Этим возгласом завершилось выступление патриарха Украинской православной церкви (КП) в доме писателей в минувшую среду.
Зал
был забит, стоял у дверей в коридоре. На встречу меня позвали активисты –
защитники исторического Киева, поэтому демарш не стал для меня неожиданностью. Протиснулся
в зал посмотреть, кто кричит. Молодой парень в вышиванке, (потом оказалось –
язычник), протестовал из-за уничтожения языческого капища(?) в Десятинном
переулке. Другой поважный пан (тоже в вышиванке, но в пиджаке) заломил парню
руки – дальше на это я смотреть не мог и протиснулся назад в коридор.
Парня
вывели через другие двери и, когда я увидел его снова, он, тяжело дыша, говорил
перед камерой «5-канала». Вышиванка была заляпана кровью, кровь текла у него из
носа и он утирал ее руками. Ничего себе – «встреча творческой интеллигенции с
патриархом» (как было записано в анонсе).
История,
послужившая детонатором к возмущению общественности в лице довольно узкого
круга активистов, которые, однако, пользуются молчаливой (пока что) поддержкой огромного
количества киевлян, абсолютно типична для Киева последнего десятилетия. В 2002
Киевсовет решил (дословно): «передати безоплатно будинки № 3, лит. А, Б та № 5, лит. Д
у провулку Десятинному відповідно площею 325,2 кв. м та 351,5 кв. м у власність
Української Православної Церкви Київського Патріархату».
В
этом предложении из-за юридически некорректной формулировки уже была заложена
«бомба» – по статье 60 (ч. 5) закона о местном самоуправлении Киевсовет может передавать
коммунальные объекты в пользование, аренду, продавать, покупать и … «решать
вопросы их отчуждения». Можно ли из приведенной выше цитаты однозначно сказать –
что именно решил совет: «передать» в пользование, в аренду или в собственность?
Сомнения
возникают и при дальнейшем изучении документов. Решением 2003 г. Киевсовет передал 0,17 га земли не в
собственность, а в аренду – для «эксплуатации и обслуживания» имеющихся зданий,
т. е. однозначно не для строительства, которое без изменения целевого
назначения земли будет незаконно. Было ли решение Киевсовета об изменении
целевого назначения? Однозначно – нет. Вместо этого чиновники епархии пошли по
простому, накатанному нашими варварами-застройщиками, обходному пути –
«банкротству» старых зданий.
Использовались
ли они УПЦ по назначению или стояли пустыми, сказать не берусь, жители
соседнего дома № 7 говорят, что – пустовали. Так или иначе, через 6 лет, в
2008, здания были признаны аварийными, а на прошлой неделе, – после 10 лет в
подвешенном состоянии, – они были в одну ночь снесены.
За
это время епархия получила и разрешение Черновецкого (умилительное
сотрудничество!) на проектирование и новое строительство (2007), и разрешение
на снос (2009), и разрешение на проведение строительных работ (2012). Кроме
этого – нашла денежный кошелек, некое ООО «Левадия» (не то ли, которое
хозяйничает на Троещинском рынке?), а также получила благословение ревностного
хранителя старины – неподкупного Минкульта о том, что эти здания «не могут быть
памятниками» (2008).
Сама
эта формулировка наталкивает на мысль, что ранее снесенные здания были памятниками,
а потом стали такими, что ими уже «не могут быть»!? Кто ж их довел до этого? И
куда смотрели «хранители вечности»? Может, кое-кто должен заслуженно получить
по рукам или по иному месту?
В
итоге имеем весьма сомнительную законность или, скажем прямо, почти несомненную
противоправность данной застройки, на что совершенно справедливо и указывает
общественность. Пусть не всегда в корректных формах.
Однако
главное, на мой взгляд, не это, подобных строек в Киеве – несть числа. Коренное
отличие в том, что к этой строительной, мягко говоря, комбинации причастна
православная церковь, которая не только по названию, а по слову и духу, дистанцирует
себя как украинская. Это тревожит более всего.
В
том, что большая часть запроектированной недвижимости отойдет инвестору, я не
сомневаюсь – видел договор похожего инвестора с МИД-ом по другой скандальной застройке,
на соседней Пейзажной алее, кстати, остановленной теми же активистами, которые
протестуют и сейчас. Знаете, сколько квартир там отходило дипломатам? Аж… 3%! Как
тогда все шишки сыпались на МИД, так и сейчас – все камни летят в адрес УПЦ КП
и персонально патриарха Филарета.
Замечу,
когда в подобной ситуации оказался всесильный Р. Ахметов (снос трех зданий на
Андреевском), он счел возможным пойти на диалог с общественностью, сейчас
создан (работает?) некий общественно-экспертный совет и хотя думаю, это –
стравливание пара, но тем не менее…
Второе,
что меня смущает – строительство запланировано прямо на фундаментах княжеского
дворца времен Киевской Руси. Конечно, застройщик и епархия обещают их музеефицировать,
т. е. сделать доступными для осмотра, но я – о другом.
Буквально
в 100 метрах
от этого места служители другой украинской православной церкви, (подчиненные
любителю дорогих часов и квартир московскому патриарху Кириллу), уже давно
тихой сапой (в прямом и переносном смысле) роют котлован, на месте другой погибшей
реликвии – Десятинной церкви. В первом каменном храме Киевской Руси начали
править службу, – страшно подумать! – в 996-м году.
В
том, что воссоздать ее невозможно (да и не нужно), удалось убедить самого
высокопоставленного (в недалеком прошлом) украинофила – Ющенко. Но, очевидно, в
этом трудно убедить неподверженного национальным маничкам Януковича. Многие
как в окружении президента, так и в свите патриарха Владимира (УПЦ МП) только и
мечтают начертать на стене муляжа, (макета, чучела – называйте, как хотите) золотыми
славянскими литерами свои ФИО.
Если
от других восстановленных церквей, разрушенных коммунистами и прочими
антихристами, оставались точные обмеры или близкие подражания, что и позволило
их возродить, то от Десятинной Х-го века этого – не осталось. Тем не менее, в
скудном бюджете на 2013 г.
выделено 40 млн. грн. на 10 рядов 18-метровых свай, на которых будет лежать… «накрытие»
для сохранения старинных фундаментов Десятинной. Красиво врут, не правда ли?
Есть
еще один повод для сомнений – на сколько соответствует христианской морали
строительство на костях? В 1240 Десятинная горела и рухнула под ударами стенобитных
машин Батыя. Здесь были заживо сожжены и погребены под развалинами дети, женщины, защитники
города, для которых она была последним оплотом и стала братской могилой. Не
тревожат ли души погибших тех, кто сегодня, попирая их прах ногами, правит на
этом месте службу?
Поэтому
я опасаюсь, что московская УПЦ, будет оправдывать свои деяния соседней стройкой
киевской УПЦ – почему тем можно, а нам нельзя?
На
встрече в доме писателей старый патриарх говорил мудрые и простые вещи – украинская
поместная церковь возможна лишь при независимом украинском государстве, а само государство
– при существовании единого государственного языка. В доказательство приводил
историю Украины и ее церкви. (Тут вспоминаю, что по летописи Батый привел на
Русь «сорок языков», во все времена слово «язык» было синонимом понятия
«народ»). К словам патриарха хочу только добавить – не будет независимого
государства Украина, не будет и Украинской церкви без моральных авторитетов.
Так
что – геть Филарета?
Александр Сергиенко,
«Институт города»
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.