция Совбеза на вторжение. Пока идет период подготовки доклада и происходит борьба за варианты концепции военной миссии. Франция заинтересована в освобождении севера Мали взамен на получение эксклюзивного доступа к природным ресурсам. Кроме редкоземельных металлов, используемых при производстве высокотехнологичной продукции, на севере обнаружены колоссальные запасы пресной воды. При этом США заинтересованы в использовании военной миссии для дестабилизации региона. Ситуацию в Ливии они дестабилизировали сознательно, а ведь проблемы Мали — прямое следствие этого. Подобная ситуация позволяет всем членам Совбеза одобрить военную миссию как таковую. За контроль над данной частью Африки в первую очередь конкурируют США и Китай. Париж во многом отодвинут назад. В 1994 году США провели спецоперацию по захвату Руанды, официально именуемую «руандийский геноцид». В 2011-м Вашингтон завершил спецоперацию по захвату части территории Судана путем раздела страны на север и юг. Теперь через Руанду и Уганду проводится захват Конго — самой богатой страны Африки по количеству и диапазону полезных ископаемых. http://www.expert.ua/articles/8/0/10840/ |
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.